Как известно, все самые великие сочетания в линии нападения в истории советской сборной были, как правило, клубными (например: тройки А.Альметова, В.Старшинова, В.Петрова, И.Ларионова и многие другие). И это обусловлено самим принципом комплектования национальной команды СССР.
Если игроки из разных коллективов подходили друг к другу, то все они в итоге оказывались в базовом клубе сборной. Так, в конце 70-ых, была создана уникальная и очень эффективная тройка из представителя "Крылышек" С.Капустина, рижанина Х.Балдериса и "армейца" В.Жлуктова. И все они, для удобства тренерского штаба, наигрывались именно в рядах "ЦСКА".
Нередко в советской сборной появлялись и "разноклубные" варианты в линии атаки. И это, в первую очередь, связано с именем выдающегося универсала Александра Мальцева. За всю свою славную карьеру, он великолепно смотрелся с разными спортсменами, но особенно хочется выделить его игру со "спартаковцами" Вячеславом Старшиновым, а затем и с Владимиром Шадриным и Александром Якушевым. А на Олимпиаде 1976 года интересным представлялось сочетание, выглядевшее следующим образом: Мальцев - Жлуктов - Капустин. Судя по всему, А.Мальцеву было всё равно с кем играть. Это был по настоящему командный хоккеист, свободный от клубных пристрастий.
На "золотом" для нашего хоккея московском чемпионате мира 1979 года, отлично себя зарекомендовала "армейско-динамовская" тройка с молодым Сергеем Макаровым и братьями Голиковыми. Глядя на их игру, казалось, что они очень долго выступали вместе. Настолько хорошо было налажено взаимопонимание между ними на площадке. На этом же турнире в составе отечественной команды также вместе на лед выходили горьковчанин А.Скворцов и нападающие "Крыльев" и "Спартака" Ю.Лебедев и А.Якушев.
А на Олимпийских играх в Сараево, лучшей у нас стала тройка "армейца" Н.Дроздецкого со "спартаковцами" В.Тюменевым и А.Кожевниковым. В самом начале соревнований, тренеры сборной постоянно экспериментировали, не зная к кому поставить ленинградского хоккейного воспитанника. Но оказавшись рядом с "красно-белыми", Николай Дроздецкий стал буквально творить чудеса на льду. В итоге, по сумме набранных очков, все трое опередили признанных лидеров сборной - С.Макарова, И.Ларионова и В.Крутова.
Кстати, А.Кожевников попал в олимпийскую сборную в самый последний момент, в виду полученной ранее травмы. Но, как говорится, все хорошо, что хорошо кончается. Неизвестно, как бы выглядели на том турнире Н.Дроздецкий и В.Тюменев без Александра Кожевникова.
А в 1988-ом, на Олимпиаде в Калгари, замечательно себя показала номинально 4-ая тройка, куда входили А.Могильный из "ЦСКА", воскресенеский спортсмен А.Черных и "динамовец" А.Ломакин. Иногда с ними выступали ветеран А.Кожевников и универсальный И.Бякин.
А через год, на мировом первенстве в Стокгольме, к молодым и перспективным "армейцам" А.Могильному и С.Федорову поставили опытного С.Яшина из московского "Динамо", ибо атакующий и скоростной стиль игры всех троих нападающих был очень схожим. Кроме того на том же турнире замечательно выступала "связка" из "Химика" в лице Д.Квартальнова и А.Черных, а их партнерами выступали: С.Немчинов (в центре или на фланге), либо Ю.Хмылев.
Постепенно, в первой сборной страны начинался отход от строгого клубного принципа построения троек и звеньев, что было вызвано объективными причинами. Например, на чемпионате планеты 1990 года, в финальном раунде, у наших играла вообще уникальная в своём роде тройка: С.Макаров - Д.Христич - С.Пряхин, что еще года три - четыре назад было бы абсолютно не мыслимо.
Вообще, удачная игра "разноклубных" хоккеистов не являлась чем-то из ряда вон выходящим, а представляла собой вполне нормальное явление. Настоящие мастера своего дела всегда найдут общий язык между собой.
Высказывайтесь в комментариях, ставьте "класс" и подписывайтесь на мой канал. И впереди Вас ждёт еще много всего интересного.