Найти в Дзене
Велостори

Гравийник против шоссера: в чем разница?

У них одинакового вида руль баран, жесткая вилка и узкие шины, но в чем именно разница между шоссейным и гравийным велосипедом? Созданные для асфальта или трассы за его пределами, тогда как шоссейные и гравийные велосипеды имеют много общего, но есть несколько более тонких различий, которые делают их оптимизированными для разных поверхностей дорог или троп и противоположных стилей езды. Эти различия, как правило, существуют в спектре, где гоночные шоссейные велосипеды больше всего не похожи на более массивные гравийные велосипеды, а эндуранс шоссейник и вездеходные гравийные велосипеды имеют больше общего где-то посередине. Здесь мы выясняем, что отличает эти велосипеды друг от друга, прежде чем решить, действительно ли вам нужен шоссейный или гравийный велосипед, и насколько универсальным может быть гравийный велосипед для езды по дороге, для туризма и в качестве зимнего дорожного велосипеда. __________________________________________________________________________________________ Д
Оглавление

У них одинакового вида руль баран, жесткая вилка и узкие шины, но в чем именно разница между шоссейным и гравийным велосипедом?

Созданные для асфальта или трассы за его пределами, тогда как шоссейные и гравийные велосипеды имеют много общего, но есть несколько более тонких различий, которые делают их оптимизированными для разных поверхностей дорог или троп и противоположных стилей езды.

Эти различия, как правило, существуют в спектре, где гоночные шоссейные велосипеды больше всего не похожи на более массивные гравийные велосипеды, а эндуранс шоссейник и вездеходные гравийные велосипеды имеют больше общего где-то посередине.

Здесь мы выясняем, что отличает эти велосипеды друг от друга, прежде чем решить, действительно ли вам нужен шоссейный или гравийный велосипед, и насколько универсальным может быть гравийный велосипед для езды по дороге, для туризма и в качестве зимнего дорожного велосипеда.

__________________________________________________________________________________________

Для чего предназначены шоссейные и гравийные велосипеды?

Как дорожные велосипеды, так и гравийные велосипеды существуют в нескольких различных подкатегориях; они в основном предназначены либо для того, чтобы придерживаться асфальта, либо для того, чтобы съезжать с него.

В обеих категориях вы найдете велосипедистов, ориентированных на гонки, вплоть до эндуранс моделей, и все, что между ними. Конкретное назначение этих велосипедов будут определять ключевые характеристики, такие как геометрия, ширина под покрышку, материалы рамы, комплект посадки и крепления.

При этом, есть некоторые общие различия между гравийными и шоссейным велосипедами.
__________________________________________________________________________________________

Геометрия гравийного и шоссейного велосипеда

Геометрия гравийного велосипеда широко варьируется от более гоночных настроек до более раскованной компоновки. Wilier
Геометрия гравийного велосипеда широко варьируется от более гоночных настроек до более раскованной компоновки. Wilier

Длиннее, приземистее, завалистее: вероятно, термины, с которыми вы более знакомы из мира горных велосипедов, но также эти слова, можно применить к геометрии гравийника по сравнению с шоссейными велосипедами.

Требования к езде по гравию и по дороге существенно различаются.

В то время как геометрия шоссейного велосипеда имеет склонность в сторону точной управляемости и отзывчивости при быстрой езде, гонщики по гравию стремятся к стабильности и возможностям на более сложной местности, а также к максимальному комфорту в течение долгих дней в седле.

По этим причинам геометрия шоссейных и гравийных велосипедов существенно отличается. Гравийные велосипеды имеют более длинную колесную базу и меньший угол наклона рулевой колонки для обеспечения дополнительной устойчивости, точно так же, как выкат переднего колеса велосипеда, как правило, длиннее, чем на велосипеде для пересеченной местности.

Гравийные велосипеды, как правило, проектируются с учетом более вертикального положения тела велосипедиста, за исключением гоночных железных коней, и поэтому имеют меньший вылет и более высокий стек, чем у многих шоссейных велосипедов. Эндуранс шоссеры также имеют менее агрессивную посадку, поэтому здесь могут быть некоторые совпадения.

Некоторые гравийные велосипеды имеют наклонную верхнюю трубу, которая не только оставляет более открытым подседельный штырь, обеспечивая немного больше гибкости по сравнению с более жестким конструкциями, но также обеспечивает более легкую маневренность по сравнению с традиционной прямой верхней трубой.

Шины и грязевой зазор

Некоторые гравийные велосипеды, такие как Fairlight Faran, имеют сверх широкий грязевой зазор шин для более сложных маршрутов. Fairlight
Некоторые гравийные велосипеды, такие как Fairlight Faran, имеют сверх широкий грязевой зазор шин для более сложных маршрутов. Fairlight

Шины - и, что не менее важно, грязевой зазор - одно из самых больших различий между гравийными и шоссейными велосипедами.

В то время как многие дорожные велосипеды спроектированы под шины шириной 28 мм – или, возможно, до 32 мм для прогрессивных эндуранс шоссеров – шины для гравийных велосипедов, как правило, не уже 35 мм, расширяясь до области горных велосипедов для кросс-кантри на 2 дюйма (50 мм) и более.

Зазор между передней вилкой, верхними и нижними перьями определяет максимальную ширину шин, которые можно использовать. Как правило, для гравийных велосипедов он намного шире, что позволяет использовать больший диапазон шин и протекторов, а также имеет крайне важное значение для очистки от грязи в более влажных и липких условиях.

В то время как почти все шоссейные шины гладкие, гравийные совсем не такие. TWB, Wilderness Trail Bikes
В то время как почти все шоссейные шины гладкие, гравийные совсем не такие. TWB, Wilderness Trail Bikes

Там, где у некоторых гравийных велосипедов грязевой зазор шин ограничен, бренды или гонщики могут выбрать колеса 650b, чтобы иметь возможность установить более толстую шину без необходимости менять раму.

Почти все шоссейные велосипеды оснащены колесами 700c, за исключением некоторых велосипедов меньшего размера, в которых используются колеса 650b или 650c для сохранения более пропорциональной геометрии.

Почти все шоссейные шины гладкие, в то время как почти все гравийные шины имеют хотя бы какой-то рисунок протектора. Это будет зависит от условий использования, с полу-гладкими шинами для быстрых и сухих гонок и с агрессивными шипами для лучшего сцепления с грязью и для технически сложных условий.

Материал рамы

Стальные рамы, безусловно, чаще используются для гравийных велосипедов, чем для шоссейных. Дункан Филпотт / Immediate Media
Стальные рамы, безусловно, чаще используются для гравийных велосипедов, чем для шоссейных. Дункан Филпотт / Immediate Media

И шоссейные, и гравийные велосипеды производятся из различных материалов: алюминия, углеволокна, стали и титана.

У каждого материала есть свои плюсы и минусы, от бюджета до долговечности, веса и свойств поглощения вибрации.

Конечно, материалы тоже могут сильно различаться: например, марка стали может иметь огромное влияние на вес рамы.

Сталь, как правило, более популярна в мире гравийных велосипедов, чем в шоссейном велоспорте, благодаря своей прочности, долговечности и качеству езды, снижающему вибрации, а также популярности нестандартных конструкций в этой категории.

Углеродное волокно позволяет использовать некоторые интересные функции, такие как отсек для хранение в нижней трубе, используемый Specialized, Trek, Orbea и другими производителями. Orbea
Углеродное волокно позволяет использовать некоторые интересные функции, такие как отсек для хранение в нижней трубе, используемый Specialized, Trek, Orbea и другими производителями. Orbea

При этом углеродное волокно по-прежнему является самым популярным материалом в обеих категориях для сборки более высококлассного продукта из-за его жесткости, легкости, качества и свойства поглощать вибрации.

Рамы из алюминиевого сплава чаще встречаются в бюджетном сегменте с прочной конструкцией по относительно невысокой цене, идеально подходящей для начинающих любителей гравия.

Титановые рамы очень востребованы и находятся в премиум-сегменте. Титан часто рекламируется как обеспечивающий превосходные ездовые качества, при этом он более легкий и устойчивый к усталостному разрушению, чем сталь.

Точки крепления

Больше точек крепления означает, что вы можете добавить на вилку крепления для багажа или флягодержатели. Фил Холл / Immediate Media
Больше точек крепления означает, что вы можете добавить на вилку крепления для багажа или флягодержатели. Фил Холл / Immediate Media

В то время как гоночные шоссейные велосипеды, вероятно, будут иметь очень мало точек крепления, рассчитанных только на креплении пары фляг в треугольнике рамы, эндуранс, городские и зимние шоссейные велосипеды, вероятно, будут иметь больше креплений, чтобы вы могли установить брызговики, багажники и больше флягодержателей.

То же самое относится и к гравийному царству: более гоночные модели урезаны и вмещают всего несколько бутылок, в то время как велосипеды, ориентированные на туризм, могут быть почти покрыты бонками, от верхней трубы до вилки и нижней трубы.

Комплект посадки

Руль с расширенным нижним хватом, специально предназначен для гравия, обеспечивает более широкое и стабильное положение при спуске. Саймон Бромли / Immediate Media
Руль с расширенным нижним хватом, специально предназначен для гравия, обеспечивает более широкое и стабильное положение при спуске. Саймон Бромли / Immediate Media

Хотя на первый взгляд шоссейные и гравийные велосипеды кажутся очень похожими, при более внимательном рассмотрении часто можно обнаружить тонкие различия, включая комплект посадки: подседельные штыри, выносы, руль и седла.

Гоночные шоссейные велосипеды оптимизированы для эффективности, как с точки зрения педалирования, так и аэродинамики, поэтому неудивительно, обнаружить на них руль и подседельный штырь аэродинамической формы.

Несмотря на то, что мы сталкиваемся с некоторыми аэродинамическими комплектами посадки на гравийных велосипедах, характеристики, обеспечивающие более стабильную управляемость и сглаживающие вибрацию от неровности трассы опции, как правило, более распространены.

Руль с расширенным нижним хватом обеспечивает более широкое и устойчивое положение для спуска по неровным поверхностям и стал очень популярным выбором на гравийных велосипедах. На некоторых гравийниках также используются плоские рули.

Умный подседельный штырь Canyon VCLS с листовой рессорой — один из вариантов, позволяющих сгладить поездки по неровностям. Мэтью Лавридж / Immediate Media
Умный подседельный штырь Canyon VCLS с листовой рессорой — один из вариантов, позволяющих сгладить поездки по неровностям. Мэтью Лавридж / Immediate Media

Некоторые гравийные велосипеды также оснащены подседельными штырями, разработанными для обеспечения комфорта на пересеченной местности, например, Canyon VCLS 2.0.

Вы также можете найти здесь более продвинутые технологии с амортизирующими подседельными штырями, гидравлические и даже с амортизирующими рессорами и прочими конструкциями. Они могут либо входить в комплект поставки, либо добавлены в качестве опций.

Подвеска

Вилка RockShox Rudy Ultimate XPLR — одна из первых гравийных подвесок. Энди Ллойд / Immediate Media
Вилка RockShox Rudy Ultimate XPLR — одна из первых гравийных подвесок. Энди Ллойд / Immediate Media

Это растущая тенденция в гравийном секторе: от встроенной микроподвески рамы в несколько миллиметров хода, как на новом BMC URS LT, до компонентов подвески на рынке запчастей, таких как вилка RockShox Rudy Ultimate XPLR с ходом до 40 мм.

Интересно, что происхождение интегрированной в раму подвески для гравийных велосипедов на самом деле можно отнести к шоссе, где классические весенние гонки, такие как Париж - Рубе и Тур Фландрии, вызвали гонку вооружений в разработке шоссейной микроподвески для преодоления неровности дорожного покрытия на высокой скорости.

Specialized Future Shock в действии. Джек Люк / Immediate Media
Specialized Future Shock в действии. Джек Люк / Immediate Media

Хотя, скорее всего, вы увидите подвеску на гравийных велосипедах, для уменьшения усталости при длительных и суровых поездках или для добавления небольшого технического потенциала, но вы все равно можете увидеть функции микроподвески на эндуранс шоссейниках, в таких комплектах как Specialized Roubaix Future Shock 2.0.

Педали

Двусторонние педали SPD, как правило, наиболее популярны среди гравийных гонщиков. Милдред Локк / Immediate Media
Двусторонние педали SPD, как правило, наиболее популярны среди гравийных гонщиков. Милдред Локк / Immediate Media

Шоссейные гонщики, как правило, предпочитают педали для шоссейных велосипедов с тремя болтами в стиле SPD-SL, тогда как гравийные гонщики, как правило, выбирают педали для горных велосипедов в стиле SPD с двумя болтами, за некоторыми исключениями.

Поскольку вы, скорее всего, проведете на пересеченной местности некоторое время без велосипеда, износостойкие металлические площадки крепления SPD намного лучше подойдут для езды по бездорожью, а педали пристегиваются с обоих сторон, что может быть действительно полезным. Лучшие вело туфли для гравийного велосипеда, как правило, разрабатываются с учетом этой системы педалей и крепежных площадок.

Вам нужно будет подобрать тип обуви к тому же типу педали, в данном случае крепление SPD с двумя болтами. Дэвид Кодери / Immediate Media
Вам нужно будет подобрать тип обуви к тому же типу педали, в данном случае крепление SPD с двумя болтами. Дэвид Кодери / Immediate Media

Некоторые гравийные гонщики предпочитают "топталки" (MTB педали), которые имеют большую платформу, или даже плоские педали для более техничной или очень грязной езды. Они также могут полезными для многодневных туров.

Педали с креплением SPD-SL, как правило, предпочитают в шоссе за их высокую эффективность в педалировании, в сочетании с шоссейными туфлями с более жесткой подошвой, и обычно используются на бездорожье только на одноэтапных гонках по гравию, таких как SBT GRVL.

Действительно ли мне нужен гравийный велосипед, если у меня есть эндуранс шоссейник?

Разрыв между эндуранс шоссейниками и гравийными велосипедами становится все меньше. Дэвид Кодери / Immediate Media
Разрыв между эндуранс шоссейниками и гравийными велосипедами становится все меньше. Дэвид Кодери / Immediate Media

Как вы уже могли заметить, различия между шоссейными эндуранс велосипедами и гравийными велосипедами является небольшими, с отличием в более вертикальной, ориентированной на комфорт геометрией рамы, грязевым зазором для более широких шин и даже иногда с элементами рамы для гашения вибраций от неровностей дороги для гравийных велосипедов.

Итак, если у вас уже есть шоссейный эндуранс велосипед, действительно ли вам нужен гравийный велосипед?

Ответ на этот вопрос полностью зависит от того, что вы хотите делать в своих поездках, и обычно это сводится к ширине шины и виду протектора.

Несколько лет назад Domane от Trek мог бы стать полноценным гравийным велосипедом. Рассел Бертон / Immediate Media
Несколько лет назад Domane от Trek мог бы стать полноценным гравийным велосипедом. Рассел Бертон / Immediate Media

Если вам нравится преодолевать шероховатое дорожное покрытие или более гладкий, плотно утрамбованный гравий в сухую погоду, то эндуранс шоссейника будет более чем достаточно.

У многих теперь есть больше пространства для более широких, гладких шин, плюс немного дополнительного места для грязевого зазора, или вы даже можете установить шипастую резину. Например, Trek Domane имеет зазор для шин диаметром до 38 мм, что, по сути, является ограниченным приделом области гравийных велосипедов.

Как только вы начнете искать более грубые, скалистые, трассы с корнями и более технические участки и тропы, а также круглогодичные условия бездорожья, гравийный велосипед действительно станет более практичным выбором.

Посмотрим правде в глаза, за исключением нескольких районов США и некоторых более отдаленных национальных парков в Европе, идея катания по гравию для большинства людей на самом деле универсальна: одноколейный путь, двухколейный путь, тропа с краю дороги, тропинки вдоль канала, лесные дороги и даже некоторые более спокойные трассы для горных велосипедов.

Более широкие шины и более комфортная геометрия рамы действительно помогают на более крутой и ухабистой местности, поэтому подумайте о гравийном велосипеде, если вы ищете способного скакуна на участках для бездорожья.

Могу ли я использовать свой гравийный велосипед для асфальтированных дорог?

Начиная с грязи и заканчивая дорогой, нет абсолютно никаких причин, по которым вы не можете ездить на своем гравийном велосипеде по асфальту. Феликс Смит / Immediate Media
Начиная с грязи и заканчивая дорогой, нет абсолютно никаких причин, по которым вы не можете ездить на своем гравийном велосипеде по асфальту. Феликс Смит / Immediate Media

Вы, безусловно, можете использовать свой гравийный велосипед для асфальтированных дорог: на самом деле вам, вероятно, придется проехать хотя бы короткие участки дороги, чтобы соединить сегменты внедорожных и грунтовых трасс.

Если вы хотите использовать свой гравийный велосипед исключительно на дороге, возможно, стоит заменить шины на что-то более гладкое, если вы используете гравийные шины с более агрессивным протектором. Это поможет снизить сопротивление качению и даст вам скоростные ощущения на гладком асфальте по сравнению с гравийными шинами, которые иногда могут показаться немного тягучими или вялыми на дороге.

Использование гравийной шины с гладкой частью протектора посередине или полуслика поможет вам плавно двигаться по дороге. Teravail
Использование гравийной шины с гладкой частью протектора посередине или полуслика поможет вам плавно двигаться по дороге. Teravail

Поскольку вы обычно чувствуете меньшее сопротивление качения от дороги по сравнению с более рыхлыми гравийными трассами, вы можете обнаружить, что трансмиссия на вашем гравийном велосипеде не оптимизирована для асфальтированных дорог. Например, если вы используете гравийный велосипед на самой большой передней звезде, у вас могут закончиться высшие передачи на спуске по гладкому асфальту.

Если вы планируете купить гравийный велосипед, который, вы также хотели бы использовать на дорогах, подумайте о трансмиссии с 2-мя звездами спереди, чтобы увеличить диапазон передач.

Могу ли я использовать гравийник в качестве зимнего велосипеда?

Может ли гравийный велосипед помочь вам прокатать зиму? Саймон фон Бромли / Immediate Media
Может ли гравийный велосипед помочь вам прокатать зиму? Саймон фон Бромли / Immediate Media

С массивными шинами, защищающими от выбоин, большим зазором для брызговиков и менее агрессивной посадкой, гравийные велосипеды могут стать одними из лучших зимних велосипедов для базового пробега.

Гравийные велосипеды почти всегда оснащены дисковыми тормозами, и чаще всего гидравлическими. Они обеспечивают действительно отличную эффективность торможения, даже когда они мокрые. Кроме того, тормозными ручками легко управлять, даже если у вас замершие руки.

Поскольку гравийные велосипеды часто (хотя и не всегда) поставляются с креплениями для брызговиков и багажника, они подходят не только как зимний велосипед, но и для туристического сценария использования. Это дополняется более вертикальной и удобной посадкой, которая похожа на то, что вы найдете в большинстве велосипедов для туризма.

Двойное назначение вашего велосипеда также может оказаться очень полезным, если вы ограничены в пространстве для хранения или бюджете.

Один велосипед, две пары колес?

Один комплект для дорог, другой для троп? Робин Фуртадо / Immediate Media
Один комплект для дорог, другой для троп? Робин Фуртадо / Immediate Media

Все больше и больше гонщиков используют этот умный подход, выбирая один гравийный велосипед с двумя парами колес, чтобы иметь возможность преодолевать различные рельефы местности и легко переключаться между настройками велосипеда.

Как правило, у вас будет пара колес 700c с гладкими дорожными шинами, предназначенных для быстрой езды по асфальту, а также пара колес 650b с более толстым, грязевым протектором на шинах большего объема для более ориентированных на бездорожье поездок.

Поскольку вам просто нужно заменить колеса, а не мучится со сложным процессом замены шин (особенно когда речь идет о бескамерных шинах), это делает ваш единственный велосипед гораздо более универсальным.

Если вы рассматриваете этот вариант, тщательно подумайте о том, каковы ваши приоритеты. Вам нужно будет выбрать передачу и настройки, которые будут наилучшим компромиссом для вас между этими двумя стилями езды.

___

Источник: bikeradar.com

Перевод: Шитов Максим