«Новое поколение обязательно хочет совершенствовать мир, правда, на основе собственных несовершенств». Замечательная, глубокая фраза, которая несколько раз повторяется героями фильма «Журналист» (1967) великого режиссера своего времени Сергея Герасимова. Впервые полностью посмотрела этот фильм на новогодних каникулах. А еще посмотрела «Любить человека». Обе картины режиссера для меня в чем-то символичны. Если вдруг не смотрели, посмотрите, они с хорошим концом.
Я уже не «новое поколение», но все еще хочу жить в «совершенном мире». Многие вещи в период постановки диагноза, лечения, реабилитации (точнее в отсутствии всякой реабилитации) казались мне ужасно несправедливыми и расстраивали меня даже больше, чем сам диагноз. Почему за бесплатное лечение приходится платить? Почему так сложно выбивать направления на нужные исследования? Почему пациент остается один на один с побочками после терапии?
У меня есть приятель, у которого работа косвенно связана со здравоохранением, точнее с медицинским оборудованием. Когда у него заболела дочь (болезнь не связана с онкологией) и, видимо, российские медики не смогли помочь, он отправил ее лечиться в Давос.
Мне кажется, хороший показатель, что с образовательной системой и здравоохранением все в порядке, — это то, что обеспеченные люди и представители власти отправляют своих детей лечиться и учиться в государственные учреждения.
У нас в онкологическом медучреждении 3 онколога, у двоих из них по несколько «живых» негативных отзывов. У третьей с отзывами все хорошо (правда, похожи они на копирайтерские), но я бы сама ей написала негативный отзыв, совесть не позволяет, и считаю это бесполезным. На днях с третьего раза с горем пополам получила направление на КТ. На МРТ не дали. И то после того, как я сказала, что направление выпишет мне либо она, либо заведующий, без бумажки не уйду. Врач повысила на меня голос, когда я упомянула, что МРТ несет меньше лучевой нагрузки и больше подходит для исследования мягких тканей. Раньше мне всегда назначали МРТ.
Я неудобный для онкологов пациент, потому что задаю слишком много вопросов и еще ставлю под сомнение то, что говорит мне человек с дипломом врача. Онколога обижает, что я прихожу к ней только за бумажкой, что не нуждаюсь в ее рекомендациях, что лечусь где-то на стороне. Тем не менее это «неуважение» с моей стороны выросло не на пустом месте. Ни разу за все время меня не спросили, есть ли у меня какие-то жалобы на здоровье после проведенной терапии. Ни разу сам врач не назначил исследование. Когда во время первого приема я сказала, что у меня проблемы с ЖКТ, ответ был: «А что вы хотите после химии?» Больше я не видела смысла задавать какие-либо вопросы.
Это не статья-жалоба на несправедливость мира. И это не только моя проблема. Уверена, что многие сталкиваются с таким. Многочисленные негативные отзывы это только подтверждают.
Тем не менее на уже имеющиеся в сети жалобы на врачей руководство больницы никак не реагирует.
Легко рассуждать и ругать всех подряд, а самой ничего не делать. Наладить целую систему в стране — это не то, что разглагольствовать на эту тему. Я задала себе вопрос, а что бы я сама могла сделать, что бы изменила?
Я всегда за мир, за диалог между пациентом и системой здравоохранения, врачами. Только так можно решить какие-то проблемы. И вот мои наивные предложения:
- Каждый пациент, прошедший лечение у врача, по желанию анонимно может оставить отзыв об онкологе в единой системе. Эти отзывы учитываются руководством больницы и фиксируются в системе здравоохранения, влияют на рейтинг врача, который доступен всем. Систему стоит продумать так, чтобы отзывы не оставлялись «на эмоциях» и были объективными, а также учитывали выживаемость пациентов, негативные последствия для здоровья и качества жизни.
- После прохождения лечения для онкобольного автоматически открываются записи на МРТ, КТ или другие исследования, которые необходимы по плану, составленному врачом согласно диагнозу (каждые полгода или каждые 3 месяца) с напоминанием о том, что нужно сдать кровь на креатинин перед исследованием.
- Увеличить время для первичной консультации при постановке диагноза. Для меня, например, непонятно, как можно решать вопрос о лечении пациента с серьезными последствиями для здоровья в течении нескольких минут. Консилиум обязателен.
Второй пункт вообще помог бы сэкономить время пациентам и врачам. Для того, чтобы взять направление мне надо было ехать на другой конец города, да еще 30 минут слушать лекцию о жизни моего словоохотливого онколога. Просто пустая трата времени, и никакой практической пользы.
А теперь о более реальном. Мы все, каждый из нас, можем хоть немножечко повлиять на ситуацию.
Как-то в СМИ услышала историю, что люди приобретали поддельные билеты на каток у перекупщиков, и в итоге просто оказались жертвами мошенничества. Репортер в конце заключила: Единственный способ обезопасить себя — не обращаться к перекупщикам.
Если руководству больницы все равно, что в отделении работает нерадивый онколог, единственный способ изменить ситуацию — не обращаться к этому врачу, найти другого, так же бесплатно по ОМС. По закону онкопациент имеет право выбирать врача и больницу. Уверена, что такое вот чувство безнаказанности врачей больше присуще большим городам (где не все друг друга знают), а в больших городах уж точно не одна онкологическая больница, так что выбор есть. И решение проблемы есть. Всегда.
А вы что-нибудь хотели бы изменить или вас все устраивает?