В мире огромное количество людей, которые сомневаются в авторитете, непогрешимости и богодухновенности Священного Писания. Как ни странно такие есть и среди нас христиан. Им мало Апостольского свидетельства о том что "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности," (2Тим 3:16) и "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым." (2Пет 1:21), вернейшее Апостольское слово говорит нам что все Писание, без каких либо исключений богодухновенно, хоть и Апостол Павел говорит только о Ветхом Завете, будучи Свящённым Писанием того времени, но Церковь включила в Свящённое Писание и Новый Завет, тем самым этот принцип распространяется и на книги Нового Завета. Апостол Пётр говорит, что в Писании нет человеческой воли, но при этом и нет диктовки, так как люди только движимы и вдохновлены Святым Духом.
Павел пишет: "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих." (1Фес 2:13) и "ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса." (1Фес 4:2). Послания Апостола Павла были приняты за Божьи Слова, и не были осуждены, но были похвалены за это, и позже Павел говорит о том что дал им заповеди от Бога, которого никогда не видел и в чьём учении научен не был, Павел был уверен, что заповеди данные им, это заповеди Иисуса Христа, в чем ни у кого из Отцов не было сомнений. В своих посланиях Павел крепко увещевает держаться предания, которое было передано, а тех кто его слов не держит отлучать от общины, настолько важными были его слова, а такую важность они могли приобрести только если бы были словами самого Господа.
Форма Писания возможно нестабильна, но все флуктуации не препятствуют узнаванию текста и различению его от других, при этом богодухновенность текста никуда не исчезает. В отличие от мусульман, которые верят, что Коран был написан под диктовку и поэтому, только определенный текст и только на арабском может быть признан богодухновенным, но Христианская Церковь пошла по-другому пути, ведь если принять теорию «богодухновенной диктовки» невозможно было бы перевести Писание без потери Богодухновенного смысла, но Христос пришёл ко всем народам , а не только к грекам или иудеям. Я видим что Отцы цитировали всех доступных переводчиков Библии, нисколько не умаляя при этом Святость текста. Что интересно Августин в своих работах как-то заметил: «Все, что в еврейских кодексах есть, а у Семидесяти нет, – все это Дух Божий благоволил сказать не через них, а через пророков; все же, что есть у Семидесяти и чего нет в еврейских кодексах, тот же самый Дух предпочел высказать через них, а не через пророков, показывая таким образом, что те и другие были пророками» (Aug. Civ. XVIII. 43).
Об изменениях смысла слов по вине переписчиков отцы специально не рассуждают, но часто пользуются в своих толкованиях вариациями, находящимися в разных рукописях. Пример такого рода приведем из комментария св. Андрея Кесарийского на Апокалипсис. Объясняя слова «так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов» (Откр 3:7), Андрей уточняет: «В не- которых списках вместо “Давидов” написано “Аидов” (ᾄδου), и этим свидетельствуется о власти Христа над смертью и жизнью» (Andr. Apoc. VIII). Экзегета, как видно, не смущает вопрос о подлинности того или другого чтения: говоря «этим свидетельствуется», он придает альтернативным рукописям одинаково характер Писания, несмотря на то что спорное место является пря- мой речью явившегося апостолу Сына Человеческого.
Читая Отцов мы можем заметить что они выделяли то что содержание Священного Писания не зависит от формы.
Поэтому манускрипты могут различаться, буквы могут разниться и переводы быть отличны, но это нисколько не меняет содержания Священного Писания.
Я думаю можно со всей смелостью заявить, что в органическом единстве Духа Божественного и человеческого... боговдохновенная мысль находила для себя выражение и производила боговдохновенное слово.
Почти слово в слово с Василием рассуждает о богодухновенности св. Иоанн Златоуст:
«Как видят пророки то, что видят, мы сказать не можем, потому что невозможно объяснить словом способа их видения; это знает ясно только тот, кто узнал на опыте... Впрочем, если позволительно привести неточные сравнения... мне кажется, с пророками происходило то же, как если бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают видение будущего» (Chrys. Isa. I. 1).
Как в Христе соединились неслиянно и нераздельно во всей полноте человеческая и божественная природа, так и Священное Писание Нового и Ветхого Заветов воплощает собой богочеловеческогое Слово.
#библия #вера #христианство #евангелие