За полтора месяца циркуляции Омикрон не раскрыл своих злобных намерений. Есть понимание высокой вирулентности штамма, но не определены типичные клинические проявления. Есть подозрения в более лёгком течении Омикрон-инфекции, но нет доказательств. Смертность снизится или останется такой же высокой?
Найденный в Африке на последней неделе ноября Омикрон уже через неделю в ЮАР вытеснил Дельту, а к концу декабря начал агрессивную кампанию против жителей США, Великобритании и Дании. Вероятно, нашествие Омикрона охватило и другие страны, но очень немногие государства не чураются генетического мониторинга и способны точно сказать, каким штаммом SARS-CoV-2 поражены граждане.
В Отечество Омикрон нагрянул на первой неделе декабря в телах африканских путешественников. И сегодня поражённых Омикроном россиян пока подсчитывают в столбик. Инфекцию активно ищут у возвращающихся из ограниченного списка стран, тогда как редкая страна может похвастать отсутствием Омикрона. В последние дни новогодних каникул заболеваемость в столице пошла на подъём, но сколько москвичей вдохнули именно Омикрон, не знает и Роспотребнадзор.
В конце декабря «прокололся» министр Мурашко, сообщив о первом местном случае заболевания, вскоре начальника поправила собственная пресс-служба, заявив, что ни единого не завозного случая «заболевания на территории РФ, вызванного указанным штаммом, на данный момент не выявлено». Несогласованность официальных заявлений только подогрело подозрения – Омикрона уже так много, что власти вынуждены скрывать статистику.
Сколько на самом деле Омикрон-инфекции в России неизвестно, потому что ограниченный мониторинг Роспотребнадзора не позволяет определиться с российской реальностью, и доля Омикрона среди всех инфицированных коронавирусом может быть в диапазоне от долей процента до 30% и более. Выборки – они и есть выборки, статистически опрометчиво судить по ним о доле каждого штамма в популяции.
Несмотря на высокую заболеваемость Омикрон-инфекцией в мире, нет ясности с клиническими проявлениями у инфицированных новым штаммом. По данным социально-статистического ресурса ZOE, собирающего информацию от обывателей, ТОП-5 симптомов представлено насморком, головной болью, слабостью, чиханием и болью в горле. Отчёты эпидемиологических ведомств разных государств вносят разносортицу в симптомы и по большому счёту клинические проявления у инфицированных Омикроном – tabula rasa, а тяжесть протекания – terra incognito.
При предполагаемой лёгкости течения Омикрон-инфекции, в субботу в Великобритании зафиксирована самая высокая суточная смертность с февраля 2021, а число госпитализаций в некоторых графствах превышает пиковые значения всех прошлых волн. Предположения о более мягком течении Омикрон-инфекции базируются на высокой заболеваемости не отягощённых болезнями молодых и циркуляции в популяциях, привитых на 70-90% и частью переболевших, то есть не столько SARS-CoV-2 изменяет свои свойства, сколь меняется популяция подверженных.
В чём солидарны все государства, так в исчерпании ресурсов здравоохранения. Экс-глава NHS Великобритании Джереми Хант признал: «Пандемия выявила проблемы с рабочей силой, но они неновы для нас. В одночасье их решить невозможно, но у нас остался моральный долг перед медицинскими сотрудниками Национальной службы здравоохранения - после двухлетнего ада посмотреть им в глаза и сказать, что готов план действий на будущее».
По всей видимости, плана действий нет ни у одного правительства, потому как никаких мер, кроме тотальной вакцинации, не предлагается. Да и борьба с серьёзно усугубившемся дефицитом медиков не изменила ни темпов, ни активности – всё такая же вялая и меркантильно ориентированная, обновление – только в открытом признании заслуг, что по сути ничего не меняет.
Если вы врач и хотите, чтобы ваше мнение было услышано, присоединяйтесь к сообществу профессионалов на портале МирВрача