Только одно из многочисленных направлений американского художественного искусства «Школа реки Гудзон» дало миру по крайней мере четырёх гениев (по любому счёту) – Томас Коул, Альберт Бирштадт, Томас Моран, Фредерик Чёрч. И это я ещё строго подошёл. Вот с первого и начнём. Я не буду пересказывать биографию, всё это легко можно найти в интернете. Томас Коул считается основателем той самой «Школы реки Гудзон». Кстати, если раньше об этом художественном явлении вы ничего не слышали и соответственно ничего не видели, я вам завидую. Отложите несрочные дела и погрузитесь в созерцание. Удовольствие на пару-тройку вечеров обеспечено.
Но сегодня я представлю вам Коула «нетипичного». «Типичный» Коул это потрясающее великолепие североамериканской природы, мир Фенимора Купера перенесённый на холсты. А сегодня, вы найдёте и классицизм, и романтизм, а ещё щепотку историзма, чуть-чуть сентиментализма, немного академизма, много от «линии Лоррена».
Я хочу показать вам серию работ Томаса Коула. Историософскую. Вполне себе целостная концепция истории задолго (минимум за сто лет) до Тойнби, Льва Гумилева и других. Только в красках. Встречайте «Путь империи». Детали додумывайте сами, я не буду вас утомлять.
Для понимания очень простой ключик – все события происходят в одном и том же месте. Лично я ориентируюсь по скале, диагонально устремлённой в небо.
Все тучи развеялись, наступило время идиллии и всеобщей гармонии.
Узнаёте пейзаж? Он тот же самый. Ракурс просто поменялся. Ориентир тот же – скала.
Было бы очень соблазнительно сопоставить этот вариант «античного апокалипсиса», написанный в 1836 с другим, гораздо более известным нашему зрителю. Вы конечно поняли, что я о «Последнем дне Помпеи» (1833). Увы, несмотря на временную близость, доказательств связи между двумя полотнами, одно из которых писалось в Неаполе и Риме, а другое в США, нет (по крайней мере мне они неизвестны).
Только не очень понятно, откуда взялась колонна на переднем плане. На двух предыдущих работах ничего похожего нет. Ладно, не будем придираться и оставим как допустимую авторскую вольность.
Вам понравилось? Что можете сказать по поводу авторской концепции истории?