Оглавление
Мы проснулись часов в восемь утра. Я заметил, что летом спать в машине немного душновато (я бы предпочёл палатку). Окно я открыл совсем чуть-чуть, чтобы не налетали комары - и с утра было ощущение будто лёгкого похмелья. Видимо, притока воздуха не хватало. Проснувшись, я первым делом открыл дверь, чтобы проветрить салон.
День планировался свободным от бездорожья и различных приключений: нам нужно было просто добраться по грейдеру из Вологодской области в Костромскую. Поэтому мы собирались не спеша. Приготовили плотный завтрак из нескольких блюд. Когда Александра собралась жарить яичницу и раздумывала, не добавить ли туда помидоров, я предложил добавить их вместе с колбасой. И сам же взялся за приготовление блюда. Саша пошутила:
- В кафе "У Александры" сегодня приглашённый шеф-повар!
Позавтракав, мы почистили внутренности колёсных дисков от глины (налипшей на них в ходе борьбы с бездорожьем левого берега Сухоны), чтобы побороть дисбаланс колёс. Долго отскребали вязкую субстанцию деревянными палочками. Выехали мы уже в начале одиннадцатого. Езда по асфальту показала, что у моего Ховера дисбаланс пропал не полностью, но 100 км/ч можно было ехать достаточно комфортно. Саша же сказал, что у его Хавала ситуация стала только хуже. Поэтому мы двигались тихонько, со скоростью 80-90 км/ч. В таком темпе доехали до Нюксеницы, где заправились на "Лукойле". (Я отметил, что в этот раз в наши бензобаки влез одинаковый объём топлива: поскольку езды со скоростью 120 км/ч больше не было, экспедиционный багажник Ховера не так сильно сказывался на расходе бензина.) Саша раздобыл на заправке ведро воды - и они с супругой принялись дочиста отмывать диски от глины.
АЗС выглядит непрезентабельно, но это - настоящий "Лукойл" (я проверил по кассовому чеку), поэтому можно не переживать насчёт качества топлива. И вот ведро с водой выдают, если попросить.
Я свои диски мыть водой не стал, а просто ещё раз поскоблил изнутри палочкой. Чтобы вырезать палочку, зашёл в лес рядом с АЗС - а там... Эта заправка не самая шикарная, туалета на ней нет, вот весь окрестный лес и был обильно усеян кучами, использованной туалетной бумагой и разным мусором.
Тем временем экипаж Хавала отмыл свои диски дочиста, и мы продолжили свой путь.
В Нюксенице мы пересекли Сухону по мосту, ещё раз полюбовавшись красотами этой реки. Отсутствие дисбаланса в колёсах позволяло двигаться со скоростью 110 км/ч.
Один раз мы остановились возле придорожных торговцев: Саша с женой захотели купить черники. Далее двигались до самой Тотьмы без остановок с хорошей скоростью. Шоссе было ровное, асфальт хороший, а обгонять кого-либо приходилось нечасто. Хотя пустынной дорогу тоже нельзя было назвать: движение транспорта всё-таки присутствовало. Ближе к Тотьме мы увидели на дороге сбитого насмерть лисёнка, над которым кружил стервятник. Увидев приближающиеся к нему наши автомобили, он нехотя поднялся выше - будто хулиган в школе, поневоле вынужденный прекратить приставания к своей жертве при появлении учительницы, но бубнящий себе под нос: "Ничего-ничего, вот она зайдёт в учительскую - и мы с тобой продолжим".
В Тотьме мы свернули налево с этого шоссе, которое далее вело в Вологду. На повороте по-прежнему располагается кемпинг "Аляска", в котором мы с папой ночевали в январе 2016 года (по-моему, домиков в нём даже стало больше - я порадовался, что хорошее заведение растёт и развивается). Снова пересекли по мосту Сухону, снова полюбовавшись ею. Время было около часа дня, мы двигались в хорошем темпе, который сохранился и после Тотьмы: до села имени Бабушкина мы ехали по асфальтовой дороге Тотьма - Никольск. Само село довольно большое, в нём присутствует даже заправка "Лукойл".
Маршрут до Иды в OsmAnd у меня уже был построен. Навигатор в самом начале села повёл меня направо, на грейдер. Мы свернули и остановились немного посовещаться. Предусмотрительный Саша заранее скачал спутниковые снимки местности - и на них эта дорога выглядела малопроезжей: две узенькие колеи посреди сплошной зелёной травы. По снимкам Саша нашёл другую дорогу, которая выглядела более обнадёживающей: на изображении была уверенная светлая полоса посреди леса (т.е. по дороге ездили довольно много). Но я предложил всё-таки ехать по моему варианту пути, который подсказывал OsmAnd. Грейдер, на который мы съехали, выглядел вполне похожим на тот, по которому мы с племянником доезжали до Иды летом 2017 года. Да и OSM-картам я доверял. А основной причиной моей настойчивости (весьма легкомысленного, как выяснилось позже) была спешка. Вечером этого дня мы ждали в деревню гостей: дяди с женой и двоюродной сестры с семьёй. Мне очень хотелось успеть к их приезду. Эта торопливость начисто отключила разумную осторожность: казалось, что прикидывать и соображать - некогда, нужно скорее ехать! И мы поехали.
Сначала грейдер был вполне достойный. Хотя мы и не стравливались, но держали скорость 40 км/ч. Через десять с небольшим километров собственно накатанный грейдер кончился. Началась та самая узенькая колея посреди заросшей травой дороги. В принципе, если бы в этот момент остановиться и развернуться - мы бы потеряли не более получаса.
Но моё ощущение "думать некогда, нужно скорее ехать" сохранялось. И мы продолжили путь прямо. Скорость, конечно, снизилась до 15-20 км/ч.
Наверно, в подобных ситуациях (когда неизвестно, правильно ли выбрана дорога) нужно заранее определять критерий необходимости остановиться, развернуться и выбрать другую дорогу. Следующим прозрачным намёком на такую необходимость стала бревенчатая переправа через реку Леджу. Чтобы въехать на этот мост, мне пришлось включить пониженную. И если бы я в этот момент включил ещё и голову, то сообразил бы: не может эта дорога быть той, по которой люди из Иды ездят в село имени Бабушкина и Тотьму на легковых машинах. Не может просто потому, что на легковушках понижайки нет.
Если бы мы развернулись в этом месте - потеряли бы всего-то чуть больше полутора часов. Но я почему-то голову не включил. Хавал аккуратно переполз через мост вслед за Ховером.
Через три километра на карте значился поворот направо. Я предложил проехать эти три километра и посмотреть: вдруг там начнётся хорошая дорога. И мы поехали дальше. Скорость движения тем временем снизилась до 10 км/ч. А после поворота дорога стала ещё хуже! Это была какая-то старая гать или лежнёвка. Грязи там не было, как и риска застрять. Но брёвна сильно выпирали из земли. Местами приходилось ползти на первой пониженной на холостых оборотах.
Стало совершенно очевидно, что дорогу я выбрал неправильно. В принципе, если бы мы развернулись там, на повороте - потеряли бы примерно два с половиной часа. Мы же ещё раз внимательно рассмотрели спутниковые снимки, запасённые Сашей. По снимкам получалось, что от этого поворота направо до начала широкого накатанного грейдера было не более 15 километров - а там уже и до Иды рукой подать. Дорога была сухая, риск застрять отсутствовал. А ещё по нашей дороге вели следы шин Simex Extreme Trekker (или, скорее, Forward Safari 500) - то есть кто-то тут всё-таки проезжал! Поэтому мы, посовещавшись, решили ехать дальше.
Ехали медленно по причине неровной дороги. В одном месте от нашей дороги в глубь леса уходила довольно длинная гать (в этих краях иногда такое встречается). Александра пошутила по рации:
- А чего же вы туда не поехали?
- Но зачем? - удивился я.
- Проверить свои машины!
Места были глухие, на дорогу иногда выходила разная живность. Одну птицу даже удалось сфотографировать.
В среднем мы двигались со скоростью пешехода. Иногда можно было позволить себе роскошь езды на второй пониженной, а иногда приходилось ползти на первой на холостых оборотах.
Даже при такой маленькой скорости наши машины иногда шаркали брюхом по брёвнам. Именно на этой дороге я впервые ощутил, что иногда Ховеру даже на первой пониженной не хватает крутящего момента для уверенного передвижения по подобному рельефу. Саша говорил, что ему на Хавале с автоматической коробкой передач несколько проще.
Очередным тревожным звоночком стало упавшее дерево, преграждающее дорогу. Слева был накатан объезд, но Александр предложил чуть-чуть подрубить ветки дерева топором, чтобы не поцарапать краску.
Александра сфотографировала нас так, как будто дерево перегородило дорогу полностью и мы вынуждены прорубать себе проезд.
В процессе работы топором Саша проговорил:
- Я-то думал, мы хотим просто доехать. Оказывается, наш план был в том, чтобы забраться в дебри!
А ведь плана забраться в дебри не было! Я тоже хотел просто доехать. Надо было всего лишь вовремя развернуться. В тот момент у меня первый раз возникло ощущение, что Саша с женой за мой талант находить приключения на ровном месте уже готовы меня прибить и закопать где-нибудь в этом глухом лесу.
За час мы проехали от того поворота направо всего восемь километров. Тем не менее, это обнадёживало: ещё через час мы должны были выбраться на проезжую дорогу. Саша с супругой предложили по рации:
- Может, остановимся и пообедаем? Вроде бы дорога хорошая пошла, дальше уже проблем не должно быть.
Мы остановились прямо на дороге. Вероятность того, что кто-то в этом месте поедет, была околонулевая. Даже след "симексов" куда-то пропал.
Поскольку до цивилизованного грейдера оставалось всего семь километров, мы немного расслабились и позволили себе заварганить шикарный обед из двух блюд, которые мы готовили на двух горелках.
Когда всё приготовилось, не спеша угостились супом, затем макаронами с тушёнкой. Неторопливо попили чаю, ведя светские разговоры. На часах уже было начало шестого, и добраться по домам мы планировали уже поздним вечером. Но, в любом случае, мы ощущали себя уже почти в объятиях цивилизации.
Пообедав и сложив вещи в багажники, продолжили путь. Препятствие в виде упавшего и свисающего над дорогой дерева уже не казалось чем-то серьёзным, когда до спасительного грейдера оставалось каких-то шесть километров! (Но антенну своей рации я, конечно, сложил.)
Навигатор показывал, что до выезда на проезжую дорогу остаётся пять километров, потом четыре, потом три... Нас переполняла надежда: "Скоро, вот-вот закончатся эти дебри - и мы поедем по цивилизованному грейдеру!"
Когда до грейдера оставалось уже менее трёх километров, я заметил на дороге что-то подозрительное: какой-то обрыв и вертикально торчащую посреди дороги палку. Подумал: что за глупости, кто нам дорогу перегородил? не может же быть, что тут проезда нет!
Но по мере приближения к обрыву приходило неотвратимое понимание, что сбылись самые худшие наши опасения.
Мост через реку Ельшму рухнул, образовав непреодолимое препятствие шириной метров шесть и глубиной около трёх. GPS-трек нашего пути от села имени Бабушкина до этого моста есть тут: https://gpsloglabs.com/share/f8ede1ef2b1ec404c81e2f76a4b2feed82ee90d0/
А кругом простирались сплошные болота. И никаких вариантов переправиться на тот берег не было и не предвиделось...
Окончание
P.S. По традиции, пост в Инстаграме о пятой части путешествия появился раньше, чем эта подробная запись: