Найти в Дзене
Такое вот кино

Самый горький и ужасный рождественский фильм

...из тех, что я видела. Прочла тут список лучших кинокартин для новогоднего настроения и решила глянуть американский фильм "Квартира", который встретился аж в нескольких рекомендациях. Да еще с Джеком Леммоном в главной роли! И режиссер - Билли Уайлдер, который снял того же Леммона в "В джазе только девушки". Но - боже мой! - какой же это горький в своей правдивости фильм! Впрочем, я кажется, уже писала, что американские комедии почти всегда меня приводят в ужас. Я не понимаю, где там смеяться - когда людей унижают? когда герои находятся на грани отчаяния и желают умереть? Так и тут - какая, прости господи, рождественская история?! Что здесь трогательного? Это же срез с повседневной американской жизни офисного планктона 60-х. Когда Америка была еще жирная, богатая, сорвавшая куш на Второй мировой и процветавшая на зависть всем. Но что мы видим за этим внешним благополучием? Судьбу маленького человека, практически продолжение темы чаплинского героя, Акакия Акакиевича 20 века. Героя

...из тех, что я видела.

Прочла тут список лучших кинокартин для новогоднего настроения и решила глянуть американский фильм "Квартира", который встретился аж в нескольких рекомендациях. Да еще с Джеком Леммоном в главной роли! И режиссер - Билли Уайлдер, который снял того же Леммона в "В джазе только девушки".

Но - боже мой! - какой же это горький в своей правдивости фильм! Впрочем, я кажется, уже писала, что американские комедии почти всегда меня приводят в ужас. Я не понимаю, где там смеяться - когда людей унижают? когда герои находятся на грани отчаяния и желают умереть?

Так и тут - какая, прости господи, рождественская история?! Что здесь трогательного? Это же срез с повседневной американской жизни офисного планктона 60-х. Когда Америка была еще жирная, богатая, сорвавшая куш на Второй мировой и процветавшая на зависть всем.

Но что мы видим за этим внешним благополучием? Судьбу маленького человека, практически продолжение темы чаплинского героя, Акакия Акакиевича 20 века. Героя Джека Леммона в фильме "Квартира" и зовут Чарли, видимо, не просто так.

О, эта офисная жизнь внутри корпорации так знакома теперь многим и в России: с лизоблюдством перед начальством, бесправием, интригами, а потом полном срывом всех стоп-кранов на развратных корпоративных гулянках.

Ширли Маклейн в фильме "Квартира" похожа на юную Елену Кореневу. Ее героиня Фрэн Кубелик, судя по фамилии (а также фамилии ее зятя) - из польских эмигрантов. Она - лифтерша в офисном небоскребе. Чарли (Джек Леммон) всячески оказывает ей знаки внимания, она ему очень нравится.
Ширли Маклейн в фильме "Квартира" похожа на юную Елену Кореневу. Ее героиня Фрэн Кубелик, судя по фамилии (а также фамилии ее зятя) - из польских эмигрантов. Она - лифтерша в офисном небоскребе. Чарли (Джек Леммон) всячески оказывает ей знаки внимания, она ему очень нравится.

Итак, герой Чарли Бакстер - слабовольный человек, работает мелким служащим в страховой компании. Мужчине за 30, а у него ни семьи, ни детей, потому что он не может себе это позволить. Зарплата 90 долларов в неделю, 85 долларов за квартиру в месяц. Хватает только на себя и небольшие радости. На работе вынужден унижаться и лебезить перед начальством, чтобы попытаться сделать карьеру. Ведь его коллега за соседним столом 20 лет на одном и том же месте.

Чарли Бакстер дожидается на улице, пока очередной начальник свалит из его квартиры со своей халдой.
Чарли Бакстер дожидается на улице, пока очередной начальник свалит из его квартиры со своей халдой.

Бакстер дает ключи начальникам от своей квартиры за обещание повысить его по службе. Порой чуть ли не ночует на улице, пока его руководители тешатся в его постели с любовницами. А потом вдруг выясняется, что главный босс, сдержавший обещание и повысивший Бакстера до главного администратора, спит с девушкой, в которую влюблен Чарли...

Фрэн и ее любовник и "биг босс".
Фрэн и ее любовник и "биг босс".

Нет, друзья, это не "трогательный фильм с искрометным юмором", не "лучший рождественский фильм всех времен и народов", как пишется во многих рецензиях. "Квартира" - чрезвычайно тяжелый фильм о подоплеке блестящей американской картинки, которую они показывают всему миру уже не один десяток лет.

Чарли Бакстер переезжает из общего офисного улья в свой отдельный кабинет. Вот что значит,  вовремя подсуетиться и угодить начальнику! Он потом упоминает, что среди администрации только двое относительно молодых - он и внук главы корпорации.  То есть, карьера возможна только среди родни и ловких подхалимов.
Чарли Бакстер переезжает из общего офисного улья в свой отдельный кабинет. Вот что значит, вовремя подсуетиться и угодить начальнику! Он потом упоминает, что среди администрации только двое относительно молодых - он и внук главы корпорации. То есть, карьера возможна только среди родни и ловких подхалимов.

Вот даже не знаю, рекомендовать ли его к просмотру. Ибо традиционный голливудский хэппи-энд там совершенно чужеродный. В жизни все должно было закончиться по-другому: Чарли очередной раз проглотил бы унижение и покорно работал бы на своего мерзкого босса, позволяя и дальше пользоваться собой как тряпкой. Потому что сбылась его мечта - он стал частью системы управления страховой компанией, получил привилегированную должность. И его любимая продолжала бы сама себя обманывать и спать с этим типом, запудрившим ей мозги.

Мне несколько раз за фильм хотелось его выключить, потому что испытывала ужасную неловкость и неуютность от чужого принижения, Это очень неприятно смотреть. Так что - решайте сами.

P.S. У фильма куча наград, а именно - 5 " Оскаров" 1961 года: за лучший фильм, лучшую режиссуру ( Билли Уайлдер ), лучший оригинальный сценарий, лучшую работу художника (ч/б фильмы), лучший монтаж.

Джек Леммон был номинирован как лучший актер, Ширли Маклейн - за лучшую женскую роль, также были номинации за роль второго плана, звук и операторскую работу.

Читать еще:

Фильм "Мьюзик" - чернуха о непарадной Америке

Неамериканский американский фильм

Коммунистические идеи не чужды простым американцам

Маленький человек Джокер

Американская школа в кино как образчик массового скудоумия

Фильм"Сопротивление" о том, что лучше не сопротивляться