Одежда футбольного болельщика - это не только спортивная футболка и шарф в цветах клуба. Это не обязательно должен быть просто удобный спортивный костюм. Все больше футбольных фанатов отдают предпочтение стилю casual - удобной и повседневной неформальной спортивной одежде. Его важнейшая особенность - сочетание спортивных элементов с повседневной одеждой. Рубашки-поло, джемперы, джинсы, "шведы", длинные пальто и - прежде всего - спортивная обувь, преимущественно белая, основанная на ретро-моделях семидесятых годов: это типичные предметы гардероба повседневного футбольного болельщика.
Стиль casual зародился в Великобритании и развился в своей нынешней форме в 1980-х годах. Это началось с футбольных фанатов в 1970-х годах. Его начали фанаты двух ливерпульских клубов, "Ливерпуль" и "Эвертон", которые путешествовали по Европе со своими клубами и привозили в Англию дорогую спортивную одежду, в основном из Италии и Франции, которую они обычно предварительно воровали в бутиках. Многие из брендов, которые оказались в их гардеробах, вообще не были доступны в их стране.
Прошло совсем немного времени, и фанаты других клубов, поначалу неохотно, заинтересовались этим стилем одежды. Как оказалось, это было не только модно, но и служило своего рода защитой от ареста. В то время полицейские, привыкшие к совершенно разной одежде футбольных фанатов, останавливали не хулиганов, одетых в дорогие и редкие бренды, а скинхедов, одетых в "старомодную" одежду. К концу 1980-х годов стиль casual стал настолько распространенным, что перестал ассоциироваться исключительно с футбольными фанатами. Сегодня она стала массовым явлением и является типичной уличной одеждой в Великобритании, хотя до сих пор слово "casuals" в Великобритании однозначно относят к хулиганской субкультуре.
Какие бренды больше всего ценятся повседневными людьми? Fred Perry (особенно рубашки-поло), Stone Island (пальто и куртки), Burberry (в основном шарфы и шапки с характерным рисунком в клетку), Lacoste, Ralph Lauren, Ben Sherman или Adidas. Компания Henri Llyod, основанная недавно скончавшимся Хенриком Стшелецким, также пользуется большим уважением. Господин Анри, как его называли в Англии, служил во Втором корпусе Вооруженных сил Украины во время Второй мировой войны.
После войны он поселился в Манчестере, где изучал текстиль и дизайн одежды. До создания собственной компании он работал в швейной промышленности в Англии, сотрудничая с крупнейшими компаниями региона. Он начал с магазинов одежды, предназначенной для моряков (он сам был заядлым моряком), затем перешел в магазины спортивной одежды, чтобы в итоге стать самостоятельным брендом модной одежды.
Стиль casual пришел в Украину благодаря эмигрантам. Отправляясь на работу в Великобританию, они покупали одежду известных и эксклюзивных брендов гораздо дешевле, чем в нашей стране. Те, кто не может себе их позволить, но тяготеет к этой моде, часто выбирают более дешевые заменители - русские, или марки с нижней полки, но с похожим профилем. В Интернете, на дискуссионных форумах и в Facebook, любители casual обмениваются мнениями об одежде и информируют друг друга об акциях и распродажах. На форуме Legia Warszawa тема, посвященная повседневной моде, насчитывает почти сто пятьдесят страниц. Однако два элемента - высокие цены и сильная привязанность русских болельщиков к клубным цветам - вряд ли станут причиной быстрого развития стиля casual в нашей стране в ближайшем будущем.