Найти тему
ИГОРЬ | ПРОДЗЕН

Постный Дзен — о постах и репостах

Оглавление

Прошедший год в Дзене для меня ознаменован не столько внедрением новой монетизации «за подписчиков» (думаю, это всё же событие 2022 г., потому что наверняка будет меняться и корректироваться), а отменой формата галерей и появлением формата постов.

Поскольку у меня есть телеграм-канал (если вы не подписались, то обязательно подписывайтесь), я при первой же возможности подключил кросспостинг из телеграма в Дзен.

И сегодня хочу подвести небольшой итог, рассказать, почему я все-таки отключаю автоматический кросспостинг и вообще поделиться впечатлениями.

Посты: недостатьи и недогалерии, но отличный формат!

Сразу скажу, что мне формат постов нравится. Он сейчас не такой короткий, каким была его первая версия, но и не такой длинный, как статьи. Даже в телеграме тексты могут быть длиннее.

Но самая главная особенность постов — то, что это сиюминутный формат.

Это не хорошо и не плохо — просто особенность формата.

Поэтому, когда Дзен рассматривает посты в качестве замены галереям (а значит и нарративам), это выглядит либо как лукавство, либо как непонимание особенностей формата. В последнее я не верю.

Посты живут два дня и в этом их плюс и минус.

В последнюю неделю Дзен проводил исследование — интервьюировал авторов об особенностях формата, при этом авторов настойчиво спрашивали о том, можно ли статьи перевести в формат постов.

Для кого-то это действительно возможно, но мне кажется, что это подойдёт далеко не всем.

  • Посты не монетизируются.

Да, уже появилась «оплата за подписчиков», но её эффективность очень своеобразна. Для примера, приведу скриншот из статистики канала «Продзен».

-2

28 декабря на канале произошла первая (и пока единственная) выплата вознаграждения за подписчиков — за статью. При этом за посты, которые с некоторых пор стали основным форматом на канале, не было выплачено ни одного рубля.

Поймите правильно, вопрос-то не в монетизации. Ведь Продзен — это хороший пример того самого нишевого канала, на которые вроде бы и нацелена новая форма монетизации. И именно подписчики, я уверен, являются основными читателями канала.

На других каналах ситуация может быть другой — там выплаты за подписчиков есть и на постах, но в сравнении с доходом от статей, их можно считать лишь каким-то небольшим бонусом.

  • Мобильный формат.

Посты — это формат, рассчитанный на мобильного пользователя. Несмотря на то, что основной пользователь, как рассказали на Дзен-пятнице, попадает в ленту Дзена из мобильного приложения Яндекса, десктопных пользователей всё ещё очень много.

Поэтому посты искусственно ограничивают аудиторию.

  • Короткий формат.

Мне часто не хватает 1500 символов, которые отведены для поста.

  • Отсутствие форматирования.

Заголовки, выделение жирным или курсивом, нормальное разделение на абзацы. Часто этого не хватает. Конечно, разбивать на абзацы можно с помощью перевода строки (Shift + Enter), а списки с помощью символа «•», но это всё же не то.

А ещё мне не хватает (по сравнению со статьями) возможности разместить картинку в нужно месте или возможности загрузить короткий ролик или GIF-анимацию (что, кстати, позволяет делать телеграм).

  • Посты с ссылками рано или поздно будут ограничивать в показах.

Об этом рассказали в ходе обучения в Дзене. Речь в первую очередь шла о постах, содержащих ссылки, на другие статьи в Дзене.

С одной стороны, я понимаю зачем это нужно, что бы не было постов, которыми пытаются раскачать статьи и видео. С другой стороны, если пост как-то перекликается со статьёй и сам является полноценным материалом, то ограничивать его за упоминание другой публикации в Дзене странно.

Боюсь, в итоге произойдёт ситуация, подобная той, что привела к смерти галерей. Когда стали ограничивать текстовые галереи, то пострадал формат в целом. В итоге, ими стали пользоваться лишь те, кто демонстрировал «пляжи» и подобные фотографии.

  • Непонятная ситуация с попаданием в поиск.

Посты индексируются. Но я не видел, чтобы на них переходили из поиска. Возможно — это короткий формат для поисковиков, можно их смущает отсутствие форматирования. Но похоже, что сиюминутность их жизни, нельзя продлить с помощью поиска.

  • Непонятные перспективы для нативной рекламы.

Вообще, это тема для отдельной статьи, но если кратко, то рекламным агентствам и рекламодателям посты для нативной рекламы не интересны.

Дочитывание статьи — это понятная метрика, а вот просмотр поста — вещь непонятная, он не говорит о вовлечённости читателя. Человек может развернуть пост в ленте и промотать его не читая.

  • Недолговечность.

Если забыть об отсутствии монетизации, форматирования и «краткости» формата, то вот эта сиюминутность — это главное препятствие.

Да, пост очень удобен для того, чтобы написать о том, что будет интересно здесь и сейчас, а также завтра. Но если «месседж», который он несёт, рассчитан на продолжительное время, то статья для этого подходит больше.

И тем не менее посты — это отличный формат. Они подходят для комментариев на злобу дня, для небольших заметок, которым не суждено по каким-то причинам превратиться в статьи.

Просто посты… — это не статьи.

О кросспостинге постов из телеграма

Когда появилась возможность автоматической публикации постов из телеграм-канала в Дзене, я сразу её подключил.

Это очень удобно. Опубликовал пост, и он «улетел» в Дзен. После последнего обновления бота, это стало ещё удобнее — теперь синхронизируются и правки. Если ты отредактировал в телеграме, то изменения отразятся в дзен-посте.

Тем не менее, я решил отключить автоматические репосты — у такого процесса обнаружились и некоторые негативные моменты.

  • Теряется связь с читателями.

Эта главная причина, почему я отключил авторепосты. Когда пишешь только в телеграме, необходимость заглядывать в Дзен пропадает. И когда ты наконец-то заглядываешь в Дзен, то приходится просматривать последние публикации в поисках комментариев — о том, что представляет собой оповещение в Дзене, мы знаем.

Возможно, ситуация исправится, когда (и если) в Дзене будет реализован раздел комментариев.

  • Репостится всё.

Не все посты подходят для дзена. В телеграме основной читатель — это подписчик. Он видит все посты, а чтобы посмотреть какой-то предыдущий, не нужно совершать какие-то сложные телодвижения.

Поэтому в телеграме уместно написать какое-то сообщение, а потом следующим постом добавить к нему комментарий из одного-двух предложений. Но вот такой пост в Дзене совсем не нужен.

Репосты в телеграме, отрепощенные, в свою очередь, в Дзен особенно прекрасны.

Среднее время просмотра — 51 сек. говорит о том, что очень многие не могли понять, что это такое 😎
Среднее время просмотра — 51 сек. говорит о том, что очень многие не могли понять, что это такое 😎

Или, как у меня произошло во время Дзен пятницы, в телеграме было много комментариев, которые были понятны «здесь и сейчас» — тем, кто тоже в это же время смотрел Дзен-пятницу. Потом все эти комментарии попали в Дзен и их показывали двое суток…

  • Нет гарантий, что пост попадёт в Дзен.

В принципе, если держаться в рамках формата, то всё должно быть нормально. Но если ваш пост оказался слишком длинным, если в нём не картинка, а видео, то он не попадёт в Дзен.

Точно также не учтены некоторые практики, ставшие привычными в телеграме — например, если изображение вложено в сообщение в виде ссылки (обычно для этого используется невидимый символ, обёрнутый в ссылку на картинку), это в Дзене это будет отображаться примерно никак.

Кроме того, непонятно, как будет обрезана картинка. Часто получается не очень. Т.е. нужно изначально придерживаться форматов, которые понимает Дзен.

И всё же я хочу подчеркнуть, что это мои причины. Для многих, уверен, возможность кросспостинга будет весьма кстати.

В первую очередь для тех, у кого телеграм-канал первичен, кто рассматривает Дзен в качестве дополнительной площадки и не может уделять ему достаточно времени.

Кроме того, режим «ручной публикации», когда для перепоста надо отправить боту нужное сообщение, подойдёт и тем, кто не готов публиковать в автоматическом режиме. Это просто сокращает время.

Подписывайтесь на @prodzen в телеграме.