Прошедший 2021 год оказался для автомобильного мира очень непростым. Давайте вспомним самые важные события и тренды ушедшего года.
Дефицит чипов
Автомобильный мир продолжает лихорадить распространение модной заразы, которая сильно ударила по производству. Например, в конце августа Toyota сообщила, что марка сократит выпуск автомобилей на 40%. Всего общее падение автопрома эксперты оценивают в 7,7 млн экземпляров, а упущенная выручка составила порядка $210 млрд.
Характерно, что дефицит полупроводников сохраняется с весны 2020 года. Прогнозы, когда это завершится, разные. Исследовательская компания IDC прогнозирует нормализацию спроса к середине 2022 года. Производители чипов Intel, Nvidia и TMSC не так оптимистичны и ожидают продолжение дефицита до 2023 года.
Для автомобильного мира это означает, что будет сохраняться дефицит новых автомобилей, а также связанные с ним издержки. Среди таких издержек, например, постоянный рост цен, а также «интересные» практики дилеров по впихиванию дополнительных опций.
Электрификация вопреки рассудку
Другой тренд, от которого лихорадит автомобильный мир – переход на электромобили. Несмотря на энергетический кризис, Европа не всех парах стремиться в электрификацию. Еще в середине июля Еврокомиссия постановила, что с 2035 года купить машину с ДВС в ЕС будет невозможно.
Представители Франции и Германии высказались против таких сроков и попросили сдвинуть их хотя бы до 2040 года. Например, министр транспорта ФРГ Андреас Шойер высказался за то, чтобы подобные переходы были прежде всего технически осуществимыми. Но кто его будет слушать, когда речь идет о глобальном переделе рынков?
Россия тоже пытается попасть в этот поезд. Минпромторг предложил ввести скидки на покупку собранных в России электромобилей до 25%. Первые такие машины, по мнению главы ведомства Дениса Мантурова, появятся в ближайшие год-два.
Инициативы законодателей
Конечно, невозможно оставить без внимания различные предложения российских чиновников и законодателей в области транспорта, которым я посвятил несколько материалов. Среди них были по-настоящему суровые идеи, например, сделать все дороги в стране платными, а в перспективе и вовсе запретить автомобили без автопилота.
Наиболее суровое предложение под конец года сделал уже упомянутый ранее Мантуров, который придумал стимулировать автомобильный рынок в России через запрет на эксплуатацию старых автомобилей. Сделать приложение, которое сильнее разозлит автомобилистов сложно, учитывая, что автопарк в стране постоянно стареет.
На середину 2021 года средний возраст автомобиля в стране составлял более 15 лет. У грузовых автомобилей средний возраст равен вовсе 21,6 года. Также стоит учесть, что 8% транспортных средств в российском автопарке было произведено еще в СССР.
Курс на автоматизацию
Уже упомянутое предложение оставить дороги России за автономными машинами не появилось с потолка. Тренд на повсеместное введение автопилотов набирает обороты.
В 2021 году в Москве официально начали работать роботизированные такси «Яндекса». Также можно вспомнить проект создания транспортного коридора от Европы до Китая, обслуживать который должны беспилотные грузовики.
Учитывая, что наиболее распространенная профессия в России – водитель, можно представить, что в перспективе это приведет к появлению армии безработных. Конечно, роботизированный транспорт для капиталистов выгодней. Что будет с людьми, которые «не вписались в рыночек» - большой вопрос.
Итог и взгляд в будущее
Прошедший год был непростым для автомобилистов и автопрома. Цены дорожают, закручивание гаек набирает обороты и совершенно незаметно, чтобы этот тренд поменялся.
Тенденции на повсеместную цифровизацию и коммерциализацию будут усиливаться. Взять, например, дорожные камеры, которые за прошедший год сильно расширили возможности по фиксации нарушений.
Вопрос тут даже не столько в безопасности, как, например, громкий звук выхлопа влияет на безопасность? Люди с личным транспортом воспринимаются как неосвоенный ресурс, это с одной стороны.
С другой стороны – идея загнать все в цифру уж больно импонирует властям страны, что невозможно описать исключительно с прагматических соображений. Эдакая новая прогрессистская концепция.
Новый год в этом плане будет не менее суровым, чем прошедший. Тем не менее, хочется пожелать читателям прежде всего здравомыслия. Как бы ни были сильны вызовы, не стоит терять голову и уж тем более впадать по этому поводу в уныние. Прямых вам дорог в новом 2022 году!