Три классных фестивальных фильма о нелегкой жизни простых людей из США и Британии. На стыке семейной драмы и соцдрамы. Про жизнь на черте бедности, проблемы с работой, чиновниками, надзорными органами. Честные левые фильмы, недовольные западной праволиберальной моделью. Которая 30 лет назад пришла и в Россию.
«Лорелея»: про любовную лодку в провинции
Лорелея – речная нимфа, тянущая моряков на скалы, из сказов и стиха Генриха Гейне. Образ рифмуется с Долорес, что клялась Вейленду в любви на утесе у водопада, а потом 15 лет ждала, когда он отсидит за грабеж. Дождалась с прицепом: три ребенка от разных отцов. Вейленду нелегко: себя-то сложно прокормить, а тут семья с тремя детьми. Порой кажется, что эта любовь со второй попытки точно утопит.
Дебют Сабрины Дойл стартовал на Довильском американском кинофестивале (это во Франции), затем – фестивали в США да наш ММКФ-2021 вне конкурса. Проката почти не было, но кино – супер.
Отличный актерский дуэт Пабло Шрайбера («Защищая Джейкоба») и Джена Мэлоун (Руби из «Неонового демона»). Аккуратные неторопливые картинки поселкового быта, почти неореалистические портреты работяг на фабрике, байкеров, полицейских и т.д.
Внимательна к мелочам драматургия той же Сабрины Дойл. Бодрят сюрные вставки с моментами обломанных мечтаний и тайных страхов героев (в одной из сцен Долорес выглядит хоррор-русалкой).
Плюс – честный показ экономической ситуации низшего класса, когда реально пустой холодильник, каждый доллар на счету. Когда в день рождения дочери подарок – потасканная кофта из секонда, а праздничный ужин – бесплатная картошка по купонам в захудалом фастфуде.
«Извините, мы вас не застали»:
всех денег не заработаешь
Фильм претендовал на победу в Каннах-2019. Крепкий тандем режиссера Кена Лоуча и сценариста Пола Лаверти частый гость на фестивалях. В 2006 году получил Золотую пальмовую ветвь за «Ветер, который качает вереск», в 2016 году – за «Я, Дэниел Блэйк», были и другие призы.
История Тёрнеров, которые после 2008 года испытывают экономические сложности. Да и до кризиса им наверняка было несладко. Тут во всей красе жизнь низшего класса, которому только мечтать дотянуться до среднего статуса: где сносное жилье, работа и жизнь не от зарплаты до зарплаты с отказом себе в самом необходимом.
Эбби ухаживает за малоподвижными людьми, они порой жадны до ее рабочего времени, что выматывает. Пытаясь выбраться из бедности, Рикки идет на риск: покупает фургон и франшизу службы доставки.
Которая оказывается не нормальной франшизой, а просто платой за рабочее место в компании, откуда легко могут уволить. Плюс, чтобы оплатить это право на труд, нужно тратить по 14 часов в сутки. В итоге времени на семью почти не остается, как и здоровья.
Из этого вывод: тратить жизнь на отчаянные попытки повысить качество жизни нет смысла, если жертвуешь почти всеми ресурсами, да еще и самым главным – временем, которое нужно твоим детям. Поэтому извините, но рабочий день окончен, дальше обслуживайте себя сами.
Герой не просто увольняется с работы. Он отказывается идти на поводу у высасывающей все соки праволиберальной системы, делящей людей на классы, не дающей гарантий достойного человеческого существования. Это не взмах красным флагом, не пикет и не митинг, это простой человеческий поступок в ситуации, когда системе до человека нет дела.
Хочется думать, что у Рикки все будет хорошо, ведь его детям не нужны гламур, успех и соответствие средним стандартам общества потребления, они хотят просто проводить время с отцом, не зря название фильма также переводится со значением «мы скучали по тебе».
«Синий залив»: родину не выбирают
Энтони в три года был усыновлен и не помнит родную Южную Корею. Он живет в США с женой Кэти и приемной дочерью и ждет еще одного ребенка. И тут внезапно его собрались депортировать.
Старт депортации дал недобро настроенный к ГГ полицейский, но сути это не меняет: против Энтони включается реальная юридическая система, по которой из США изгнали десятки тысяч ранее усыновленных. Основано не просто на подлинных, но на происходящих до сих пор событиях.
Фильм участвовал в Особом взгляде Каннского фестиваля, но не победил. Победа справедливо досталась более сильной российской картине «Разжимая кулаки», но работа Джастина Чона тоже очень хороша.
Главный актер Джастин Чон еще и режиссер и сценарист (он так делал и в фильме «Гук»), любители «Сумерек» помнят его как Эрика. В главной женской роли Алисия Викандер, Лара Крофт из перезапуска франшизы, обладатель «Оскара» за «Девушку из Дании». Классный актерский дуэт.
Да еще Марк О’Брайэн («Прибытие», «Анон») создает объемный образ Аэйса, бывшего мужа главной героини, с этим хорошим полицейским фильм становится еще более человечным. А еще есть звезда фильма «Индокитай» Лин Дэн Пэм, которую, как и ее героиню, родители вывезли из Вьетнама в 1975 году.
Тут куча социальных проблем: Энтони и Кэти не хватает денег, герою из-за его статуса сложно с работой и с арендой в затрапезном мигрантском коворкинге, его недолюбливает мать жены... неоткуда ждать помощи.
Единственная поддержка и опора – любящая жена, готовая навсегда покинуть США, и приемная дочь, красящая волосы в черный цвет, чтобы быть хоть немного похожей на азиатку. У этих людей есть принцип, который формулирует герой: «Я тебя выбрал». Они не выбирали страну, которой не нужны, они выбрали друг друга, и это главное.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!