Найти тему
antenna.ru - антенна.ру

Радиостанции на Дрейфующей станции «Северный полюс-1»

Дрейфующая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1», «СП», «СП-1») — первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Советский исследователь и полярник В.Ю.Визе в 1929 году предложил идею, что можно не "вмораживать" корабль во льды, а попросту высадить экспедицию на лед и пустить ее в дрейф вместе с ним. Это было очень кстати, ведь в 30 - е годы XX века началась эксплуатация Северного морского пути, и чтобы избежать разного рода происшествий, связанных с изменениями погоды, необходимо было иметь ее прогноз. И в 1936 году начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт предложил создать дрейфующую станцию, которая бы в течение года провела гидрологические и метеорологические исследования.

Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Петрович Ширшов.

Фотография. На дрейф. станции "СП-1". Метеобудка, радиопалатка, ветряной двигатель. Экспедиция по снятию со льдины дрейф. станции "СП-1". Гренландское море.
Фотография. На дрейф. станции "СП-1". Метеобудка, радиопалатка, ветряной двигатель. Экспедиция по снятию со льдины дрейф. станции "СП-1". Гренландское море.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20-ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.

Радиоаппапратура дрейф. ст. "СП-1" готова к погрузке на л/п "Таймыр". Экспедиция по снятию со льдины дрейф. станции "СП-1". Гренландское море.
Радиоаппапратура дрейф. ст. "СП-1" готова к погрузке на л/п "Таймыр". Экспедиция по снятию со льдины дрейф. станции "СП-1". Гренландское море.

Ежедневно Кренкель устанавливал связь с Большой Землёй и передавал сводку сделанного за день, принимал радиограммы. И всё это азбукой Морзе, если что. Специально для радиостанции полярники построили снежный домик:

-3

Обратите внимание на деталь интерьера:

Я всегда считал «Маузер Папанина» веселой байкой, к реальности отношение имеющей весьма посредственное. А тут такой пруф скрывают)
Я всегда считал «Маузер Папанина» веселой байкой, к реальности отношение имеющей весьма посредственное. А тут такой пруф скрывают)
О Маузере Папанина подробнее. Но на фото не маузер, а револьвер системы Нагана.

Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

-5

Всего экспедиция пробыла на льдине 274 дня, и за это время на льдине проплыла 2200 км. Это время было потрачено на научные исследования и наблюдения:

  • было произведено 33 промера глубин в разных местах Северного ледовитого океана, в 14 случаях глубина оказывалась более 3 км
  • 600 измерений скорости течений, установлено наблюдение за изменением скорости по мере удаления от полюса
  • также велось наблюдение за атмосферным электричеством, велись магнитные измерения
  • метеонаблюдения по программе полярных станций
  • передача метеосводок каждые 2 часа, во время перелета Чкалова, Громова и Леваневского.