У них одинакового вида руль баран, жесткая вилка и узкие шины, но в чем именно разница между шоссейным и гравийным велосипедом?
Созданные для асфальта или трассы за его пределами, тогда как шоссейные и гравийные велосипеды имеют много общего, но есть несколько более тонких различий, которые делают их оптимизированными для разных поверхностей дорог или троп и противоположных стилей езды.
Эти различия, как правило, существуют в спектре, где гоночные шоссейные велосипеды больше всего не похожи на более массивные гравийные велосипеды, а эндуранс шоссейник и вездеходные гравийные велосипеды имеют больше общего где-то посередине.
Здесь мы выясняем, что отличает эти велосипеды друг от друга, прежде чем решить, действительно ли вам нужен шоссейный или гравийный велосипед, и насколько универсальным может быть гравийный велосипед для езды по дороге, для туризма и в качестве зимнего дорожного велосипеда.
__________________________________________________________________________________________
Для чего предназначены шоссейные и гравийные велосипеды?
Как дорожные велосипеды, так и гравийные велосипеды существуют в нескольких различных подкатегориях; они в основном предназначены либо для того, чтобы придерживаться асфальта, либо для того, чтобы съезжать с него.
В обеих категориях вы найдете велосипедистов, ориентированных на гонки, вплоть до эндуранс моделей, и все, что между ними. Конкретное назначение этих велосипедов будут определять ключевые характеристики, такие как геометрия, ширина под покрышку, материалы рамы, комплект посадки и крепления.
При этом, есть некоторые общие различия между гравийными и шоссейным велосипедами.
__________________________________________________________________________________________
Геометрия гравийного и шоссейного велосипеда
Длиннее, приземистее, завалистее: вероятно, термины, с которыми вы более знакомы из мира горных велосипедов, но также эти слова, можно применить к геометрии гравийника по сравнению с шоссейными велосипедами.
Требования к езде по гравию и по дороге существенно различаются.
В то время как геометрия шоссейного велосипеда имеет склонность в сторону точной управляемости и отзывчивости при быстрой езде, гонщики по гравию стремятся к стабильности и возможностям на более сложной местности, а также к максимальному комфорту в течение долгих дней в седле.
По этим причинам геометрия шоссейных и гравийных велосипедов существенно отличается. Гравийные велосипеды имеют более длинную колесную базу и меньший угол наклона рулевой колонки для обеспечения дополнительной устойчивости, точно так же, как выкат переднего колеса велосипеда, как правило, длиннее, чем на велосипеде для пересеченной местности.
Гравийные велосипеды, как правило, проектируются с учетом более вертикального положения тела велосипедиста, за исключением гоночных железных коней, и поэтому имеют меньший вылет и более высокий стек, чем у многих шоссейных велосипедов. Эндуранс шоссеры также имеют менее агрессивную посадку, поэтому здесь могут быть некоторые совпадения.
Некоторые гравийные велосипеды имеют наклонную верхнюю трубу, которая не только оставляет более открытым подседельный штырь, обеспечивая немного больше гибкости по сравнению с более жестким конструкциями, но также обеспечивает более легкую маневренность по сравнению с традиционной прямой верхней трубой.
Шины и грязевой зазор
Шины - и, что не менее важно, грязевой зазор - одно из самых больших различий между гравийными и шоссейными велосипедами.
В то время как многие дорожные велосипеды спроектированы под шины шириной 28 мм – или, возможно, до 32 мм для прогрессивных эндуранс шоссеров – шины для гравийных велосипедов, как правило, не уже 35 мм, расширяясь до области горных велосипедов для кросс-кантри на 2 дюйма (50 мм) и более.
Зазор между передней вилкой, верхними и нижними перьями определяет максимальную ширину шин, которые можно использовать. Как правило, для гравийных велосипедов он намного шире, что позволяет использовать больший диапазон шин и протекторов, а также имеет крайне важное значение для очистки от грязи в более влажных и липких условиях.
Там, где у некоторых гравийных велосипедов грязевой зазор шин ограничен, бренды или гонщики могут выбрать колеса 650b, чтобы иметь возможность установить более толстую шину без необходимости менять раму.
Почти все шоссейные велосипеды оснащены колесами 700c, за исключением некоторых велосипедов меньшего размера, в которых используются колеса 650b или 650c для сохранения более пропорциональной геометрии.
Почти все шоссейные шины гладкие, в то время как почти все гравийные шины имеют хотя бы какой-то рисунок протектора. Это будет зависит от условий использования, с полу-гладкими шинами для быстрых и сухих гонок и с агрессивными шипами для лучшего сцепления с грязью и для технически сложных условий.
Материал рамы
И шоссейные, и гравийные велосипеды производятся из различных материалов: алюминия, углеволокна, стали и титана.
У каждого материала есть свои плюсы и минусы, от бюджета до долговечности, веса и свойств поглощения вибрации.
Конечно, материалы тоже могут сильно различаться: например, марка стали может иметь огромное влияние на вес рамы.
Сталь, как правило, более популярна в мире гравийных велосипедов, чем в шоссейном велоспорте, благодаря своей прочности, долговечности и качеству езды, снижающему вибрации, а также популярности нестандартных конструкций в этой категории.
При этом углеродное волокно по-прежнему является самым популярным материалом в обеих категориях для сборки более высококлассного продукта из-за его жесткости, легкости, качества и свойства поглощать вибрации.
Рамы из алюминиевого сплава чаще встречаются в бюджетном сегменте с прочной конструкцией по относительно невысокой цене, идеально подходящей для начинающих любителей гравия.
Титановые рамы очень востребованы и находятся в премиум-сегменте. Титан часто рекламируется как обеспечивающий превосходные ездовые качества, при этом он более легкий и устойчивый к усталостному разрушению, чем сталь.
Точки крепления
В то время как гоночные шоссейные велосипеды, вероятно, будут иметь очень мало точек крепления, рассчитанных только на креплении пары фляг в треугольнике рамы, эндуранс, городские и зимние шоссейные велосипеды, вероятно, будут иметь больше креплений, чтобы вы могли установить брызговики, багажники и больше флягодержателей.
То же самое относится и к гравийному царству: более гоночные модели урезаны и вмещают всего несколько бутылок, в то время как велосипеды, ориентированные на туризм, могут быть почти покрыты бонками, от верхней трубы до вилки и нижней трубы.
Комплект посадки
Хотя на первый взгляд шоссейные и гравийные велосипеды кажутся очень похожими, при более внимательном рассмотрении часто можно обнаружить тонкие различия, включая комплект посадки: подседельные штыри, выносы, руль и седла.
Гоночные шоссейные велосипеды оптимизированы для эффективности, как с точки зрения педалирования, так и аэродинамики, поэтому неудивительно, обнаружить на них руль и подседельный штырь аэродинамической формы.
Несмотря на то, что мы сталкиваемся с некоторыми аэродинамическими комплектами посадки на гравийных велосипедах, характеристики, обеспечивающие более стабильную управляемость и сглаживающие вибрацию от неровности трассы опции, как правило, более распространены.
Руль с расширенным нижним хватом обеспечивает более широкое и устойчивое положение для спуска по неровным поверхностям и стал очень популярным выбором на гравийных велосипедах. На некоторых гравийниках также используются плоские рули.
Некоторые гравийные велосипеды также оснащены подседельными штырями, разработанными для обеспечения комфорта на пересеченной местности, например, Canyon VCLS 2.0.
Вы также можете найти здесь более продвинутые технологии с амортизирующими подседельными штырями, гидравлические и даже с амортизирующими рессорами и прочими конструкциями. Они могут либо входить в комплект поставки, либо добавлены в качестве опций.
Подвеска
Это растущая тенденция в гравийном секторе: от встроенной микроподвески рамы в несколько миллиметров хода, как на новом BMC URS LT, до компонентов подвески на рынке запчастей, таких как вилка RockShox Rudy Ultimate XPLR с ходом до 40 мм.
Интересно, что происхождение интегрированной в раму подвески для гравийных велосипедов на самом деле можно отнести к шоссе, где классические весенние гонки, такие как Париж - Рубе и Тур Фландрии, вызвали гонку вооружений в разработке шоссейной микроподвески для преодоления неровности дорожного покрытия на высокой скорости.
Хотя, скорее всего, вы увидите подвеску на гравийных велосипедах, для уменьшения усталости при длительных и суровых поездках или для добавления небольшого технического потенциала, но вы все равно можете увидеть функции микроподвески на эндуранс шоссейниках, в таких комплектах как Specialized Roubaix Future Shock 2.0.
Педали
Шоссейные гонщики, как правило, предпочитают педали для шоссейных велосипедов с тремя болтами в стиле SPD-SL, тогда как гравийные гонщики, как правило, выбирают педали для горных велосипедов в стиле SPD с двумя болтами, за некоторыми исключениями.
Поскольку вы, скорее всего, проведете на пересеченной местности некоторое время без велосипеда, износостойкие металлические площадки крепления SPD намного лучше подойдут для езды по бездорожью, а педали пристегиваются с обоих сторон, что может быть действительно полезным. Лучшие вело туфли для гравийного велосипеда, как правило, разрабатываются с учетом этой системы педалей и крепежных площадок.
Некоторые гравийные гонщики предпочитают "топталки" (MTB педали), которые имеют большую платформу, или даже плоские педали для более техничной или очень грязной езды. Они также могут полезными для многодневных туров.
Педали с креплением SPD-SL, как правило, предпочитают в шоссе за их высокую эффективность в педалировании, в сочетании с шоссейными туфлями с более жесткой подошвой, и обычно используются на бездорожье только на одноэтапных гонках по гравию, таких как SBT GRVL.
Действительно ли мне нужен гравийный велосипед, если у меня есть эндуранс шоссейник?
Как вы уже могли заметить, различия между шоссейными эндуранс велосипедами и гравийными велосипедами является небольшими, с отличием в более вертикальной, ориентированной на комфорт геометрией рамы, грязевым зазором для более широких шин и даже иногда с элементами рамы для гашения вибраций от неровностей дороги для гравийных велосипедов.
Итак, если у вас уже есть шоссейный эндуранс велосипед, действительно ли вам нужен гравийный велосипед?
Ответ на этот вопрос полностью зависит от того, что вы хотите делать в своих поездках, и обычно это сводится к ширине шины и виду протектора.
Если вам нравится преодолевать шероховатое дорожное покрытие или более гладкий, плотно утрамбованный гравий в сухую погоду, то эндуранс шоссейника будет более чем достаточно.
У многих теперь есть больше пространства для более широких, гладких шин, плюс немного дополнительного места для грязевого зазора, или вы даже можете установить шипастую резину. Например, Trek Domane имеет зазор для шин диаметром до 38 мм, что, по сути, является ограниченным приделом области гравийных велосипедов.
Как только вы начнете искать более грубые, скалистые, трассы с корнями и более технические участки и тропы, а также круглогодичные условия бездорожья, гравийный велосипед действительно станет более практичным выбором.
Посмотрим правде в глаза, за исключением нескольких районов США и некоторых более отдаленных национальных парков в Европе, идея катания по гравию для большинства людей на самом деле универсальна: одноколейный путь, двухколейный путь, тропа с краю дороги, тропинки вдоль канала, лесные дороги и даже некоторые более спокойные трассы для горных велосипедов.
Более широкие шины и более комфортная геометрия рамы действительно помогают на более крутой и ухабистой местности, поэтому подумайте о гравийном велосипеде, если вы ищете способного скакуна на участках для бездорожья.
Могу ли я использовать свой гравийный велосипед для асфальтированных дорог?
Вы, безусловно, можете использовать свой гравийный велосипед для асфальтированных дорог: на самом деле вам, вероятно, придется проехать хотя бы короткие участки дороги, чтобы соединить сегменты внедорожных и грунтовых трасс.
Если вы хотите использовать свой гравийный велосипед исключительно на дороге, возможно, стоит заменить шины на что-то более гладкое, если вы используете гравийные шины с более агрессивным протектором. Это поможет снизить сопротивление качению и даст вам скоростные ощущения на гладком асфальте по сравнению с гравийными шинами, которые иногда могут показаться немного тягучими или вялыми на дороге.
Поскольку вы обычно чувствуете меньшее сопротивление качения от дороги по сравнению с более рыхлыми гравийными трассами, вы можете обнаружить, что трансмиссия на вашем гравийном велосипеде не оптимизирована для асфальтированных дорог. Например, если вы используете гравийный велосипед на самой большой передней звезде, у вас могут закончиться высшие передачи на спуске по гладкому асфальту.
Если вы планируете купить гравийный велосипед, который, вы также хотели бы использовать на дорогах, подумайте о трансмиссии с 2-мя звездами спереди, чтобы увеличить диапазон передач.
Могу ли я использовать гравийник в качестве зимнего велосипеда?
С массивными шинами, защищающими от выбоин, большим зазором для брызговиков и менее агрессивной посадкой, гравийные велосипеды могут стать одними из лучших зимних велосипедов для базового пробега.
Гравийные велосипеды почти всегда оснащены дисковыми тормозами, и чаще всего гидравлическими. Они обеспечивают действительно отличную эффективность торможения, даже когда они мокрые. Кроме того, тормозными ручками легко управлять, даже если у вас замершие руки.
Поскольку гравийные велосипеды часто (хотя и не всегда) поставляются с креплениями для брызговиков и багажника, они подходят не только как зимний велосипед, но и для туристического сценария использования. Это дополняется более вертикальной и удобной посадкой, которая похожа на то, что вы найдете в большинстве велосипедов для туризма.
Двойное назначение вашего велосипеда также может оказаться очень полезным, если вы ограничены в пространстве для хранения или бюджете.
Один велосипед, две пары колес?
Все больше и больше гонщиков используют этот умный подход, выбирая один гравийный велосипед с двумя парами колес, чтобы иметь возможность преодолевать различные рельефы местности и легко переключаться между настройками велосипеда.
Как правило, у вас будет пара колес 700c с гладкими дорожными шинами, предназначенных для быстрой езды по асфальту, а также пара колес 650b с более толстым, грязевым протектором на шинах большего объема для более ориентированных на бездорожье поездок.
Поскольку вам просто нужно заменить колеса, а не мучится со сложным процессом замены шин (особенно когда речь идет о бескамерных шинах), это делает ваш единственный велосипед гораздо более универсальным.
Если вы рассматриваете этот вариант, тщательно подумайте о том, каковы ваши приоритеты. Вам нужно будет выбрать передачу и настройки, которые будут наилучшим компромиссом для вас между этими двумя стилями езды.
___
Источник: bikeradar.com
Перевод: Шитов Максим