История храмов станицы Урупской (Советской) от строительства до разрушения
Когда в декабре 1981 года меня перевели священником в станицу Советскую, здесь был Свято-Никольский молитвенный дом. В нем я прослужил 25 лет.
И молитвенный дом, и причтовый дом для житья священника были в запущенном состоянии, полуразвалившиеся. Жить там было нельзя. Поэтому начал хлопотать, чтобы их отремонтировать.
Первое время я ничего не знал об истории станицы, его старинных храмах. А потом люди стали мне рассказывать об этом. Поскольку станица в царское время была очень населенная и сильная, с приходом советской власти она пережила много трагедий. Здесь история в то время была очень страшная.
Станица Урупская основана была казаками в 1841 году. В центре станицы рядом с современным Свято-Никольским храмом стоял первый станичный деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Он построен в 1855 году, по размеру был небольшой. Его фотографий не сохранилось.
Со временем станица разрасталась. Здесь было много жителей. Она была крупнее Лабинской, Курганной, основанных в одно время с Урупской. До революции здесь жило почти 20 тысяч человек. А сейчас 10 тысяч.
В 1910 году по проекту архитектора В.Н. Тарасова был построен новый деревянный большой пятиглавый Свято-Никольский храм. Он находился на месте современного клуба ООО «Новатор». Сохранилась единственная его фотография.
Во время Гражданской войны здесь было страшное противостояние. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Пришли красные – поубивали казаков. Пришли белые – побили красных. И так было несколько раз.
В старинном здании школы, которое находится рядом с современным Свято-Никольским храмом, было реальное министерское училище. Об этом мне рассказывал человек, который в нем учился. Здесь детей учили разным профессиям: слесарному делу, плотницкому и так далее. У училища была производственная база, где сейчас находится колхозный гараж, а в советское время была сельхозтехника.
Еще до революции было решено сделать в станице водопровод. На горе, где находится курган, стали копать колодец. Копали его учащиеся реального училища. Колодец делали шириной метра 4-5. А глубина его метров 40-50. До воды так и не дошли. А тут случилась революция, началась Гражданская война. Работы по обустройству водопровода прекратились.
Когда противоборствующие стороны убивали друг друга, убитых людей кидали в этот сухой колодец. Получилась такая братская могила, где похоронены и казаки, и красные. На месте колодца поставили памятник. Но на табличках там отмечены только похороненные здесь красные, а об убитых казаках ничего не написано. Вот такая страшная история.
В эти же годы перед выселением были закрыты оба православных храма.
Свято-Казанский храм был разрушен первым в 1932 году. Вокруг него была большая площадь. На месте храма посадили парк. Его сажали школьники, поэтому этот парк называется «Школьным».
Одна наша прихожанка рассказывала, как в 1933 году она участвовала в посадке этого парка. А этот год был голодный. Сажали деревья школьники вместе с учителями. Высаживали такие деревья, как акация, ясень, липа. Дети-то голодные и говорят учителю: «Иван Петрович, почему мы тут сажаем такие деревья? Надо посадить фруктовые, чтобы можно было плоды кушать».
А учитель отвечает: «Ничего вы не понимаете. Это дерево вырастет большим, его спилят, и оно пойдет на строительство дома. А зачем нам фрукты? Без них обойдетесь».
Второй Свято-Никольский храм тоже был закрыт в это время. Но его сразу не разрушили. Местный колхоз стал использовать его в качестве склада и зернохранилища.
Удивительно, но местные жители чудом сохранили часть уникального фаянсового иконостаса и икон Свято-Никольского храма. После возобновления церковной жизни в станице люди принесли их в открывшийся молитвенный дом. Они и сейчас находятся в нашем Свято-Никольском храме.
Со временем здание закрытого Свято-Никольского храма пришло в негодность. Когда в 1942 году во время оккупации в станице разрешили открыть церковь, богослужения стали проводиться в бывшей церковно-приходской школе, а не в храме из-за его ветхости.
После войны развалины храма разобрали и построили на его месте клуб.
После смерти Сталина некоторые жители станицы, выселенные на Север и в Казахстан, возвратились домой. Но они были настолько запуганы всеми этими событиями, что почти ничего не рассказывали о прошлом. Но некоторые истории о священнослужителях станицы Урупской сохранились. Я вам их расскажу.
Священник Андрей Величко
Известно, что до и после революции в Свято-Никольском храме служил священник Андрей Величко. У меня есть его фотография. Он приехал в станицу Урупскую с Украины, Таврической губернии, с тех мест, где сейчас располагается город Днепропетровск.
Андрей Величко вначале был учителем, но не известно по какому предмету. Вместе с тем он был музыкантом, играл на скрипке, занимался с детьми музыкой. По совместительству пел в церковном хоре, был псаломщиком.
Потом Андрей Величко стал регентом руководителем церковного хора. Вскоре его рукоположили вначале в дьяконы, а затем в священники.
Свято-Никольский храм был закрыт в 1930 году. Священник жил в станице. Люди рассказывали, что еще до выселения жителей станицы на Север (точную дату не помнят) весной был большой праздник, но не Пасха. По-видимому, дело было на праздник святителя Николая.
Люди собрались вокруг церкви, а батюшки нет. Послали за священником домой. Привели его и попросили служить на улице. А священник говорит: «Нельзя. Мне запретили это делать». А люди в ответ: «Ничего, если кто скажет, ответите, что народ потребовал».
Батюшка был человеком смиренным. У него уже был солидный возраст под 60 лет. Он начал служить молебен на улице возле закрытого храма.
Через некоторое время приезжают представители советской власти и уводят священника Андрея Величко с собой. За него никто из людей не заступился. Больше священника не видели. Что с ним стало точно неизвестно. Но местные жители рассказывали, что он был расстрелян вместе с другими людьми в станице Прочноокопской.
Дьякон Николай Сугаков
Историю о дьяконе Николае Сугакове мне рассказал его младший сын Михаил, который вернулся в станицу после ссылки в Казахстан:
В конце XIX века в станице Урупской жила женщина по фамилии Сугакова. У нее было двое детей: мальчик Николай пяти лет и уже взрослая замужняя дочь. Вероятно, муж этой женщины погиб на войне. Она с сыном поехала из станицы в Михайловский монастырь.
Это Свято-Михайловская пустынь, которую основали после Кавказской войны, она и сейчас действует на территории Адыгеи. Монастырь этот построили также с той целью, чтобы там лечились и доживали свой век старые одинокие солдаты.
Сугаковы остались жить в монастыре. Женщина работала на монастырском подворье. А Николай воспитывался при монастыре.
У мальчика были способности к изобразительному искусству. Он хорошо рисовал природу. А в монастыре была артель, которая разрабатывала эскизы иконостасов для храмов. Николай в этой артели хорошо себя зарекомендовал.
Когда ему исполнилось 18 лет, игумен монастыря собрал несколько послушников, которые стали совершеннолетними, и говорит им: «Как вы думаете о дальнейшем, в монастыре останетесь или в мир пойдете?»
Николай Сугаков сказал, что пойдет в мир. Его отпустили. Он пошел пешком домой в станицу Урупскую, в которой не был с пятилетнего возраста.
Пришел он в станицу, а никого не знает. Что делать, как жизнь начинать? Идет по улице, стучится во дворы и спрашивает: «Вам нужен работник?» Все отвечают, что не нужен. Так он прошел полстаницы. Но в одном месте ему сказали, что работник нужен.
Хозяин, который взял его в работники, делал телеги, подводы, линейки для лошадей. Николай стал у него жить и работать.
Поработали они первый день, дело к вечеру, а тут раздался колокольный звон. Николай стал умываться, собираться. А хозяин и спрашивает:
- Ты куда собираешься?
- Я пойду в церковь на вечерню.
На следующий день в воскресенье они пошли в церковь вместе с хозяином.
Смотрит хозяин, а этот его работник из алтаря выходит и апостола несет читать. Потом на клирос встал петь.
Возвращаются они домой из церкви, а хозяин стал его расспрашивать о его жизни. Тот рассказал, как он в монастыре жил, в храме все время был, умеет и петь, и читать.
Николай по будням у хозяина работал, а по выходным шел в храм.
Со временем он женился, купил дом, открыл свое дело по изготовлению телег.
А в храме он служил псаломщиком. Потом стал дьяконом, служил вместе со священником Андреем Величко.
В 20-е годы дети дьякона Николая Сугакова и священника Андрея Величко поженились. Затем церковь в станице закрыли.
Вскоре семью дьякона Николая Сугакова выселили из их дома. Тогда в станицу Урупскую приехали красноармейцы. К Сугаковым пришли представители советской власти и сказали, чтобы они освободили свой дом для красноармейцев.
Они перешли жить в баню. Но через некоторое время их выгнали и из бани.
А вскоре семью Сугаковых выслали из станицы в Казахстан. Это произошло в 1931 году еще до того, как полностью выселили жителей станицы.
В ссылку отправили супругов Сугаковых вместе с младшим десятилетним сыном. Старший сын был женат и жил в другом месте.
Привезли их в ссылку зимой, высадили в чистом поле, нигде вокруг не было никакого жилья. Они копали землянки. Кто выкопал землянки, тот выжил, а другие замерзли.
Через два года после высылки в Казахстан от тифа умер диакон Николай Сугаков. Его похоронили без гроба, но в подряснике.
После смерти Сталина сын дьякона Николая с матерью вернулись в станицу. А в станице в то время жила матушка священника Андрея Величко.
Потом этот сын дьякона Михаил Сугаков получил высшее образование и работал в колхозе председателем ревизионной комиссии. Был спокойный, тихий дядька. Он жил напротив церкви. Но в церковь не приходил. Стал он нашим прихожанином, когда вышел на пенсию. Тогда он мне кое-что рассказал о том времени.
О том, как прихожане Свято-Никольского храма станицы Урупской (Советской) во время Великой Отечественной войны помогали заключенным в фашистских застенках и собирали деньги на покупку самолета для Русской армии, читайте здесь.
О чем может рассказать фотография священников 1943 года?
Как в станице Советской (Урупской) построили новый храм?
Сергей Шептун