Найти тему
На берегах Терека

ВЫНУЖДЕННОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ С БОЕМ БАТАЛЬОНА АПШЕРОНСКОГО ПОЛКА ОТ РАЗРУШЕННОЙ РЕЗИДЕНЦИИ НАИБА ХАДЖИ-МУРАТА

Продолжение

К вечеру 5 февраля 1841 г. положение небольшого отряда правительственных войск у селения Цельмес могло стать критическим. Большинство офицеров, включая главного воинского начальника генерала И.М.Бакунина и командира батальона Апшеронского полка подполковника Вагнера, раненными выбыли из строя. Принявший на себя командование Генерального штаба капитан Д.В.Пассек приостановил многочасовой штурм каменного аула, ввиду подхода значительных подкреплений мюридов, больших потерь среди личного состава, а также практически полного бездействия тарковской и мехтулинской милиции. Главная задача состояла в том, чтобы вывезти тела погибших и больше сотни раненных военнослужащих, а также по возможности отойти без дополнительных потерь в укрепление Хунзах от резиденции аварского наиба Хаджи-Мурата селения Цельмес, которое и не собирались удерживать за собой в обозримом будущем. Для отвлечения внимания подошедших мюридов и оставшихся в живых местных жителей, капитан Д.В.Пассек по согласованию с Ахмет-ханом Мехтулинским отправили конных милиционеров в количестве несколько сот человек на разграбление полуразрушенного аварского селения. Во многом самый примитивный замысел удался, тарковцы и мехтулинцы открыто уклонявшиеся от сражения с мюридами в течение последних часов, в данном вопросе проявили полное взаимопонимание и дополнительное предложение оказалось излишним. Подошедшие из ближайших аварских обществ мюриды свои взоры обратили на разгулявшихся в чужих домах единоверцев. На некоторое время они полностью упустили из вида скрытые действия подразделений “Аварского отряда”, которые замаскировали свой отход единственной ротой, оставленной в захваченном ауле и устроившей беглую перестрелку.

Аварское ханство 19 век
Аварское ханство 19 век

Около 5 часов вечера 5 февраля 1841 г. канониры откатили горные единороги за околицу аула на расстояние ружейного выстрела и во взаимодействии с 2 взводами пехоты, которые расположились рядом с артиллеристами и заняли позиции у ближайшего ручья, приготовились прикрывать отход. Воспользовавшись временным замешательством мюридов, две мушкетерские роты вместе с обозом отправились в обратный путь к селению Цалкита и только когда транспортная колонна скрылась в ущелье, поступил приказ оставить разрушенный аул. Генерального штаба капитан Д.В.Пассек правильно рассчитал время отхода 2-й гренадерской роты, которая совместно с 5-й мушкетерской ротой и еще одним взводом и частью горской милиции, меняясь друг с другом стали, не торопясь отходить по зимней дороге. Орудия откатывали по одному и пока одно производило выстрел, то канониры успевали перезарядить следующее. Однако несмотря на успешные перемещения и плотный картечный огонь, разъяренные мюриды не отступали и на последнем спуске, когда под одним из единорогов подломилась оглобля, наиб Хаджи-Мурат повел своих сторонников в решающую атаку.

Капитан Д.В.Пассек ожидал подобного выпада от горцев, следовавших по пятам “Аварского отряда”, поэтому лично вместе с Ахмет-ханом Мехтулинским и его милиционерами нанес разящий удар во фланг наступающим мюридам, угрожая полностью отрезать их от селения Цельмес. Аварцы быстро отхлынули от преобразившихся милиционеров и пока затеяли перестрелку с мехтулинцами, канонирам удалось под огнем исправить повреждение и оттянуть орудие в безопасное место, на первый уступ глубокого ущелья. Вскоре преследование возобновилось, но все опасные места были уже пройдены, и угроза обхода правительственных войск осталась позади. Наиб Хаджи-Мурат еще какое-то время пытался помешать продвижению апшеронцев, но на половине дороги к селению Цалкита полностью прекратил преследование и возвратился в сгоревшую резиденцию. В дальнейшем капитан Д.В.Пассек без лишних осложнений довел до конечного пункта назначения, принявший под свое командование экспедиционный отряд.

Вид Тифлиса. 1830 г. Чернецов Никанор Григорьевич
Вид Тифлиса. 1830 г. Чернецов Никанор Григорьевич

Возвратившись в укрепление Хунзах, Генерального штаба капитан Д.В.Пассек через несколько дней отправил краткий рапорт за №16 генералу барону Ф.К.Клюки-фон-Клугенау в крепость Темир-Хан-Шура, в котором присутствовали следующие строки: «Мужество и неутомимость летучего “Аварского отряда” может служить образцом для всех времен: после ночного форсированного перехода, более чем в 20 верст, по зимним, горным, неразработанным дорогам, отряд вступил в самый кровавый бой, продолжавшийся 12 часов, в котором беспрерывными натисками и непоколебимой стойкостью заслужил удивление своих врагов - самых отчаянных мюридов и, без пищи и сна, неся на себе раненых, втаскивая на подъемы орудия, возвратился в Хунзах, с духом неутолимой готовности на новые труды и опасности». Не столь оптимистичен оказался командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал от инфантерии Е.А.Головин, который назвал проведенную зимнюю экспедицию «дурно соображенным поиском, где наш слабый отряд понес огромный урон без всякой существенной пользы».

Остатки крепости Хунзах. Дагестан
Остатки крепости Хунзах. Дагестан

Потери правительственных войск действительно оказались значительными в отдаленном ауле Цельмес, который невозможно было удержать за собой и составили выбившими из строя почти треть всего личного состава. Из них «убитыми 2 офицера, 46 нижних чинов, ранены 1 генерал, 1 штаб-офицер, 7 обер-офицеров и 133 нижних чина». О потерях среди тарковской и мехтулинской милиции не сообщалось, но через несколько дней от полученной сквозной раны в грудь в укреплении Хунзах скончался столичный генерал-майор И.М.Бакунин. Вместе с тем в укрепление Хунзах сопроводили 5 мужчин и 29 женщин, захваченных апшеронцами с оружием в руках во время многочасового штурма, а также 13 детей подростков.

Положение на границе Аварского ханства продолжало оставаться угрожающим, поэтому в Тифлисе приняли решение направить на границы Северного Дагестана дополнительные подразделения. В их числе оказались 2-й и 3-й батальоны Эриванского полка, 3-й батальон Мингрельского полка, 1-й батальон Тифлисского полка. Также из крепости Ахалцых, расположенной в Грузии на левый фланг Кавказской линии направили 2 орудия гарнизонной артиллерии. Тем самым, уже в середине февраля 1841 г. началось усиление правительственных войск в непосредственной близости от весеннего театра военных действий.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.