Появление главного героя фильма Милоша Формана «Человек на Луне» с первого же эпизода фильма заставляет задуматься: так кто же перед нами? Да, в этом фильме почти ничего не придумано. Это байопик американца Энди Кауфмана – комического актера и шоумена.
Но все же вопрос поставлен сразу: разве может человек, совершающий провокационные действия в отношения зрителей считать себя артистом? Вероятно, Форман – а ему удалось побывать на выступлении Кауфмана, увидел в нем уникального творца своих сценических образов. И несомненно, смелого человека. А Форман ценил смелых людей. Не случайно, среди его близких друзей были Михаил Барышников и Владимир Высоцкий.
Когда создавался сценарий ленты об Энди Кауфмане «Человек на Луне» , сценаристы собрали все записи, все факты и легенды, которые только можно было найти. Собрав информацию воедино, сценаристы столкнулись с одной большой проблемой: за всеми историями не было видно человека. Вернее, не было видно какого-то одного человека. Создавалось ощущение, что все это – анекдоты из жизни абсолютно разных людей.
Можно допустить, что Кауфман был актером, попытавшийся раствориться в своих образах. То есть жить как герой, жизнью придуманных им персонажей.
. У него было три образа, в которых он в разное время появлялся перед публикой и считал их разными людьми: иностранец, Элвис и Тони Клифтон. Окружающие часто не могли понять, где настоящий Энди Кауфман, а где — очередная его роль. Причем он ставил зрителя в тупик: на сцене что – то показывал зрителям Тони Клифтон, а в зале появлялся сам Энди Кауфман.
Форман обращается к этому розыгрышу в финале фильма. Кауфман умирает, актер прожил всего 35 лет, а Тони Клифтон продолжает жить. В этом плане режиссер опередил дальнейшее развитие событий. В 21 веке Кауфман вновь напомнил о себе, инсценируя свое воскрешение информацией в соцсетях и другими способами.
Но для Формана итог такой жизни ясен: актер не должен жить только сценической жизнью, иначе все, что он создавал будет только мистификацией. Сам Форман как раз показал себя иначе: борцом с тоталитарным режимом, отсняв знаменитую ленту «Пролетая над гнездом кукушки».
Форман назвал двух своих сыновей - Джим и Энди. Значит дуэт Энди Кауфман и исполняющего его роль Джима Керри, Форман хранил в своей памяти как высокое достижение. Действительно, случай уникальный.
Джим Керри во многом похож на Энди Кауфмана, даже родились они в один день, правда с разницей во времени. Факты его биографии полны чудачеств. Также как и Кауфман, Керри в раннем детстве поверил в свой актерский талант, в 11 лет попытавшись прорваться в шоу на телевидении. Его не взяли, вероятно, потому что не знали, что шоу вовсю идет!
В детстве Джим часто подходил к матери и заявлял, что потерял маленькую мышку. Мать приходила в ужас: бедная женщина до смерти боялась грызунов. В начальной школе каждый урок оказывался под угрозой срыва, поэтому учительница 5 минут до звонка отводила непоседливому ученику. Тот смешил одноклассников в благосклонно отведённое время.
Повзрослев он продолжил розыгрыши и комические эксперименты , путешествуя по Израилю, он решил воспользоваться слухом о том, что в городе живёт парень, очень похожий на него внешне.И вскоре похожий на него мужчина получил предложение поселиться в роскошном отеле. Пока комик изучал Иерусалим, журналисты сторожили его у отеля и довольствовались отказами двойника. Керри ездит не в личном автомобиле, а в личном такси. Экслюзивный автомобиль он продал.
К моменту съемок в фильме «Человек на Луне» Керри уже был комической звездой с баснословными гонорарами. Поэтому снимался не только фильм Формана, но и документальная картина о самих съемках - "Джим и Энди». Ее создатели быстро поняли, что рискуют просто сойти с ума. Джим Керри фактически полностью превратился в Энди Кауфмана.
На протяжении многих месяцев Керри интервьюировал всех, кто лично знал Кауфмана, изучал пленки с записями покойного комика и, постепенно перевоплощаясь в своего героя, к началу съемок словно бы и в самом деле стал Кауфманом. На площадке Керри просил, чтобы его называли Энди, а не Джим; даже сам Форман был обязан подчиняться этому правилу все 87 дней, в течение которых шли съёмки.
Даже когда не было камер, на съёмках Кэрри постоянно выкидывал шуточки в стиле своего героя . Однажды даже вызвал скорую из-за разбитого носа, утверждая, что на него за кулисами напал Тонни Клифтон. Съемочная команда называла весь процесс работы над картиной абсолютным безумием, многие уже не могли отличить Керри от Кауфмана. А актер задавал себе только один вопрос: "Как далеко зашел бы Энди?».
Ответ на этот вопрос непрост, Кауфман не был комиком, он был создателем самых неожиданных эмоций, вызывая у зрителей самую широкую гамму чувств — от оцепенения и отвращения до взрывов безудержного смеха. Фактически он был против того, что сегодня вовсю царствует на телевидении: игра по заранее оговоренным правилам, штампы, унылые попытки хоть кого то рассмешить.
Владимир Жерехов