Найти в Дзене
Путешествия по планете

Как обращались с рабами в Европе и на Востоке: кто был более гуманным

В истории человечества была такая нелицеприятная страница, как рабовладение. Сейчас нам сложно представить, что один человек полностью владел жизнью другого и мог распоряжаться ей, как своей собственностью. Еще печальнее, что в некоторых странах четвертого мира рабство существует по сей день, разве что не в такой явной форме, как прежде. Положение раба было незавидным что в Европе, что на Востоке. Чуть проще, но все-таки невероятно тяжело приходилось крепостным крестьянам у нас в России. Но где же обращение к рабам было более гуманным? Может, отдельных странах у рабов было больше прав, или они могли достичь каких-то постов на государственной службе и освободиться от оков? Немного углубившись в историю, можно понять, что такие случаи действительно имели место. В Османской империи государственной религией был ислам, который запрещал обращать мусульман в рабов. Поэтому рабы в Порте были исключительно иноверцами, чаще всего их забирали из Африки или с Балкан. Также в рабы попадали военнопл

В истории человечества была такая нелицеприятная страница, как рабовладение. Сейчас нам сложно представить, что один человек полностью владел жизнью другого и мог распоряжаться ей, как своей собственностью. Еще печальнее, что в некоторых странах четвертого мира рабство существует по сей день, разве что не в такой явной форме, как прежде.

Положение раба было незавидным что в Европе, что на Востоке. Чуть проще, но все-таки невероятно тяжело приходилось крепостным крестьянам у нас в России. Но где же обращение к рабам было более гуманным? Может, отдельных странах у рабов было больше прав, или они могли достичь каких-то постов на государственной службе и освободиться от оков? Немного углубившись в историю, можно понять, что такие случаи действительно имели место.

В Османской империи государственной религией был ислам, который запрещал обращать мусульман в рабов. Поэтому рабы в Порте были исключительно иноверцами, чаще всего их забирали из Африки или с Балкан. Также в рабы попадали военнопленные во время многочисленных завоевательных походов османов.

Чаще всего рабов ожидала незавидная учесть гребцов на галерах или в качестве другой бесплатной физической силы, но иногда раб в Османской империи мог сделать неплохую карьеру. Например, евнухи при султанском гареме всегда были невольниками, однако имели огромную власть. Поскольку они были вхожи в покои султана и его ближайших родственников, евнухи знали все о происходящем в высших кругах власти в стране и даже могли влиять на принимаемые решения.

Внутренний двор гарема при дворце Топкапы в Стамбуле
Внутренний двор гарема при дворце Топкапы в Стамбуле

Многие родители даже хотели специально отдать своего сына в евнухи, зная, что так у него будет шанс добиться высокого положения при дворце, чтобы через несколько десятков лет он не забыл про своих уже немолодых отца и мать. Порядки были суровые, но все же какие-то возможности вырваться из беспросветного рабства у невольников на Востоке были. А как дела с этим обстояли в Европе?

Рабство в Европе было известно еще со времен Древней Греции и Рима, так что в этом плане Запад был ничуть не лучше Востока. В Риме господин мог пожаловать свободу своему рабу за хорошую службу, за то, что тот спас ему жизнь, или просто от хорошего настроения. Впрочем, случалось это не так часто, как хотелось бы, потому что раб все равно оставался собственностью, за которую можно было получить деньги. Кто будет просто так терять возможность заработать? Такие люди были, но было их не так много.

Крепостные крестьяне в России хоть и были близки по своему положению к рабам, но все же рабами не были, и гражданских прав у них было больше                                           Илья Ефимович Репин, Public domain, через Викисклад
Крепостные крестьяне в России хоть и были близки по своему положению к рабам, но все же рабами не были, и гражданских прав у них было больше Илья Ефимович Репин, Public domain, через Викисклад

В Средние века в Европе города стали центром освобождения крестьян. Даже была такая пословица: "Городской воздух освобождает". Если крестьянин уходил от помещика и проживал в городе один год и один день, то он становился свободным человеком. Если же в течение этого времени он попадался своему феодалу и тот находил людей, которые могли подтвердить, что крестьянин действительно ему принадлежит, то беглецу приходилось возвращаться к своей работе в поле. В городе же человек мог сделать карьеру: стать сначала подмастерьем, а потом и ремесленником, открыть свою лавку и заработать неплохие деньги. В общем, свои социальные лифты тоже были.

Позже уже в Новом Свете рабы придумали другой способ освобождения — восстания. В результате одного из них даже образовалось суверенное государство – Гаити. Правда, это единственная в мире страна, образовавшаяся в результате восстания рабов. Особых успехов она не добилась: Гаити считается одной из беднейших стран мира с высоким уровнем преступности и одним из самых низких уровней жизни.

Единственный вывод, который можно из этого всего сделать: рабство — это пережиток прошлого, который не должен повториться в современном обществе.