Расизм по-прежнему остается одним из бичей истории и культуры Соединенных Штатов Америки. Конечно, с учетом обилия новостей на эту тему многим обывателям за пределами Штатов уже малость надоело выслушивать истории о полицейском беспределе и дискриминации по цвету кожи. С другой стороны, само наличие этих новостей уже говорит о том, что проблема не искоренена, и люди делают всё возможное, чтобы заявить о себе. Кто-то использует активные действия, а кто-то самовыражается через искусство, включая кино. Так, в начале 2021 года на экраны вышла биографическая драма «Иуда и чёрный мессия».
Синопсис Конец 1960-х годов. Молодой угонщик автомобилей Уильям О’Нил попадается в руки ФБР, которое предлагает ему сделку. Либо он идет за решетку, либо остается на свободе, но внедряется под прикрытием в чикагское отделение партии «Чёрные пантеры». На протяжении следующих нескольких лет Уильям будет докладывать о всех действиях партии и в частности о её лидере Фрэде Хэмптоне, который в итоге пал жертвой предательства О’Нила.
Игра актёров Конечно, можно по-разному относится к содержанию фильма, но нельзя не отметить актерскую игру исполнителей. В первую очередь, я бы отметил Лакита Стэнфилда в роли Уильяма О’Нила, который в начале фильма в силу своего юного возраста соглашается участвовать в этой операции лишь ради выживания, но по истечении нескольких лет всё же проникается идеями партии, правда, когда становится уже слишком поздно, и когда ему придется взять на себя ответственность циничного предателя. Также очень понравилось исполнение Дэниела Калуя в роли Фрэда Хэмптона, явно не политика, но и не безумного агрессора – просто человека, которому осточертела несправедливость, а посему он решил с ней бороться активными действиями, в итоге предательски поплатившись за свою инициативу.
Режиссура На самом деле, у режиссера Шака Кинга получилось на удивление стоящее кино. Перед просмотром фильма подобного формата ты ожидаешь увидеть очередной политический памфлет на тему угнетения прав афроамериканцев и о том, как важно бороться с этой системой. Однако на деле зритель увидит историческую хронику событий того времени, показанную с точки зрения одного из ключевых звеньев этой системы Уильяма О’Нила, который знал партию «Черных пантер» изнутри, при этом осознавая свою роль предателя. Также следует отметить, как показаны отношения между героями. Зритель мог привыкнуть к стереотипному изображению афроамериканских героев с их особой манерой говорить и вести себя на людях, но здесь мы видим простых людей, которые просто хотели сделать свою жизнь лучше, и выразили общий протест, чтобы, наконец-то, их голос был бы услышан.
Сценарий Действие сюжета происходит в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Периодически картину разбавляют сюжетные вставки в интервью О’Нила каналу PBS в 1989 году, после которого Уильям покончил жизнь самоубийством. Сначала мы видим эпизод, знакомящий нас с Уильямом, или Биллом, как его будут называть на протяжении всего фильма. Биллу 17 лет, но уже стал профессиональным мошенником, который притворяется агентом ФБР, требует у простых гостей баров вернуть угнанные машины, а после крадет эти же автомобили. Однако последняя вылазка идет не по плану, и Уильям попадается в лапы амбициозного агента Роя Митчелла, который как раз после выступлений Гувера активно занимается слежением за партией «Черные пантеры». Агент Митчелл предлагает Уильяма сделку. В обмен на свободу тот должен внедриться в партию и докладывать о всем, что там происходит. О’Нил соглашается, вступает в партию, посещает лекции лидера чикагского отделения Фрэда Хэмптона, даже втирается в его личное доверие. Но стремительно меняющиеся события, арест Хэмптона, разброд, царящий внутри партии, и внезапные стычки с полицией провоцируют панику у Уильяма. Ситуацию усугубляет история с убийством одного из членов партии, которого заподозрили в работе на полицию. Ситуация накаляется с каждым днем. Её не спасает даже возвращение из тюрьмы Хэмптона. Героев словно пытаются устранить просто за то, что они такие, какие есть. Но роковым становится день, когда Уильяму поручают подготовить всё необходимое для предстоящего убийства Хэмптона.
Итог Еще раз повторю, что при всей своей банальности «Иуда и чёрны мессия», на самом деле, очень достойный фильм, способный вызывать искреннее сочувствие тем людям, которые участвовали во всем этом и искренне верили в смысл своих действий. Конечно, где-то фильм может показаться сентиментальным, где-то слишком простым. Есть небольшие недостатки, но их указать сложно – чтобы понять, нужно увидеть. Поэтому, и так, и так, порекомендую к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен премии Оскар за лучшую мужскую роль второго плана (Дэниел Калуя).