Предыстория
Октябрь 1941 года. Непобедимая немецкая армада продвигается к Москве. По планам Адольфа Гитлера Блицкриг против Советского Союза завершится победой ещё до наступления зимы. Командование Вермахта уверено, что русские с их устаревшими технологиями просто не способны сдержать натиск "сильнейшей армий мира".
И правда, потери Красной армий огромны, в первый месяц войны были уничтожены 20 тысяч орудий и миномётов, 3,500 самолётов и 6 тысяч танков. Силы Западного фронта были окружены, казалось военная катастрофа СССР неминуема.
Операция по захвату Москвы называлась Тайфун. Одна из основных задач была поручена генералу Гейнцу Гудериану, его войска должны были сначала захватить Орёл, Серпухов, а затем отметить свой триумф в Советской столице. Но тщеславные мечты немецкого генерала были разбиты под Мценском, разбиты о броню новых советских танков. Выпущенные по нему снаряды попросту отскакивали от корпуса.
Так произошло знакомство именитого танкового генерала Гейнца Гудериана с легендарным советским танком Т-34. Сегодня этот танк известен во всём мире, но как полагается исторической известности, его имя окутано множеством тайн и противоречий.
Правда ли, что танк изготовили тайно и полу-легально? Был ли Т-34 лучшим танком Второй Мировой Войны? Почему Т-34 не устраивал советское военное руководство? Об этом и остальном другом вы сейчас и узнаете.
История легенды
Мценское сражение стало настоящим шоком для немцев. 50 советских танков уничтожили 300 танков Вермахта, наступление на Москву было сорвано, Блицкриг не состоялся, а немецкие конструкторы и генералы спешно кинулись изучать захваченные в бою русские танки.
После испытания трофейного Т-34, генерал Паулюс тщетно пытался успокоить немецкое руководство:
Не стоит отчаиваться раньше времени! Русские ещё не освоили массовое производство.
Фердинанд Порше, который был специально приглашен по такому случаю, парировал:
Это правда, Т-34 у противника ещё недостаточно. Но не забывайте: русские долго запрягают, зато они быстро ездят...
На что Паулюс ответил:
У нас есть данные, что Т-34 подвергался в Москве очень суровой критике. Его даже не хотели запускать в массовое производство.
Эти слова генерала Паулюса не были дезинформацией. Знаменитый танк Т-34, оружие победы, мог вообще не появиться на свет, так много было у него могущественных противников, но как такое возможно? Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в 1918 год.
Михаил Ильич Кошкин
15 апреля 1918 года молодой доброволец Миша Кошкин начал службу в железнодорожном отряде Красной армий. Это уже потом он станет Михаилом Ильичом , руководителем конструкторского бюро, изобретателем танка, который так испугает Гитлеровскою армию. А пока он просто мечтает вернуться домой после гражданской войны и продолжить работу на фабрике кондитером.
Да, будущий гениальный конструктор был обычным кондитером, и вполне возможно так бы им и остался, а мир никогда бы не увидел Т-34. Но судьба определила Кошкина в ЖД войска. Именно здесь, как, спустя много лет признается сам Михаил Ильич, он пришел к осознанию мощи и перспективности боевых машин.
Бронепоезд в то время был отличной боевой силой. Во время гражданской войны их широко использовали в Красной армий. Но вот ещё один интересный факт: позже во время великой отечественной войны на бронепоездах устанавливали башни с пушкой от танка Т-34.
Кошкин решился круто поменять свою судьбу и поступил в Ленинградский Технологический институт, но и здесь история вполне могла пойти по другому пути и легендарный танк не был бы создан. Дело в том, что Кошкина, который к тому моменту "заболел" танкостроением, хотели направить в другую часть отрасли - гражданскую.
Кошкин решил обратиться за помощью к Кирову. Ему удалось добиться встречи со всемогущим Первым секретарём Ленинградского Обкома. После их разговора Киров стразу же позвонил руководителю Наркомата тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе.
Харьковский завод и Разработка Т-34
1937 год. Михаил Кошкин работает в конструкторском бюро Харьковского завода, в который он был переведён из Ленинграда по личному указанию самого Орджоникидзе. На этот завод приходит заказ на проектирование колёсно-гусеничных танков серий БТ.
В 30-х годах все советские танки были с колёсно-гусеничным движителем, т.е. могли передвигаться как на гусеницах, так и на колёсах. Однако опыт боёв в Испаний показало, что широко используемые на тот момент танки БТ-7 нуждаются в совершенствований. Конструкторам была поставлена задача доработать эту модель, но работа по проектированию колёс на гусеничных танках БТ-7 и БТ-9 Михаилом Кошкиным была сорвана.
Забегая вперёд, можно сказать, что итог войны мог бы быть совсем другим. Да, конечно, танки серий БТ были гораздо быстрее, чем немецкие, но их проблема - слабая броня. Поэтому немцы ехидно называли их Быстроходный Самовар.
Колёсный движитель предполагал ограничение танка по весу, он просто не выдерживал тяжёлую броню. При стремительном развитий противотанковых орудий к началу Второй Мировой Войны, этот недостаток делал бы БТ легкой добычей на поле боя.
Но Михаил Кошкин очень сильно рисковал. Возможно только личное вмешательство Сталина спасло его от обвинения в саботаже. Ну вы только представьте, он пошёл против начальника конструкторского бюро Адольфа Дика.
Из рапорта районного инженера автобронетанкового управления Красной армий Сапрыгина:
Конструктор Дика, товарищ Кошкин, старается деморализовать разговорами, что товарищ Дик занимается бесплодным варьированием и что у него ничего не получится.
Действительно, у Дика ничего не получилось.
Провал Адольфа Дика показал нецелесообразность дальнейшей работы в этом направлений, и от модернизаций старой модели танка БТ-7 было решено отказаться. 13 октября 1937 года завод получил техническое задание на проектирование новой боевой машины - среднего танка А-20. Этот танк определенно стал шагом вперёд, но он был по прежнему колёсно-гусеничным.
Получив задание на создание танка А-20, Кошкин проявил самоволие. Колёсно-гусеничный танк его не страивал в принципе.
Работать не вдогонку, а на обгон! В конструкций использовать не аналог, а тенденцию. Создавать такой танк, который был бы перспективен и не требовал существенных изменений.
Об этом Кошкин часто говорил своим сотрудникам.
В процессе проектирования танка А-20 у Кошкина возникла смелая новаторская мысль - ограничиться одним гусеничным движителем, за счёт сэкономленной массы усилить защиту и вооружение.
"Ребята, поменьше сложностей"- говорил своим молодым коллегам Кошкин. "Делайте всё так, чтобы машина была доступна любому!". Через пару лет этот гениальный принцип Кошкина будут вспоминать с благодарностью. Почему? Узнаете чуть позже.
Как бы не было в будущем, но сейчас, в 1937 году, у Кошкина и у его "странного" как называли танка нашлось немало высокопоставленных недоброжелателей. В августе 1938 года должно было состояться заседание главного военного совета, на котором обсуждался проект нового танка. Зам Наркома Обороны СССР Георгий Кулик запретил Кошкину даже упоминать о своём нелегальном проекте. Но Кошкин не просто принёс с собой макет нового танка, но и начал с него своё выступление. "Неслыханная дерзость".
Ваши гусеницы - это калоши на ботинках. Будем делать А-20!
Кричал взбешенный Кулик. А ведь очень скоро эти "калоши" раздавят миф о несокрушимости немецких танков.
Но тогда, на совете, противники Кошкина проголосовали против колёс на гусеничный танк. Главным аргументом стали всё те же бои в Испаний. Когда на танках БТ сбивались гусеницы, они шли на колёсах.
Но это на скалистых Испанских грунтах, а не на пашнях и болотах, тем более в распутье.
Cтоял на своём Кошкин.
Неожиданно для многих, его поддержал сам Иосиф Виссарионович Сталин. Он дал конструктору полную свободу действий, сказав что истина определится только в сравнительных испытаниях.
В результате Кошкину удалось добиться разрешения создать наряду с колёсно-гусеничным А-20 новый чисто гусеничный танк, которому было присвоено название А-32. К середине 1939 года опытные образцы обоих танков были изготовлены и представлены Государственной комиссий, но не одному из них предпочтения отдано не было.
Запрет на смотр танков
В марте 1940-го года в Москве должен был состояться показ новейших танков членам Правительства. Для А-32 это был уникальный шанс. Кошкин запросил разрешение на отправку двух опытных образцов, но тут же получил срочную телеграмму:
Товарищ Кулик зпт тов тчк Кошкину тчк Загрузку танков и выезд в Москву запрещаю (Товарищ Кулик. Товарищу Кошкину. Загрузку танков и выезд в Москву запрещаю)
Это была телеграмма лично от Георгия Кулика. Он так и не смог смерится с тем, что Кошкин безнаказанно его ослушался.
От Харькова До Москвы
Формальная причина запрета - танки не имеют установленного пробега. И тогда Кошкин, чтобы добрать недостающие километры, решил доставить танки из Харькова в Москву своим ходом. Утром 5 марта 1940-го года колона из двух А-32 и двух тягачей Ворошиловец взяла курс на столицу. Кошкин сам вёл один из танков по заснеженным полям. В результате Михаил Ильич получил сильнейшую простуду, но времени на лечение не было.
В ночь на 17 марта 1940-го года на Ивановскую площадь в Кремле прибыли 2 "тридцатьчетвёрки". На утро к танкам подошли Сталин, Молотов, Калинин, Берия и Ворошилов. Слово взял Кошкин.
После доклада и осмотра танки разъехались. Один к Спасским, другой к Троицким воротам Кремля. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись на встречу друг другу, эффектно высекая искры из брусчатки. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте. Новые машины понравились Сталину, и он распорядился, чтобы заводу была оказана вся необходимая помощь в их дальнейшей разработке.
Показ в Кремле был ключевым в историй Т-34 и звёздным часом его конструктора. 31 марта 1940-го года был подписан протокол Комитета обороны о постановке А-32 в серийное производство, переименованного в Т-34.
Ну что ребята, мы победили, будем делать танк!
Задыхаясь от кашля, говорил Кошки своим соратникам.
Но до мирового триумфа Т-34 ещё предстояло преодолеть немало трудностей. К сожалению этот триумф Кошкин не увидел. Пробег Харьков - Москва - Харьков подорвал здоровье изобретателя. Простуда и переутомление привели к пневмоний. 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала войны Михаил Кошкин умер. Главным конструктором и руководителем конструкторского бюро стал заместитель Кошкина Александр Морозов, который и продолжил работу над совершенствованием Т-34.
В самом начале 1941 года была создана новая модификация Т-34 "М", которой удалось избавиться от большинства недостатков Т-34. А именно тесноты в кабине и плохого обзора. Кроме того, планировалось увеличить толщину брони и установить торсионную подвеску. После нападения Гитлеровской Германий, все работы по Т-34-М были свёрнуты. Перед заводами-производителями была поставлена единственная задача - максимально увеличить выпуск танков для фронта. Поэтому продолжилось производство уже утверждённого раннее и обкатанного Т-34.
Простота конструкций и высокая технологичность позволили в кротчайшие сроки наладить серийное производство на самых разных по оснащенности машиностроительных заводах страны. В первые 3 месяца воины один только Харьковский завод произвёл почти 600 танков. Да, Т-34 был самым массовым танком Второй Мировой воины, но был ли он самым лучшим?
Осенью 1941-го года немецкие инженеры не зря тщательно изучали трофейные Т-34. Им была поставлена задача заимствовать у танка лучшие качества и в кротчайшие сроки создать свои танк во всём превосходящий Т-34. Удалось ли Вермахту это? Сначала рассмотрим каков был расклад на момент появления Т-34. Ниже таблица, сравнивающая характеристики с другими массовыми танками начала Второй Мировой - американским Шерманом М4 и немецким ПЗ III.
И так, что мы видим? Давайте сравним Т-34 например с немецким танком. По сути, тут даже сравнивать не надо - Т-34 превосходит ПЗ III по всем характеристикам. Что касается Шермана, Т-34 превосходит его по мощности пушки, по скорости и по эффективности брони. Но самое главное - Т-34 превосходит американский танк по надежности. Если Т-34 можно было отремонтировать прямо на фронте, то для Шермана нужны были заводские условия, а транспортировка в тыл была тогда просто невозможна.
Проводя инженерный анализ захваченных образцов Т-34, немецкие конструкторы отметили целый ряд его революционных особенностей, а именно: дизельный мотор, который давал большой запас хода; 76-мм пушку, которая впервые была установлена на средний танк; наклонную броню: помимо рикошета, такая геометрия давала увеличение пути движения снаряда в броне; и конечно же у Т-34 была гусеничная платформа: парадоксально, но именно такая платформа едва не погубила Т-34 ещё до его создания.
Разработка Пантеры
Немецкие инженеры изо всех сил старались отыграть свой преимущество с танковых сражениях. 25 ноября 1941-го года Министерство Вооружений и Боеприпасов Рейха поручило фирмам Daimler Benz и Man разработать машину, превосходящую советский средний чудо-танк Т-34. Бенц предложил танк даже внешним видом напоминавший Т-34, но прошёл проект фирмы Man. Этот танк получил название Пантера. Так началась главная танковая дуэль Второй Мировой.
Курская дуга
Боевым крещением Пантеры стала битва на Курской дуге. Там же, на Курской дуге состоялось самое крупное сражение во Второй Мировой войне с применением бронетанковой техники. Со стороны Вермахта главной силой были не только Пантеры, но и легендарные Тигры. Перед Т-34 стояла непростая задача.
12 июля танки обеих сторон столкнулись на участке шириной всего 11 км. Советские танки находились в заведомо тяжелом положений - они были вынуждены продвигаться между железной дорогой и поймой реки Псёл. Из-за этого советские наступление шло танковыми волнами, причём атаки были лобовыми. Битва под Прохоровкой стала олицетворением мужества и героизма советских танкистов, а подвиг Старшего сержанта Николаева можно назвать символом Прохоровской битвы.
Механик-водитель Александр Николаев одним из первых 12 июля 1943 года осуществил таран немецкого танка. Это действие имело невероятный психологический эффект - немецкие танкисты были настолько ошеломлены храбростью советских танкистов, что их Пантеры и Тигры стали постепенно отступать, а наши советские солдаты стали, наоборот, ещё отчаяние сражаться.
В ходе сражения элитным танковым частям был нанесён непоправимый урон, после которого они отступили, не помышляя о дальнейших попытках прорыва советской обороны. И это поражение им нанесли наши Т-34. Но несмотря на эту победу, дальнейшая боевая практика показала, что базовый танк с орудием 76-мм., которое было установлено на Т-34, больше не отвечает главному требованию военных, не имеет такой же дальности стрельбы, как немецкие танки.
Модернизация Т-34
Комиссар танковой промышленности Малышев высказался по этому поводу:
Образно говоря, противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить на Т-34 более мощную пушку.
Самым новым методом борьбы с немецкими машинами оказалась 85-мм. зенитная пушка, которая с дистанций до 1 км. пробивала 100-мм. лобовую броню. Здесь не только Пантерам, но и Тиграм пришлось "поджать хвост". Танк Т-34-85 с новой пушкой был принят на вооружение Красной Армий в январе 1944 года. Он превзошел по ключевым параметрам своего основного конкурента - средний немецкие танк Пантера, и вновь занял законное лидирующее место на танковом олимпе.
Вывод
Правда ли, что танк Т-34 создали тайно и полу-легально? Нет. На разработке опытных образцов гусеничного танка А-32, дальнейшем Т-34 Кошкин получил официальное разрешение. Правда, параллельно была разработана модель танка А-20, которую отвергли во время испытаний.
Ну и наконец, был ли Т-34 лучшим танком во Второй Мировой войне? Да. По совокупности технических характеристик на каждом этапе войны, Т-34 превосходил любой основной танк воюющих сторон. Это подтверждал даже Уинстон Черчилль.
После окончания Второй Мировой Войны у Уинстона Черчилля спросили, какое оружие он считает самым лучшим, на что тот ответил:
Английская линейная пушка, немецкий самолёт Мессершмит и советский танк Т-34. Но если о первых двух я знаю всё, то я до сих пор понятия не имею, кто и как создал этот чудо-танк.
Спасибо, что уделили время! Если есть какие-то вопросы, ответа на который нет даже в интернете, пишите в комментариях. Здесь ответ найдут на всё!