В современном русском языке 6 падежей. Ох, как сложно их выучить! Думаю, станет легче, если знать, что в древнерусском языке их было 15!!!
Давайте их вспомним!
Первые 6 нам известны.
- Именительный. Есть кто? Что?
- Родительный. Нет кого? Чего?
- Дательный. Дать кому? Чему?
- Винительный. Вижу кого? Что?
- Творительный. Творю кем? Чем?
- Предложный. Думаю о ком? О чём?
А теперь те, старинные…
7. Звательный. Зовём кого? Боже, отче, друже, старче, княже, Амвросие.
Как ни странно, этот падеж мы используем и сейчас в ново-звательной форме. Когда мы зовём: мам, пап, тёть Дусь, Слав, Юль, Галь, дядь Борь! А также: девчат, ребят!
8. Местный (локатив). Отвечает на вопросы: при чём? на чём? где? Употребляется с предлогами В, НА, ПРИ.
Местный падеж схож с предложным. Однако есть особая группа существительных – например, лес, год, рай, снег, нос, – с которыми всё не так просто.
Мы говорим о носе, но выходные у нас на носу, думаем о годе, но день рождения только раз в году. Гулять в лесе нельзя, но можно сколько угодно гулять в лесу.
Мы говорим НА ШКАФУ, а не «на шкафе», на Святой Руси, на белом свете, при долине. И ткань выгорает НА СВЕТУ, а не на свете.
9. Количественно-отделительный (партитив). Обозначает часть от целого или неопределенное количество чего-либо. Похож на родительный падеж, но имеет отличия в окончании. Иногда его можно заменить родительным, но получается коряво.
Примеры: задать жару, прибавить ходу.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
А вот что мы обсуждали год назад
---------------------------------------------------------------------------------------------------
10. Счётный падеж. Встречается в словосочетаниях с числительным: шесть граммов, десять килобайт, тридцать минут.
Интересно, что с цифрами от двух до четырех используется не счётный падеж, а остатки двойственного числа и ударение переходит с корня на окончание. Эта разновидность счётного падежа называется паукальной.
Примеры: два часа́ (сравним: не прошло и ча́са)
11. Падеж существительных, образованных от прилагательных. Нет (кого? чего?) мастерской, но две (каких?) мастерских.
Использование множественного числа тут не оправдывается тем, что мастерских две, ведь когда у нас два стула, мы говорим «два стула», а не «два стульев», множественное число используем лишь начиная с пяти.
12. Отложительный падеж. Определяет исходную точку передвижения: и́з лесу, и́з дому. Существительное становится безударным:
Я и́з лесу вышел, был сильный мороз.
Ты тут без году неделя.
13. Лишительный падеж. Используется с глаголами отрицания: не знаем правды, не имеете права, не пью вина, ни шагу назад.
14. Ждательный падеж. Родительно-винительный падеж: ждать письма (не письмо), ждать у моря погоды (не погоду).
15. Превратительный или Включительный падеж. Производный от винительного падежа. Отвечает на вопросы в кого? во что?
Я бы в лётчики пошёл! Баллотируется в депутаты. Не берут в жены. Годятся в сыновья.
--
Я помню, во 2 классе дочь у меня спрашивала, почему мы говорим "в лесу", а не "в лесе". И почему это предложный падеж? И я ей ничего вразумительного ответить не могла. А тут - вон как. Целая система.