Взгляд на события фильма "Аватар" со стороны небесной канцелярии. Рассказ был написан мной аж в 2011 году и опубликован на ныне почившем фан-форуме фильма. По сути это диалог одного из главных разумов Вселенной (но не самого главного) со своим подчиненным.
- Капитан, они летят к Пандоре!
Капитан удивленно вскинул бровь и выдержал напряженную паузу.
- Не думал, что так скоро…
- Никто не ожидал – осторожно вставил Вестник. Отведя виноватый взгляд в сторону, он снова посмотрел на Капитана. Тот тяжко вздохнул.
- Не говорите Хозяину.
В воздухе снова повисла пауза. Разговор не предвещал ничего хорошего. Вдруг Капитан вскочил и принялся в ярости расхаживать по комнате.
- Я не понимаю. Как так могло произойти? Столько надежд было возложено…
Вестник боязливо переминался с ноги на ногу, глядя на негодование Капитана.
- Ну да, они ведь такие изобретательные… - робко заметил он.
- Изобретательные – передразнил Капитан – Слишком изобретательные! И чересчур любопытные. Эгоистичные, совершенно непробиваемые и мелочные. Сколько планет они погубили! А ведь мы так верили в них, думали, что они станут новыми богами, но нет! Все напрасно. Они губили одну планету за другой, а мы покрывали их до самого конца. А когда беспощадный гнев Хозяина Галактики сжигал уже уничтоженную планету, мы спасали самых лучших, дарили им новую, в надежде что на этот раз все пойдет по другому, но все бестолку! Недоверчивые, мелочные, скупые – они слышат только то, что хотят слышать. Они убили больше богов, чем любая другая цивилизация. Столько надежд, столько трудов – и все напрасно. И самое главное, они же совершенно – он постучал кулаком себе по лбу – непроницаемые. Лишь единицы способны воспринимать истинные мысли.
Капитан рухнул на стул и, обхватив руками голову, затих на несколько минут.
- Мы посылали им лучших богов, - произнес он мучительно, - но даже они не смогли справиться. Что уж говорить о горстке тех, кто способен воспринимать… Это уже третья планета, которую мы им дарим. И здесь они превзошли самих себя.
Капитан в бессилии всплеснул руками и шумно уронил их на стол. Вестник все так же скорбно топтался у двери. Капитан бросил на него измученный взгляд.
- Сколько их?
Вестник пожал плечами.
- Человек 500 не меньше. Но они собирают армию.
- Армию!.. – Капитан едва не заплакал и снова вскочив, принялся расхаживать по кабинету.
- Пандора. Это же в другой системе ; Что они забыли в такой дали?
- Насколько мне известно, Земля на грани гибели, они ищут ресурсы…
Капитан со стоном рухнул на стул и закрыл лицо руками.
- Предупредите Эйву – обреченно сказал он. – Она должна знать. Может ей удастся достучаться… 500 человек. Должен же среди них быть хоть один проницаемый. А с его людской изобретательностью он даст местным существенное преимущество.
- Значит, войны не избежать?
Капитан лишь мотнул головой. Вестник удалился.
Оставшись один, Капитан погрузился в тяжелые мысли. Как так вышло, что столь перспективная цивилизация оказалась такой варварской? Почему же все пошло не так? Казалось бы, они все рассчитали, но вот уже третий раз подряд они упираются в тот же забор. Какой живописной была Венера… Каким величественным казался Меркурий, словно гордясь своей миссией он растил будущих богов… Ничто не предвещало беды. А боги? Что бы ни говорили, что бы ни делали они – люди отдалялись. И все больше извращали то, что слышат. Пора признать, что из них ничего не выйдет. Они так и останутся головной болью Вселенной, пока она не перестанет их бесконечно спасать. Но пока среди людей есть те, кто слышат и способен воспринимать, у Капитана есть надежда. Но с каждым разом таких «проницаемых» становится все меньше. И с каждым разом им все трудней противостоять своим толстолобым сородичам.
В кабинет вновь ворвался Вестник.
- Капитан, она нашла.
В глазах Капитана засветилась надежда.
- Много?
- Один.
- Против 500?
- Против нескольких тысяч.
Капитан вновь закрыл лицо руками. Подняв отчаянный взор на Вестника, он спросил:
- Обречена?
Вестник пожал плечами.
- Говорит, нет… Есть надежда. Правда он далеко. На Земле.
Капитан вытаращил глаза на Вестника. Тот замялся и продолжил.
- Ну… Те что уже там не годятся. С самой тонкой головой он один, но есть еще десяток из тех, что уже летят, говорит, они внушают большие надежды. Беспомощны и узколобы, но не злы. Эйва сможет управлять ими через него.
- Хорошо. Когда он летит?
Вестник совсем сконфузился и запинаясь ответил:
- Он… Понимаете… Ему в общем-то и не светит… Так что наверное никогда… - осторожно добавил он и тут же пожалел о сказанном: Капитан вскочил со стула и едва не бросился на Вестника в негодовании:
- Этого нельзя допустить! Сделайте все, чтобы он полетел! Пошлите туда всех свободных богов, пусть доставят его на корабль любыми способами! Нам подойдет даже простая случайность, все что угодно – но он должен попасть туда и как можно скорее. Раз Эйва смогла найти его так далеко, значит пусть начинает его обрабатывать уже сейчас. Всеми силами. Сны, фантазии, да хоть галлюцинации - все, что подействует. Это единственная возможность спасти Пандору. – Капитан сделал нетерпеливый жест рукой, провожая Вестника – держи меня в курсе.
Дверь спешно захлопнулась.
- Десяток из тысяч! – Воскликнул он уже в одиночестве – И среди них лишь один проницаемый. Нужно быть полным оптимистом, чтобы верить в эту десятку.
Время шло. Часы напряженно тикали. Капитан с ужасом ждал вестей. Если этот один не полетит, Пандора обречена. Ни он, ни Эйва ничего не смогут изменить. Боги и Высшие не могут вмешиваться в дела цивилизаций. Они могут лишь посылать мысли в их головы. А дальше – дело рук самих смертных. Но они живут слишком мало и видят слишком низко, чтобы самим решать свои судьбы. Поэтому так необходима проницаемость их мозга – восприимчивость его к идеям богов и Высших. Но люди слишком глухая и хаотичная цивилизация. Потому и вышли из-под контроля. Остается загадкой, почему дважды спасенные самые проницаемые из них через пару сотен поколений зарастали и переставали воспринимать? И как изменить этот ужасающую закономерность?
То ли дело Пандора: связь между элементами системы настолько очевидна, что на'ви и не подумают усомниться в ее действительности. К тому же Эйва, так ловко вошедшая в эту систему и подчинившая ее себе, имеет абсолютный контроль над всеми элементами, включая разумную расу (для контроля которой и была послана на планету). В каком-то смысле, мир Пандоры достаточно статичен, и в этом его преимущество.
А вот в мире людей связь между элементами не столь очевидна для них. И изменить это уже никак нельзя: эта система возникла такой, ее можно только клонировать, но не изменять, как и все системы Вселенной. Люди чересчур динамичны и постоянно развиваются. И, если бы не зарастали их лбы, они бы давно стали богами, взойдя по ступеням вИдения. Но они предпочитают рассматривать мир в упор, да еще и сквозь лупу.
Невеселые размышления Капитана прервало появление Вестника. На этот раз он сиял как начищенный самовар.
- Летит! – Словно душистым паром пыхнул он. Капитан облегченно вздохнул.
Однако радоваться было рано: нетерпение людей и их алчность гнали события как облака по небу. Поначалу избранному удавалось сдерживать натиск людских амбиций (отчасти потому, что парень сам еще не понимал что он и зачем). Местные приняли его хорошо – Эйва постаралась, а вот свои почуяли неладное и, быстро объявив его предателем, перешли в наступление. Но это было еще полбеды.
- Капитан, – Вестник испуганно глядел на начальника – на'ви просят Эйву оживить человека. Нет-нет, не избранного, с ним все в порядке – поспешил он ответить на полный отчаяния взгляд. – Она не может отказать, но боится, что не справится. А тогда вся информация из его сознания останется у нее…
- Хорошо, пусть… - кивнул Капитан но тут же осекся: - Чтоо?? Все воспоминания ее народа хранятся у нее, у на'ви к ним свободный доступ, – Вестник подтвердил кивком, – нельзя чтобы это туда попало. Если людской заразой заболеют на'ви - беды не миновать. Пусть скроет от них эту информацию, я не знаю, в закоулки куда-нибудь. Для нее она ценна, для на'ви же – губительна. Так и передай.
Вестник поспешно удалился. Капитан схватился за голову. Казалось, в этот раз погибнут целых две планеты. Но тут ему пришла в голову мысль: а что если… Ну да… Конечно! Он бросился к аппарату. Вестник возник в кабинете по первому зову.
- Пусть он останется. Избранный. Пусть остается на Пандоре. И эта горстка, которая подает надежды. Пусть остаются.
Вестник опешил:
- Но зачем? Они же погубят ее, снова зарастут…
- Если в своей системе они перестают воспринимать, возможно, она слишком просторна для них. Здесь их будут удерживать на'ви и Эйва, которая через на'ви будет контролировать эту горстку. И тогда – возможно – нам удастся наконец воспитать богов. Изобретательность хаотичных людей в сочетании со смирением статичных на'ви могут привести нас к цели. Других путей я не вижу. Отдавать им Марс, чтобы они и его угробили – мы уже наступали на эти грабли. Пусть остаются. Все проницаемые. Остальных – домой.
Во взгляде Вестника читалось сомнение, но, видя, как вдохновлен этой идеей Капитан, он отправился передавать указания.
Тем временем, война на Пандоре закончилась. Люди вернулись в свой умирающий мир. Лишь некоторым было разрешено остаться. Капитан стоял у окна уверенный и молчаливый.
- Жгите Землю. – Ответил он Вестнику, когда тот окончил свой доклад. – Все, кто нужно, остались. Доложите Хозяину Галактики. Он должен успеть, пока им не пришла в голову мысль переселиться на Марс.
Вестник удалился.
За окном в гневе вспыхнуло Солнце. А в душе Капитана нежными языками пламени разгоралась надежда. Уже четвертая за всю историю человечества.