Белорусская земля взрастила 20 моряков — Героев Советского Союза, а 74 наших земляка стали адмиралами.
Настоящей легендой советского Военно-Морского Флота по праву считается вице-адмирал Валентин Петрович Дрозд, родившийся в городе Буда-Кошелево Гомельской области. За 15 лет офицерской службы на Военно-Морском Флоте он поучаствовал в трех войнах — испанской, советско-финской и Великой Отечественной, вырос от командира боевой части корабля до командующего флотом, дослужившись до высокого звания вице-адмирала, что соответствует армейскому званию генерал-лейтенанта и является третьим по старшинству на флоте, после званий адмирал флота и адмирал.
В честь Валентина Дрозда был назван эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд».
Путь Валентина Дрозда на флот. Боевой опыт Испании
Родился Валентин Дрозд в 1906 году далеко от морей, но в 1922 году его семья перебралась в Петроград.
Окончив школу, Валентин работал на ленинградском Путиловском заводе слесарем. От завода и получил путевку в Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе. История этого морского учебного заведения ведется с 1701 года. В разные периоды в его аудиториях обучались прославленные флотоводцы Ф. Ф. Ушаков и Н. С. Нахимов, первые российские кругосветные мореплаватели и первопроходцы-открыватели новых путей в океанских просторах, островов, проливов И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Беллинсгаузен и Г. И. Невельской, выдающиеся ученые и кораблестроители Л. Н. Крылов, А. А. Попов и другие.
После окончания училища Валентин 5 лет служил на Балтийском флоте, пройдя практически все командные должности на эсминцах, а затем и на линкоре. А в 27 лет Дрозду доверили командование эсминцем и вскоре он вывел экипаж корабля в передовые на Балтийском Флоте.
Осенью же 1936-го Валентин Дрозд добровольно отправился на единственный в то время фронт, где советские моряки могли получить боевую практику — воевать за республиканскую Испанию против войск Франко и фашистской Германии. В Картахене он стал советником при штабе флотилии, которой командовал испанец Висенте Рамирез. Сам же Дрозд воевал под псевдонимом «Дон Рамон».
Боевой опыт, накопленный на палубах республиканских кораблей, пригодился во время службы Дрозда на Балтийском и Северном Флотах, а затем и в морских сражениях Великой Отечественной войны. В 1937-38 годах он командовал бригадой эсминцев. А в мае 1938-го получил назначение на должность командующего Северным Флотом. Этот случай стал уникальным в истории советского ВМФ — Валентин Петрович стал самым молодым командующим флотом в истории СССР, ему было тогда лишь 32.
В должности командующего Северным Флотом флагман 2-го ранга Дрозд очень многое сделал для повышения боеспособности самого молодого флота страны. Так, в 1939 году из Кронштадта по Беломорско- Балтийскому каналу на СФ перешли сразу 14 боевых кораблей, в том числе новые эскадренные миноносцы «Грозный», «Гремящий», «Громкий» и 10 подводных лодок. В «эпоху Дрозда» североморские корабли начали осваивать Северный морской путь, а подводные лодки Северного Флота обеспечивали радиосвязью беспосадочный перелет из СССР в Америку самолета «Москва» под управлением Владимира Коккинаки.
Но перед войной на Северном Флоте произошли тяжелые потери сразу 2-х подводных лодок и, если бы не заступничество самого Наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, последствия для Валентина Петровича могли быть самыми плачевными. Дрозда перевели на Черноморский Флот, начальником Черноморского высшего военно-морского училища, а затем — на Балтику, начальником отряда легких сил флота, куда входили крейсер «Киров» и эсминцы.
Как воевал Валентин Дрозд в Великую Отечественную войну
Отряд Дрозда базировался в Либаве, а накануне Великой Отечественной войны был передислоцирован в Рижский залив с целью рассредоточения сил флота. Корабли контр-адмирала Дрозда, адмиральское звание было присвоено ему в 1940 году, в течение двух месяцев вели непрерывные бои с захватчиками на море. Именно Дрозд обеспечивал переход боевых кораблей и транспортов от Либавы до Кронштадта, поддерживал огнем стрелковые дивизии, воевавшие на побережье.
Вот как характеризовал командирские способности Валентина Дрозда начальник штаба Балтийского Флота вице-адмирал Ю.А. Пантелеев в своей книге «Полвека на флоте»:
« В. П. Дрозд организовал специальное задымление фарватера в момент прохода кораблей. Помогло: ни один вражеский снаряд не попал в цель. Но идти в облаке дыма, прислушиваясь к свисту снарядов и грохоту их близких разрывов, — занятие не из приятных, тем более если учесть, что корабли, обычно до отказа нагруженные минами, проходили всего в четырех километрах от вражеской батареи. Береговая артиллерия Эзеля много раз вела огонь по полуострову, стремясь уничтожить вражеские орудия, но те, видно, все время меняли позиции, и накрыть их не удалось.
Контр-адмирал Дрозд рассказывал мне:
— Возвращаемся с минной постановки. При подходе к Виртсу командую: «Полный ход! Орудия на правый борт!» А матросы шутят: «Сейчас фашисты начнут салют в нашу честь». И дальше все как по нотам: начинается «салют» фашистов, наш им ответ и дымовая завеса с катеров. Через двадцать минут мы на якоре, «дома». И так было каждый раз при входе и выходе из пролива».
В сентябре 1941 года Валентин Дрозд принял под командование уже эскадру Балтийского флота, в которую входили соединения надводных и подводных кораблей и суда обеспечения. После того, как пал Таллин и Моонзундские острова были оккупированы гитлеровцами, военно-морская база Балтийского флота, расположенная на полуострове Ханко оказалась в глубоком тылу. Пять месяцев 27-тысячный гарнизон с 95 орудиями, 20 самолетами, 23 легкими судами (катерами-охотниками, патрульными катерами), несмотря на нехватку многих видов материально-технического обеспечения, бился насмерть. Гарнизон ежедневно отражал атаки немцев и финнов то с моря, то с суши, то с воздуха, а бывало, одновременно с трех направлений сразу. Они топили вражеский десант, сбивали самолеты, отвлекали этим несколько дивизий противника от Ленинграда. Но с каждым днем становилось все труднее и труднее: росли потери, истощались запасы. И тогда Ставка решила: военно-морскую базу Ханко, окруженную врагами со всех сторон, эвакуировать. Эта сложнейшая операция, так как до Кронштадта 220 миль, Финский залив был буквально засыпан минами, в воздухе господствовала фашистская авиация — была доверена контр-адмиралу Дрозду. Ко 2 декабря корабли последнего рейса достигли портов назначения, а оборонительные сооружения на Ханко были взорваны. Это была заключительная крупная операция 1941 года на Балтийском морском театре военных действий. При переходе морем на кораблях в период эвакуации в Кронштадт и Ленинград погибло около 4000 человек, но 23000 солдат, матросов и офицеров, прибывших с Ханко, приняли участие в обороне Ленинграда. В конце 1941 года Валентину Петровичу Дрозду было присвоено звание вице-адмирала.
А в январе 1942 года к боевым наградам вице-адмирала Дрозда за Испанию добавился орден Красного Знамени уже за умелое руководство морскими сражениями в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Из наградного листа на Валентина Петровича Дрозда:
«Т. Дрозд с первых дней войны лично участвовал и руководил морскими операциями по уничтожению кораблей противника. В исключительно напряженных условиях корабли его эскадры вели боевые действия в Моонзунде, в морских боях было утоплено несколько миноносцев и более 10 транспортов противника. Благодаря большому опыту т. Дрозду удалось вывести Моонзундским проливом крейсер «Киров». Большую роль корабли эскадры выполнили при обороне Таллина, где они мощью своего артиллерийского огня подавляли танки, огневые точки и живую силу противника. При личном участии и руководстве т. Дрозда эскадра провела в тяжелейших навигационных условиях операцию по Ханко.
Большую помощь корабли эскадры т Дрозда оказывают частям Красной Армии по обороне города Ленина».
В связи с последним предложением в наградном листе на Валентина Дрозда позволю высказать собственное мнение, исходя из анализа той обстановки на фронтах Великой Отечественной войны, сложившейся осенью 1941 года: не исключено, что если бы Балтийский флот не дошел до Ленинграда, город мог не устоять. Тогда под Москвой пришлось бы разворачивать еще один фронт с северо-запада, что могло быть уже не по силам стране... Последствия понятны — падение Москвы и Советского Союза. Затем гитлеровский «план Ост» и 30 миллионов рабов на европейской территории СССР., все остальные— в могильных рвах и печах концлагерей. Участники перехода своим мужеством и жертвами спасли не только Балтийский Флот, но и город Ленина, а с ним и всю страну Советов.
Высоко ценил нашего земляка и сам Народный комиссар Военно-Морского Флота СССР Николай Герасимович Кузнецов:
«Валентин Петрович Дрозд, — отмечал он, — опытный моряк, человек живой, энергичный. Из офицеров Балтийского Флота В. П. Дрозд, пожалуй, один имел боевой опыт и никого не боялся. Этому его научила Испания».
Гибель адмирала и память о нем — славном сыне Беларуси
Возможно, ему суждено было бы вписать еще многие яркие страницы в историю советского Военно-Морского Флота, если бы не безвременная, трагическая гибель.
Зимой 1943 года Валентин Дрозд возвращался на машине по ледовой трассе из Кронштадта в Ленинград ночью. Трасса постоянно подвергалась бомбежке и обстрелу артиллерией крупного калибра, после чего образовывались огромные полыньи. В одну из таких полыней-ловушек и попала машина адмирала...
Валентин Петрович Дрозд был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
А 22 февраля 1943 года радио донесло слова Указа Президиума Верховного Совета СССР: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Красного Знамени крейсер «Киров».
Моряки «Кирова» по праву считали, что эта награда была заслугой их храброго адмирала, который «всем смертям назло» выводил корабль из западни в Рижском заливе, сражался в Таллине, проводил корабли из Таллина в Кронштадт, вместе с моряками пережил самые трагические дни вражеского наступления на Ленинград. Но, не суждено было их любимому адмиралу увидеть свой родной корабль орденоносным...
В память о вице-адмирала Валентине Петровиче Дрозде и его заслугах перед советским Военно-Морским Флотом во время Великой Отечественной войны сражался эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд» (до переименования «Стойкий»), а в мирные годы в составе Военно-Морского Флота Страны Советов служил большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Дрозд».
Имя Валентина Петровича Дрозда увековечено в Буда-Кошелево, где его именем названа одна из улиц города и установлен в его честь монумент.
А еще Валентин Дрозд так и остался в истории как самый молодой командующий флотом, и как первый советский адмирал, в честь которого был назван боевой корабль.
Автор статьи: Владимир Касьянов