Найти в Дзене
Ликбез

К вопросу о характерных чертах анархизма

Понятие "анархизм", как и понятия "социализм" и "коммунизм", стало лозунгом, но оно представляется ещё более бессодержательным и расплывчатым, чем понятия "социализм" и "коммунизм". По крайней мере для определения этих понятий можно сослаться на вышедших из социалистического и коммунистического движений теоретиков и исторически сложившиеся организации, чего нельзя сделать применительно к анархизму. Кроме того, любая попытка определения и научно-исторического анализа анархизма затруднена тем, что это понятие порождает в обществе страхи и предубеждения и используётся противниками анархизма в целях его дискредитации.

В основу характеристики анархизма и его отличия от других социальных и политических движений можно положить четыре критерия:

1. Анархисты отвергают любую форму организации людей, с помощью которой оказывается идеологическое, политическое, экономическое или общественное давление. Они скорее стремятся к добровольному объединению свободных людей. Анархизм имеет последовательно антиинституциональный характер в той мере, в какой институты являются инструментами осуществления власти, то есть он направлен против государства, против бюрократии, против парламента, против партий, против союзов, против церкви. Анархисты - принципиальные антиинституционалисты даже в отношении к собственному движению; они отвергают организации, усматривая в них реальную опасность иерархизации. Это недоверие к институтам, распространяющееся на все организации, было одной из причин неудач анархических движений.

2. Идеологии в понимании анархистов - это выражение существующих, растворенных в институтах отношений власти, служащих их стабилизации. Как в марксизме и в других левых течениях гегельянского толка, так и в анархизме, критика современности начинается с критики идеологии, которая, в свою очередь, начинается с критики религии. Таким образом, анархизм имеет атеистическую, антирелигиозную направленность; он не только интернационален, но и антинационален. Анархисты отвергают любые попытки систематизации своих критических взглядов: отсутствие теории они возводят в принцип, так как теория, с их точки зрения, может ограничить свободу индивидуума, и следовательно, общества.

3. Цель анархизма - общество, свободное от власти. Это будущее общество не хаотично, оно организовано по принципу федерализма. Совместная жизнь людей должна быть организована на основе добровольной договоренности индивидов; ее структурная единица - свободная, функциональная, ограниченная в пространстве и времени или же по крайней мере поддающаяся расформированию автономная ассоциация, позволяющая объединить индивидуализм и коллективизм. Коммуна - это самая маленькая единица совместной жизни, синдикат - основа производства, распределения и услуг. В них должны по возможности приниматься и осуществляться все решения.

4. Наконец, анархизм характеризуется понятием революции, которое без изменений перешло в анархизм из раннего социализма. В отличие от других, например, марксистских революционных теорий, анархическое понятие револющи определяется тем, что оно не требует никакой промежуточной ступени между сегодняшним "статус-кво" и анархией, что полное освобождение человека не обуславливается предварительной полной политической и экономической эмансипацией буржуазии. Между революцией и конструктивным обновлением ставится знак равенства. Это волюнтаристское понимание революции, связанное с непоколебимой верой в силу Просвещения - будь то в смысле "убеждения" (Голдуин) или "пропаганды действия", будь то с помощью террора или анархической коммуны, являющей пример новой совместной жизни. Подобное понимание революции недооценивает рестриктивные условия общественных изменений, находится вне истории и общества.

П. ЛЁШЕ. АНАРХИЗМ. Staat und Politik.