Найти тему
Чтец смыслов

НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий

Очи имут и не видят, уши имут и не слышат"

I. Два особых события возвещали миру пришествие Спасителя: звезда на востоке и явление ангелов пастухам. Звезду, несомненно, видели мно­гие, но немногие понимали, что эта звезда Мессии Христа. И Самого Младенца Христа видели многие. Но тогда как для волхвов и пастухов Он виделся Творцом мира и Владыкой всякого создания, прочие видели в Нём обычного младенца...

II. Так бывает всегда: разные люди в одно и то же время глядят на один и тот же предмет и видят его по-разному. Например:

1) Глядя на небо, одни видят только материальные миры в виде звёзд, сияющих над землёй, – и больше ничего. А другие в то же время видят, или вернее, чувствуют за ними их Творца, великого Механика, Промыслителя, создавшего их и управляющего их движением и направлением.

2) Изучая природу, одни всюду видят одну материю, неизменные суро­вые законы природы, слепой рок. А другие – премудрость, целесообраз­ность, красоту, которые, в свою очередь, вещают о премудрости, благости и всемогуществе Создателя и Промыслителя.

3) Наблюдая себя и вообще человека, одни и тут не видят ничего, кроме материи, отрицают душу, человека низводят на степень животного. А дру­гие – различают в человеке Богу подобный дух, отличающий его от жи­вотного, видят себя бессмертными, вечными, чувствуют своё сродство Духу Божественному, к Которому тяготеют и всецело стремятся.

III. Причины, по которым люди разно относятся к одному и тому же, следующие:

1) Как в телесном отношении люди бывают дальнозоркими и близору­кими, зрячими и слепыми, слышащими и глухими, имеющими слабораз­витый слух или слух тонкий, так бывает и в жизни духовной.

Как два человека, глядящие вперёд, видят разно – один различает толь­ко близко находящиеся предметы (потому что он близорук), а другой ви­дит далеко, так и в духовной жизни: одни видят только лишь материю, а другие – за нею и в ней примечают мир духовный.

2) Люди бывают духовно слепыми и глухими или от рождения или заболевают в продолжение жизни.

а) От рождения. Как телесные недостатки (болезни) наследуются от родителей, так наследуются и душевные недуги: привычки греховные, страсти, склонность к неверию, – особенно, если родители были преданы этим недугам в то время, как зачинался и формировался младенец.

б) От греховной жизни. Это то же, что запорошить себе глаз или полу­чить нарост, бельмо, или повредить (прободать) слуховую (барабанную) перепонку.

3) Такие души можно уподобить зрительной трубе с испорченными или даже разбитыми стёклами, через которые если и можно что-то видеть, то невозможно ничего разобрать. Или же сравним их с птицей, крылья кото­рой дети вымазали в грязи, и она никак не может подняться в воздух, но с трудом ползёт по земле.

4) Посмотрите на жизнь людей, отрицающих духовный мир, не чув­ствующих его, – в их жизни вы найдёте ответ на вопрос: почему они не видят этого мира, не чувствуют его и отрицают его? Эти люди:

а) Отрицают Бога, потому, что не ищут Его, не хотят Его бытия; без Него им легче, лучше; не мучает их совесть.

б) Они отрицают существование души потому, что всецело служат пло­ти, любят её, она – их бог.

в) Они отрицают загробный мир потому, что прилепились к земле.

г) Не могут понять умом христианских истин; не могут вознестись к Богу потому, что их ум, преданный исключительно заботам земным, не упражняется в богомудрии.

д) Чувства их, заполненные страстями, скованы, привязаны к плоти и не могут воспринять воли, движений и звуков духовного мира...

IV. Заключение.

Хочешь быть зрителем мира духовного, причастником его, – береги чистоту ума и чувства, кои могут ввести тебя в этот мир.

Протирай чаще свои очи духовные, очищай чувства, и тогда за матери­ей, сквозь неё и в ней самой увидишь, услышишь, почувствуешь жизнь, дыхание и присутствие Самого Великого Духа – Бога.

Священномученик Аркадий (Остальский; 1889–1937), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии. «Мы не должны бояться никаких страданий…». Творения. Житомир, 2007.