Честно скажу, думала, что брошу, не дойдя и до пятидесятой страницы. Поначалу в «Спасителе и сыне» (сезон 1) Мари-Од Мюрай меня все раздражало. И «топорное» имя главного героя – клинического психолога Спасителя Сент-Ива. И «классический» состав (раз уж речь идет про сериал, хоть и книжный) героев: взрослые с депрессией и нерешительные взрослые, мать, которая уходит из семьи к любовнице, отец-манипулятор… И смешение болевых «западных» тем: от насилия в семье до самопорезов, от расизма и гендерного (но не только) самоопределения до однополой любви.
Но я дочитала. И дочитала достаточно быстро. И планирую открыть второй сезон. Как и почему?
Потому что это история, которую сложно игнорировать в информационном мире, одинаково открытом, как говорит писательница, как для взрослых, так и для детей, несмотря, казалось бы, на все возрастные цензы и ограничения. Так, например, и книга имеет маркировку «16+», но наверняка среди ее читателей есть и те, кому всего 10-12 лет.
В книге история по большей части творится по законам жанра сериала и в кабинете психотерапевта, куда герои приходят кто по доброй воле, кто ради своего спокойствия, кто всё же ради ребенка, но большинство вынужденно или даже по принуждению. И мы не только выслушиваем их вместе с 40-летним Спасителем, но и подслушиваем – вместе с 8-летним Лазарем, сыном психотерапевта.
Первый изо всех сил пытается помочь, лишая себя личного времени и времени, которого можно было бы провести с ребенком. Второй искренне сочувствует и сопереживает, хотя и подслушивает, и мало что в реальности понимает, а потому ищет ответы в интернете (кстати, вот так и в самой книге возникает тема размытости границ между детской и взрослой информацией).
И надо отметить, что автор предельно тактичен и внимателен к читателю: в книге Мари-Од Мюрай нет романтизации подростковых проблем, героизации психолога, который пытается оказать посильную помощь, нет места нигилизму и попранию традиционных ценностей, связанных с семьей, дружбой и добрым отношением к людям.
Здесь о другом. О том, что у всего есть причины. И они могут быть очень разными: от страхов и одиночества до желания быть собой, от отстаивания своих границ до невозможности оставаться в унизительном положении в собственной семье. Но главное – о том, что в каждой ситуации нужно искать выход. И этот выход обязательно есть.
Надежда есть там, где есть внимательное отношение к другому, где есть хотя бы один друг. Неслучайно в качестве цитаты первого сезона выбран короткий диалог Спасителя и сына: «А это ничего, что у меня всего ОДИН друг? – У тебя есть ДРУГ? Да ты сказочно богат!»
Хотя… Будь я редактором книги, то я добавила бы на обложку слова и про умение держать миры в равновесии (стр. 237). Потому что мы все живем как минимум в двух мирах – реальной действительности и в том, который мы сами себе придумываем и создаем.
Стоит ли подсунуть книгу подростку? Я, честно говоря, не знаю. Это зависит от Вас и того, кому хотите ее предложить. Я знаю таких подростков, которые ненавидят все, связанное с психологией, но знаю и таких, в том числе и таких родителей, кому стоило бы в нее заглянуть. Потому что художественная литература, несмотря на всю свою художественность, заставляет нас, читателей, проецировать все на себя и реальную действительность. Уверена, кто-то узнает ситуацию, а кто-то сможет найти ответ на свой вопрос.