Новый год это время чудес. Вот и со мной случилось маленькое чудо. Мне удалось изловить велосипедиста, да не простого, а настоящего велопутешественника. На протяжении часа я пытал его и узнал много интересной (для новичков) информации.
Я записал наш разговор на диктофон и сделал короткую выжимку в текстовом виде.
Какой велосипед и что берёт с собой
Естественно, мои первые вопросы коснулись снаряжения и колёс.
- На чём ехать в велосипедное путешествие?
На самом деле нет какого-то одного велосипеда, который будет вас устраивать. Сейчас, некоторые производители создают линейки байков для туринга. Там много креплений, удобные рамы и много других деталей, которые нравятся туристам.
В любом случае, придётся ковыряться, что-то изменять под себя. Последний велосипед покупал — Format 5222 — в итоге, перед поездкой в по Алтаю, там только рама осталась родная, тормоза и переключатели.
Руль баран заменил на Молоко, вилку поменял на карбоновую, багажник сам сварил алюминиевый. Подседельный штырь поменял на карбоновый с алиэкспресс. Каретку и кассету тоже поменял, но в принципе можно и на стоковых было ехать.
А в Европу ехал на кубе (Cube — немецкие велосипеды), в какой комплектации взял, в такой и поехал. Там дороги хорошие и не особо напрягают технику. Тормозные колодки только в запасе держи и цепь смазывай.
- Какое снаряжение брать с собой (палатка, инструменты для ремонта, зонтик)?
Палатку, как в обычные походы. Они сейчас компактные и лёгкие, не то что лет 30 назад. Горелку газовую вожу в России, а в Европе можно без неё ездить, питаться покупая еду на рынках, в магазинах или заходить в кафешки и баловать себя.
Из инструментов, беру мультитул с шестигранниками и выжимкой для цепи. Вожу лопатку для бортировки колёс. Но редко ей пользуюсь, так как умею снимать покрышку руками. Раньше возил кареточный ключ и ключ для правки спиц, но теперь не вожу.
Для спиц есть в мультитуле, а кареточный так не разу и не пригодился. Да и что я там чинить буду, если каретка крякнет, то всё равно надо где-то новую искать. А там где её можно купить, там и ключ найдётся.
Насос таскаю маленький, ручной, колесо подкачать. Европейцы у себя на заправках ставят специальные станции на которых можно накачать колёса сжатым воздухом, бесплатно.
- Что лучше использовать — контакты или топталки?
Езжу на топталках. Пробовал контакты, но с ними неудобно ходить и смотреть на красивое. Цель туризма ведь именно в этом. Приехал куда-то, и начал рассматривать. Велосипед поставил, цепями обвешал, заминировал и ушёл смотреть культуру.
Контакты лучше для спортивных заездов, когда нужно поддерживать высокий каденс и терять минимум энергии на лишних движениях.
Путешествия по России
В России намного интересней ездить, чем в Европе. Конечно, у нас дороги не такие, инфраструктуры нет, кроме Москвы, нигде. Но в целом, больше простора для поездок. Палатку можно почти везде поставить. В Испании или Швейцарии могут прогнать полицейские.
Но у нас тоже бывают проблемы. Например, единственный раз когда угнали велосипед это конечно же в России. Перекусили тросик и уволокли. Правда нашёлся быстро. Теперь только цепями приковываю.
Водители совсем не любят велосипедистов. Часто приходится ругаться. Но и велосипедисты тоже виноваты. Иногда смотришь на человека, который практически под колёса лезет и хочется его по башке треснуть. Таким никакая инфраструктура не поможет.
В России лучше ездить на недорогих велосипедах. Не дороже двух месячных окладов. Потому что велосипеды убиваются в поездках и потом просто жалко на новый тратиться.
Путешествия в Европе
Да как-то двояко получается. С одной стороны — инфраструктура отличная: велодорожки, водители редко хамят и не подрезают. Куча дешёвых кемпингов и хостелов. Можно жить в дороге.
А с другой стороны, там тесно очень. Разве что во Франции есть где разгуляться, да в Италии ещё. В остальных странах много ограничений. Достопримечательности видно, но подъехать не всегда можно. Приходится оставлять велосипед и двигать до какого-нибудь замка или античного храма.
До пандемии открыл для себя Норвегию и Швецию. Почти что лучшие впечатления от европейской природы. Но там физуха нужна хорошая, много подъёмов сложных. У нас такие даже на Кавказе не везде встречаются.
Но главное это климат. Практически каждый найдёт то что ему по душе. Я люблю когда жарко, чтобы солнце круглый год и воздух сухой был. Вот Греция, Италия или Испания в самый раз. А если прохлады хочется, то Великобритания или Ирландия.
У нас с этим проблемы. Одни крайности, или жаровня как на сковороде или дожди каждый день, да ещё и 7/8 страны заковывает льдом на пол года.
Пять советов для новичков
Ещё я спросил совет для тех, кто только думает о велотуризме.
Первое — не забивайте на физподготовку. Некоторые думают, зимой пусть велосипед постоит, а я пока пряничками объемся, новый год встречу, а уже летом отправлюсь. А потом начинаются проблемы с коленями и ноги сводит.
Второе — старайтесь не утомляться в дороге. Усталость накапливается и на велосипеде это хорошо чувствуется. День-два превозмогания и вы потом не сможете въехать в простой подъём.
Третье — выбирайте маршрут с учётом перепадов высот. Крюк в 100км по равнине, может оказаться быстрее, чем 20км напрямик через перевалы.
Четвёртое — если едите за границу, то обязательно обзаведитесь медицинской страховкой. В дороге всякое может случиться, а чеки за лечение переломов одни из самых высоких в Евросоюзе.
Пятое — всегда пристёгивайте велосипед на цепь, когда уходите от него. Сбережёте целый вагон нервов.
На этом мы закончили нашу беседу и попрощались. Мой собеседник ещё будет готовиться к поездке по новой для себя территории — Южной Америке. Я предложил ему вести хоть какой-то блог в качестве дневника, он сказал что подумает.
- Как вы думаете, велотуризм в России когда-нибудь обретёт такие же масштабы как в США или странах западной Европы?
- Хотели бы вы отправиться в путешествие на велосипеде?
- Как далеко вам доводилось ездить на велосипеде?