Найти тему
Дороги России

Мордовские и чувашские сёла Похвистневской земли, или где живёт Большая Ёга

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 55.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодорога: Региональная автодорога 36К-851 Самара – Похвистнево (часть бывшей автодороги Р225 Самара – Бугуруслан).

Участок маршрута: Передовка – Малый Толкай – Подбельск – Красные Ключи – Большая Ёга – Среднее Аверкино.

Расстояние маршрута: 30 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Самарская область.

Административный район: Похвистневский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина)Поволжье Среднее Поволжье Заволжье.

Рельеф местности (справа от автодороги): Сыртовое Заволжье Кинельское понижение Безымянный сырт (Кинельский Сырт).

Рельеф местности (слева от автодороги): Высокое Заволжье Юго-Западные отроги Бугульминско-Белебеевской возвышенности Кинельские яры.

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 5-й день.

-2

Стела «Похвистневский район» (трасса Р225, 120-й км).

Крайним районом восточной части Самарской области, через который проходит автомобильная дорога Самара – Бугуруслан, является многонациональный Похвистневский район, расположенный в лесостепной зоне и разделённый рекой Большой Кинель на две части: северную, по которой живописной цепью протянулась холмисто-увалистая возвышенность Кинельские яры, относящаяся к Высокому Заволжью, и южную, представляющую собой безымянный сыртовый водораздел (я называю его Кинельским Сыртом), относящийся к Сыртовому Заволжью. И хотя территориально в пределах Похвистневского района мы будем проезжать исключительно по левобережью Большого Кинеля, то есть по западной окраине Кинельского Сырта, основным пейзажем для нас, в первую очередь, станут всё же Кинельские яры, которые раскроются перед нами во всей своей красе на противоположном берегу реки уже у города Похвистнево. Интересно, что сегодня в национальном составе Похвистневского района русское население составляет только 35%, при этом здесь также проживает большое количество татар (22%), чувашей (21%) и мордвы (15%). Это объясняется тем, что в середине XVIII века чуваши и мордва, страдающие от нехватки земли на своих территориях, получили право покупать здесь, в слабозаселённом Заволжье, основными жителями которого являлись тюркские народности (башкиры и татары), новые наделы земли у башкирских ханов для общинного пользования, то есть с целью переселения на постоянное место жительства для образования новых деревень и сёл, но только при условии принятия ими христианства. Так, новокрещёные чуваши заняли юго-восточную часть нынешнего Похвистневского района, мордва-эрзяне – юго-западную, а русские помещики со своими крепостными крестьянами из центральных губерний, в свою очередь, появились здесь чуть позже, уже при Екатерине II, получив от неё земли преимущественно к северу от реки Большой Кинель.

-3

Кинельский Сырт (трасса Р225, 120-й км).

Если перед стелой Похвистневского района посмотреть направо, немного оглянувшись на юго-восток, в сторону оставленного позади Кинель-Черкасского района, то вдалеке мы увидим панораму Кинельского Сырта, а именно одну из возвышенностей этого безымянного северо-западного отрога Общего Сырта, высота которой составляет 181 метр. Несмотря на то, что трасса Р225 проходит по краю Кинельского Сырта от реки Малый Кинель и до самого Бугуруслана, больше возвышенных пейзажей на этом участке с правой стороны дороги мы не увидим. Вероятно, это связано с тем, что левобережье Большой Кинели переходит от пойменной террасы к Кинельскому сырту очень плавно, да к тому же склоны этого водораздела на обращённой к нам стороне достаточно длинные и пологие, в то время как к правому берегу реки Кинельские яры, в свою очередь, наоборот, опускаются крутым обрывистым уступом, из-за чего они и будут более заметны чуть позже с противоположной стороны дороги. В целом территория района характеризуется как холмисто-увалистая равнина, глубоко расчленённая долинами рек, ручьёв, балок и оврагов, чередующихся с плоско-выпуклыми увалами (сыртами).

-4

Трасса Р225 Самара – Бугуруслан, 122-й км.

Похвистневский район встречает нас ремонтом дороги и резким изменением рельефа местности. Равнинная часть Кинельского понижения, сопровождавшая нас на протяжении последнего времени, подходит к своему завершению, и трасса Р225 начинает всё чаще плавать по пригоркам, словно по волнам, то вверх, то вниз, вверх, вниз. Постепенно набирая высоту, мы начинаем приближаться к Высокому Заволжью, и уже на самом первом холмистом участке, расположенном перед поворотом в посёлок Передовка, ощущаем на себе всю прелесть нового рельефа, поскольку из-за проведения капитального ремонта дороги с полной заменой дорожного полотна на новое рядом было организовано движение по неровной «времянке» с ещё бóльшим перепадом высот, чем здесь есть обычно.

-5

Стела « Сельское поселение Малый Толкай / СПК «Хлебороб» (трасса Р225, 128-й км).

Начинается Похвистневский район сельским поселением Малый Толкай, и вскоре, проехав мимо первого в его составе посёлка Передовка, слева от дороги где-то вдалеке уже можно постараться разглядеть первые силуэты Кинельских яров, но они пока что находятся на таком расстоянии от нас, с которого удачно сфотографировать их ещё не получится. Чуть дальше, на 128-м километре автодороги Самара – Бугуруслан расположен поворот в само село Малый Толкай – административный центр одноимённого сельского поселения, стела с названием которого к повороту прилагается. В нижней части синей таблички на стеле вдобавок ко всему отмечен сельскохозяйственный производственный кооператив «Хлебороб» – действующая организация, пришедшая, судя по всему, на смену бывшему колхозу имени Литвинова, работавшему в селе в советское время. Территория современных муниципальных образований Малый Толкай, Большой Толкай и Красные Ключи, заселённая c XVIII века преимущественно финно-угорским народом мордвой, по некоторым данным была куплена у башкир эрзянами в 1755 году, при этом по другим источникам само село Малый Толкай было образовано эрзянами ещё в 1735 году, так что где-то здесь явно есть ошибочка в годах. Сегодня, чтобы вы понимали, в Малом Толкае проживает около тысячи человек, среди которых мордва составляет 40%, русские – 31%, а в маленьком посёлке Передовка с населением около 150 человек соотношение мордвы (62%) по отношению к русским (29%) ещё выше. А если проехать через село Малый Толкай чуть дальше, к селу Большой Толкай, расположенному у южного подножия самой высокой горы Кинельского Сырта – вершины Шихан с «неприлично» большой для Кинельского понижения высотой 304 метра над уровнем моря, расстояние до которой отсюда по прямой на восток составляет всего 15 км, то там численность мордвы от общего населения села (всего около 1700 человек) составляет уже 77%.

-6

Поворот в село Подбельск (трасса Р225, 130-й км).

Следующее муниципальное образование в составе Похвистневского района – сельское поселение Подбельск – по национальному составу входящих в него населённых пунктов делится среди русских и мордвы примерно пополам. Датой появления села Подбельск принято считать 1903 год, когда на Самаро-Златоустовской железной дороге была построена новая станция «Подбельская» взамен ранее располагавшейся в 5-и километрах восточнее станции «Ключи» (сейчас там остался только остановочный пункт «1239 км»). Интересно, что в период с 1935 по 1963 годы Подбельск был центром отдельно существовавшего Подбельского района, а сегодня это второй по численности населённый пункт Похвистневского района с количеством жителей около 3 тысяч человек.

-7

Автобусная остановка «Подбельск» (трасса Р225, 130-й км).

Примерно четвёртую часть Похвистневского района занимают леса, наиболее известными среди которых являются Подбельские пойменные дубравы – памятник природы в пойме реки Большой Кинель, протянувшийся от села Кинель-Черкассы до села Подбельск вдоль железной дороги Самара – Уфа на расстояние около 27 км. С трассы Р225 этот лес не видно, хотя промежуток между автодорогой и дубравой местами достигает всего лишь чуть более километра. Сразу после поворота в Подбельск слева к трассе Р225 примыкает мордовское село Нижнеягодное с населением почти 400 человек (русские – 26%, мордва-эрзя – 68%), однако из-за ремонта дороги все дорожные знаки с указателями поворотов в близлежащие населённые пункты временно поубирали, а поэтому догадаться о том, рядом с каким селом мы проезжаем, можно разве что только по изредка расположенным вдоль трассы автобусным остановкам, ну или воспользовавшись современными технологиями, например, навигатором в телефоне. Доказательством того, что мы были возле Подбельска, может послужить фотография с изображением автобусной остановки, расположенной у трассы справа перед поворотом в село, ну или ещё несколько сотен других фотографий, сделанных неподалёку до и после неё :)

-8

Поворот к Подбельской агрохимической базе «КуйбышевАзот» (трасса Р225, 134-й км).

Спустя почти 4 километра, с трассы Р225 можно свернуть в Подбельск ещё раз, правда здесь вместо указателя поворота в село установлен указатель в виде стрелочки с маленькими неразборчивыми буквами, которые можно успеть прочитать только остановившись перед ним. На знаке написано: «ПАО «КуйбышевАзот» Агрохимическая база Подбельская». Само предприятие химической промышленности «КуйбышевАзот», специализирующееся на производстве капролактама (основное сырьё для получения полиамида-6) и продуктов его переработки – полиамид-6 (используется для изготовления нейлона, капрона, технических высокопрочных полиамидных нитей, текстильных нитей и волокон, полимерной плёнки), аммиачная селитра и аммиак (используется для изготовления взрывчатых веществ и азотных удобрений), сульфат аммония и азотная кислота (используется для изготовления минеральных удобрений), карбамид (пищевая добавка, используемая в производстве жевательной резинки) – расположено в городе Тольятти, в то время как в Подбельске, судя по всему, находится всего лишь одна из его баз с крытыми складами и площадками открытого хранения для твёрдых и жидких удобрений, то есть никакого своего производства здесь нет.

-9

Магистральный нефтепровод «Бавлы - Куйбышев» (трасса Р225, 134-й км).

В районе поворота к Подбельской агрохимической базе «КуйбышевАзот» в пределах чуть более одного километра под трассой Р225 проходит сразу три подземных нефтепровода, о чём можно догадаться, увидев расположенные с двух противоположных сторон дороги П-образные конструкции с предупреждающими опознавательными знаками охранной зоны «Внимание, нефтепровод! Движение техники запрещено». Если доверять карте газопроводов и нефтепроводов России, то можно увидеть, что в этом месте с двух сторон от дороги действительно проходят параллельно друг другу сразу два магистральных нефтепровода (нефтепровод «Бавлы - Куйбышев» протяжённостью 321 км и нефтепровод «Нижневартовск - Курган - Куйбышев» протяжённостью 2150 км), при этом на карте ни один из них здесь дорогу не пересекает, а по факту пересечений сразу три (один – метров за 500 до поворота, второй (тот, что на фотографии) – непосредственно перед самым поворотом, и третий – метров через 700 после поворота). Не будем углубляться в суть вопроса, кто и зачем пытается утаить от нас правду, оставим его для любителей расследовать тайны президентского дворца, потому что фотография, вообще-то, была сделана исключительно с целью запечатлеть интересный пейзаж местности в виде перепаханного вдоль лесополос участка земли в том месте, где движение техники, особенно перепахивающей, как бы запрещено. А вот с самим нефтепроводом, похоже, я только что всё-таки определился: если предположить, что цифра «165,15 км» на километровом знаке – это расстояние от начала нефтепровода, то очевидно, что переда нами именно магистраль «Бавлы - Куйбышев».

-10

Берёзы (трасса Р225, 134-й км).

Слева от П-образной конструкции охранной зоны рассматриваемого магистрального нефтепровода необычно выглядят стоящие как будто в стороне от всего, сгруппировавшись в небольшую кучку, с десяток берёз, отделённых от своих берёзовых собратьев какими-то вредительскими раскопками, видать, и повлиявшими на их расставание с основной массой деревьев. В этом месте трасса Р225 временно поднимается на высоту уже 116 метров над уровнем моря, чтобы потом вновь спуститься с небес на землю перед своим очередным подъёмом.

-11

Трасса Р225 Самара – Бугуруслан, 136-й км.

Проехав поворот к Подбельской агрохимической базе «КуйбышевАзот», мы оказываемся уже на территории сельского поселения Красные Ключи, население которого, как и говорилось чуть выше, представлено, в первую очередь, мордвой-эрзянами. Хочется отметить, что в целом Похвистневский район по физико-географическому районированию во всех источниках относится именно к Высокому Заволжью, однако не будем забывать, что между Низким Заволжьем и Высоким Заволжьем существует ещё и обширная территория, как бы переходный этап с постепенным увеличением высот от запада к востоку, который я выделил для себя как отдельную провинцию – Сыртовое Заволжье, и поэтому в пределах Самарской области, проще говоря, всё, что севернее реки Большой Кинель – это Высокое Заволжье, а всё, что южнее – Сыртовое Заволжье.

-12

Спуск в овраг Пахотный (трасса Р225, 137-й км).

Поскольку по территории Сыртового Заволжья, начавшегося на нашем пути ещё в Пугачёвском районе Саратовской области, мы проезжаем уже более суток, было бы несправедливо немного не рассказать и о самой возвышенности Общий Сырт. И хотя конкретно сам Общий Сырт за всё это время мы так ни разу и не увидели, зато по окраинам его западных и северо-западных отрогов прокатились достаточно. Итак, Общий Сырт – значительных размеров холмисто-увалистая возвышенность Высокого Заволжья, являющаяся водоразделом между бассейнами рек Волга и Урал, протянувшаяся с юга на север примерно на 350 км (от Прикаспийской низменности до Бугульминско-Белебеевской возвышенности) и ещё около 300 км с запада на восток (от Сыртового Заволжья до Южного Урала). Бóльшая часть Общего Сырта приходится на Оренбургскую область, при этом его южной окраиной является граница России и Казахстана (чуть южнее посёлка Озинки Саратовской области); на севере Общий Сырт поднимается до реки Большой Кинель, ограничиваясь южными отрогами Бугульминско-Белебеевской возвышенности к юго-востоку от города Бугуруслан; западной окраиной Общего Сырта принято считать Синий Сырт – плоско-увалистую гряду, протянувшуюся на 150 км по самой границе Самарской и Оренбургской областей от точки их соприкосновения с Саратовской областью и Казахстаном на юге до реки Самара чуть западнее города Бузулук на севере; на востоке Общий Сырт заканчивается немного южнее города Мелеуз, доходя до реки Белая у Зилаирского плато, расположенного на юге Башкирии и уже являющегося частью Южного Урала. Наивысшей точкой Общего Сырта принято считать гору Медвежий Лоб (Арапова гора) высотой 405 метров, находящуюся немного северо-западнее Оренбурга, хотя на карте можно обнаружить гораздо более возвышенное место – хребет Малый Накас (667 метров), разделяющий Общий Сырт и Зилаирское плато на самой границе Оренбургской области и Башкирии, правда этот хребет, в свою очередь, и является восточной границей Общего Сырта, в связи с чем, судя по всему, в его состав уже не входит. А ещё интересны две версии происхождения названия топонима «Общий Сырт» – если по одной из них он называется общим потому, что на всём своём протяжении разделяет воды двух бассейнов рек Волга и Урал, являясь для них общим междуречьем, то по другой, более интересной, в связи с тем, что эта территория долго оставалась не заселённой и её использовали для выпаса скота как русские с одной стороны, так и казахи с другой, у обоих народов она считалась ничейной, то есть общей.

-13

Лиственница сибирская (трасса Р225, 137-й км).

На 137-м километре трассы Р225 перед спуском в овраг Пахотный слева от дороги заметили небольшой участок лесополосы, неожиданно представленный здесь красивым видом хвойных деревьев – лиственницей. Интересно, что лиственница, оказывается, является самой распространённой породой деревьев, причём не только в России, но и во всём мире, охватывая около 10% от общей площади всех лесов нашей планеты, при этом ареал её произрастания значительно меньше, чем, например, у сосны, берёзы, тополя, ивы, ольхи и даже можжевельника. Так, в России 95% лиственничных лесов сосредоточено в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, потому что она предпочитает произрастать в горных, ну или хотя бы предгорных районах; иногда лиственницу можно встретить в Западной Сибири и на Урале, а вот на территории Восточно-Европейской равнины, где мы сейчас и находимся – поди поищи.

-14

Вдоль трассы Р225 мы видим лиственницу, высаженную вперемешку с берёзами, почему-то только слева от дороги – ах да, забыл, у нас же Высокое Заволжье находится именно с этой стороны, вот она и выбрала более естественный для себя вид местности :) Интересно, что лиственница, являясь деревом хвойной породы, обладает интересным свойством, отличающим её от других растений семейства сосновые – перед каждой зимой она сбрасывает свои иголки подобно лиственным деревьям, отчего, кстати, и получила своё название, но это вы, наверное, и без меня знали ещё со школьных лет. Вероятнее всего, перед нами лиственница сибирская, потому что только этот вид из рода лиственниц хоть и очень редко, но всё же иногда встречается в европейской части России.

-15

Овраг Пахотный (трасса Р225, 138-й км).

На 138-м километре трасса Самара – Бугуруслан пересекает овраг Пахотный, спускаясь до 76 метров над уровнем моря – получается, что перепад высот от места поворота к Подбельской агрохимической базе «КуйбышевАзот» до точки пересечения трассы Р225 с этим оврагом составляет 40 метров. Раньше здесь, слева от дороги, располагалось село Павловка, но теперь оно сохранилось разве что только на старых топографических картах, а в новый век эта местность вошла уже лишь в виде одноимённого урочища. Хотя как сказать, новый век, как-то незаметно миновала 1/5 его часть, ни такой уж он теперь и новый.

-16

Поворот в село Красные Ключи (трасса Р225, 139-й км).

Ещё через 1,5 километра мы подъезжаем к повороту в село Красные Ключи – административный центр одноимённого сельского поселения, основанный в 1735 году. Официальный сайт администрации этого поселения рассказывает, что именно тогда мордовские крестьяне купили здесь земли у башкирских кочевников, хотя тут же следует информация, что деревня Архангельские Ключи (переименована в Красные Ключи в 1918 году) и соседние Малый Толкай, Большой Толкай и Большая Ёга образовались, почему-то, лишь спустя 20 лет. Сегодня в селе Красные Ключи проживает около 650 человек, среди которых мордва составляет приблизительно 70%.

-17

Стела «Сельское поселение Красные Ключи / Сельскохозяйственная артель имени Пушкина» (трасса Р225, 139-й км).

У поворота в Красные Ключи можно увидеть довольно интересную стелу сельскохозяйственной артели имени Пушкина – одного из крупнейших на сегодняшний день из занимающихся растениеводством и животноводством предприятий Похвистневского района, которое пришло на смену бывшему колхозу имени Пушкина, работавшему в селе в советское время (в смысле, колхоз работал в селе, а не Пушкин работал в колхозе). Верхняя часть стелы украшена барельефом, изображающим профиль знаменитого русского поэта, хотя более правильно было бы заменить его всё же другим поэтом, известным, как сказано на сайте поселения, далеко за пределами области – уроженцем села Красные Ключи Артуром Моро. В селе сохранился маленький домик с соломенной крышей, в котором родился и вырос эрзянский народный поэт XX века Афанасий Матвеевич Осипов (Артур Моро – это его псевдоним, где «моро» в переводе с эрзянского означает «песня»). Наверняка вы помните его стихотворение: «Морак, поэт, Вайгелень апак жаля! Зэрнек пургинекс, Сельмет палось ёндолкс! Илязо кадов рунгот Апак каля: Мольть икелев, Апелиця чомболкс…».

-18

Безымянный ручей (трасса Р225, 139-й км).

Само село Красные Ключи интересно тем, что там можно увидеть Михайло-Архангельский храм – памятник деревянного зодчества XIX века, построенный в 1871 году и являющийся единственной церковью в Похвистневском районе, пережившей годы советской власти. Неподалёку от храма прямо из-под земли выходят на поверхность несколько источников, считающихся у православных святыми, а рядом с одним из родников даже специально оборудовали купель с освящённой водой. Все источники села стекаются в один общий пруд, расположенный всего в 500 метрах от трассы, и дальше из него, как из Байкала, вытекает только один ручей, направляющийся к реке Большой Кинель – именно его мы и видим у трассы Р225 перед самым поворотом в Красные Ключи. Можно сказать, что этот безымянный ручей, объединяющий в себе все подземные ключи села – это и есть тот самый Красный Ключ, в честь которого оно и получило своё название, правда справа от дороги, заболоченный и заваленный сухими деревьями, выглядит он не так уж и поэтично.

-19

Лиственница сибирская (трасса Р225, 140-й км).

После поворота в село Красные Ключи на небольшом промежутке слева от дороги можно ещё раз увидеть лиственницу сибирскую, радующую глаз, даже нет, оба глаза. Скажете, что-то она зачастила здесь – наслаждайтесь моментом, потому что до Сибири ещё далеко.

-20

Трасса Р225 Самара – Бугуруслан, 144-й км.

На очередном подъёме, который находится на 144-м километре автодороги Р225 между сёлами Красные Ключи и Большая Ёга, трасса снова поднимается выше отметки 100 метров над уровнем моря, достигая перед началом спуска 112 метров абсолютной высоты – Высокое Заволжье уже не за горами, поэтому такие живописные пейзажи с постоянным перепадом высот в ближайшее время станут для нас совершенно обычным явлением.

-21

Поворот в село Большая Ёга (трасса Р225, 144-й км).

Последним населённым пунктом сельского поселения Красные Ключи у трассы Р225 является село со страшным названием Большая Ёга, которым можно пугать непослушных маленьких детей, при этом на всех картах оно обозначено как Большая Ега (если сократить его до Б.Ега, то вообще Баба Яга какая-то получается). Основанное в 1755 году эрзянами село по-прежнему заселено, по большей части, мордвой, от общей численности населения (около 400 человек) только официально составляющей более 60%. Существует версия, что слово «ёга» в переводе с древне-эрзя-мордовского означает «камыш», но это как-то совсем не интересно; ещё говорят, что название села могло произойти от имени Ёгорь (то есть Егор по нашему), ну это уже хоть что-то; нет, я думаю, всё-таки без Бабы Яги тут явно никак не обошлось :) Село Большая Ёга так же, как и село Большой Толкай, находится у подножия горы Шихан (304 метра), только уже с её противоположной, северной стороны, а расстояние отсюда до этой самой высокой точки Кинельского Сырта по прямой, только теперь строго на юг, ещё меньше – всего 10 км.

-22

Река Егинская (трасса Р225, 144-й км).

Сразу после поворота в село Большая Ёга трасса Р225 пересекает небольшую речушку, которая имеет невероятно большое количество названий. Спускающийся с северного склона горы Шихан ручеёк, всего через 13 километров от истока впадающий в реку Большой Кинель, официально называется река Егинская – именно так она обозначена на всех картах; чувашское население, проживающее отсюда к востоку уже через каких-то 5 км, придумало реке своё имя – Ерыкла; жители села Большая Ёга – единственного, через которое она протекает – называют реку Ириклау, при этом для её верховьев они даже придумали отдельные наименования: участок течения реки от вершины горы Шихан, спускающийся по склону прямиком к селу, называют Лёвка, а равнинную часть, протекающую через село – Дарька (по местным преданиям, во времена основания села парень Лёвка жил на склоне Шихана, а девушка Дарька, соответственно, в низменной части села). А ещё есть версия, что эта река у мордовских первопоселенцев имела название Эрямолей, что в переводе означает «река жизни» («эрямо» – жизнь, «лей» – река). В свою очередь, на дорожном знаке мы видим обозначение реки «Ираклы», но тут всё объясняется достаточно просто – это всеми забытый певец Ираклий Пирцхалава хотя бы таким образом решил напомнить нам о своём существовании.

-23

С южной стороны автомобильного моста через реку Егинская мы видим слияние двух ручьёв, среди которых восточный ручей (на фотографии слева) – это и есть сама река Егинская, а западный ручей (соответственно, на фотографии справа) – это впадающий в неё безымянный водоток, берущий своё начало у села Красные Ключи из оврага Осока, и далее, соединяясь с ещё одним ручейком в овраге Егоров Мост, добирающийся наконец сюда. Кстати, один из оврагов, расположенных между сёлами Большая Ёга и Красные Ключи (судя по всему, имеется в виду овраг Осока), местные жители называют Покш Лакто, что с эрзя-мордовского дословно переводится как Большой Овраг.

-24

Стела «Сельское поселение Среднее Аверкино / ООО «Радуга» (трасса Р225, 146-й км).

За рекой Егинская начинается территория сельского поселения Среднее Аверкино, а это значит, что мы покидаем мордовские земли и попадаем во владения чувашей, населяющих юго-восточную часть нынешнего Похвистневского района. Территория современных муниципальных образований Среднее Аверкино и Малое Ибряйкино была куплена чувашскими ходоками для общинного пользования у башкирских тарханов в 1753 году за 80 рублей, и уже в следующем году на приобретённые ими земли прибыли первопоселенцы-чуваши из Нижегородской и Казанской губерний. Купленная земля была поделена на два участка, распределённых между Аеркой Фединкиным и Ибряем Избековым с помощью жребия, и, как не трудно догадаться из современных названий этих поселений, западный участок достался Аерке, а восточный – Ибряю. Четыре деревни, образованные на землях Аерки Фединкина, получили названия Средняя Аерка, Нижняя Аерка, Малая Аерка и, почему-то, Чекалинка; чуть позже все Аерки были переименованы на христианский манер в Аверкино. Нынешнее поколение жителей некогда разделённого надвое участка земли неофициально объединилось в сообщество «Аверкинско-ибряйкинские чуваши» – по крайней мере, именно так называется их группа в социальных сетях «Одноклассники» и «ВКонтакте». Кстати, в отличие от мордвы, являющейся финно-угорским народом, чуваши относятся уже к тюркскому народу, ну это чтобы вы понимали разницу между ними. На территории нынешнего сельского поселения Среднее Аверкино в селе Нижнеаверкино действует сельскохозяйственная организация ООО «Радуга», занимающаяся растениеводством и животноводством на базе бывшего советского колхоза «Новая жизнь». Спасибо руководителям муниципальных образований Похвистневского района, что сохранили на своих территориях стелы бывших колхозов, пусть и переименовав их на теперешний лад – благодаря им мы узнали, что не всё ещё потеряно в сельском хозяйстве нашей страны, и практически у каждого поселения есть какие-то свои организации и предприятия, пытающиеся что-то там выращивать и кого-то там разводить.

-25

Спуск к селу Среднее Аверкино (трасса Р225, 148-й км).

Перед селом Среднее Аверкино трасса Р225 набирает высоту уже до 131 метра, и затем, словно по волнам, проваливается вниз, в долину речушки Чекала, где и расположено само село. На информационном дорожном знаке «Указатель расстояний» видно, что до ближайшего города Похвистнево осталось совсем немного – всего 6 км, да и до соседней с нами планеты Солнечной системы тоже рукой подать :)

-26

Повороты в село Нижнеаверкино и посёлок Октябрьский (трасса Р225, 149-й км).

Возле села Среднее Аверкино направо уходит дорога в посёлок Октябрьский, который находится на самой границе Похвистневского и Кинель-Черкасского районов Самарской области, даже нет – полностью находится в пределах Кинель-Черкасского района, нагло переступив границу и расположившись на левом берегу реки Малый Кинель, в то время как Похвистневский район ограничен её правым берегом. При этом посёлок Октябрьский является частью городского округа Похвистнево, входя в его административное подчинение, хотя и расположен от него на расстоянии 25 км по прямой. Дело в том, что в Октябрьском находится Яблоневское нефтегазовое месторождение, и отдавать такой лакомый кусочек не только соседнему Кинель-Черкасскому району, но даже своему родному Похвистневскому району, город Похвистнево, конечно же, не захотел, заковав его в состав своего городского округа. Геологоразведочные работы у деревни Яблонка начались в 1943 году, и вскоре одна из скважин дала газ, а в 1946 году из другой забил фонтан нефти; сам посёлок нефтяников Яблоневского нефтепромысла треста «Кинельнефть», получивший сперва название Яблоневка, а уже позже переименованный в Октябрьский, зародился только в 1949 году. Сегодня в Октябрьском проживает около тысячи человек, в то время как на месте опустевшей деревни Яблонка ныне осталось лишь одноимённое урочище.

-27

Кинельские яры (трасса Р225, 149-й км).

Налево от села Среднее Аверкино в северном направлении уходит дорога в село Нижнеаверкино, расположенное у подножия Кинельских яров, одна из вершин которых отсюда просматривается уже достаточно хорошо. Кинельские яры являются частью Бугульминско-Белебеевской возвышенности, а точнее одним из её юго-западных отрогов, и, находясь с противоположной от нас стороны реки Большой Кинель, относятся уже к Высокому Заволжью. Впереди нас ждут ещё более захватывающие пейзажи Кинельских яров, и тогда мы поговорим о них более подробно, а сейчас просто полюбуемся безымянной вершиной, возвышающейся на 187 метров над уровнем моря к северо-западу от села Нижнеаверкино. По легенде, землю для деревни Малое Аверкино (первоначальное название села Нижнеаверкино), основанной в 1755 году, выделили в долине Мёртвого человека; говорят, что там был обнаружен труп, да и вообще в зимние морозы, сопровождающиеся метелью и тёмными ночами, в этой долине люди часто сбивались с пути и замерзали насмерть. Ну, по такому принципу любой населённый пункт можно смело назвать долиной Мёртвого человека – где только не находили трупы замёрзших людей. Сегодня в Нижнеаверкино, почти на 90% заселённом чувашами, которые называют своё село не иначе как Анатьял, проживает чуть более 500 человек. С трассы Р225 село Нижнеаверкино, спрятанное за лесополосой, не видно, а небольшой населённый пункт, уютно расположившийся на склоне Кинельских яров, домики которого можно разглядеть на фотографии – это посёлок Красные Пески, основанный как сельхозартель в 1920-е годы, а сегодня входящий в состав городского округа Похвистнево.

-28

Стела «Сельское поселение Среднее Аверкино / ООО «Радуга» (трасса Р225, 150-й км).

Село Среднее Аверкино, являющееся административным центром одноимённого сельского поселения и основанное в 1755 году, примыкает к автодороге Самара – Бугуруслан на её 150-м километре справа. Здесь можно увидеть ещё одну стелу с названием этого муниципального образования и указанием сельскохозяйственной организации ООО «Радуга», расположенной в соседнем селе Нижнеаверкино, причём стела состоит как бы из двух частей – синего железного колоска с информационной табличкой и закреплённого на каменном постаменте полотна с изображением, стало быть, чувашки с хлебом-солью, хотя нет, соли на картинке не видно – просто с хлебом. Интересно, что между этими двумя частями стелы стоит километровый столбик «149 км», и если первая часть в виде колоска находится ещё на 149-м километре трассы Р225, то вторая часть с изображением девушки – уже на 150-м.

-29

Сегодня в селе Среднее Аверкино, более чем на 80% заселённом чувашами, которые называют своё село не иначе как Эверккел, проживает чуть более полутора тысяч человек. Интересно описание этого села в интернете на чувашском языке: «Эверккел – Самар облаçĕнчи Похвиçнĕ районĕн ялĕ. Пхвиçнĕ районĕнчи чăваш ялĕсен "Вирьял" ушкăнне кĕрет». На русский язык это можно перевести примерно так: «Эверккел – село в Похвистневском районе Самарской области. Чувашские сёла Похвистневского района входят в группу "Вирьял"». «Вирьял» – это крупная этнотерриториальная группа верховых чувашей, проживающих выше по Волге по отношению к низовым чувашам «анатри», проживающим, соответственно, ниже по Волге по отношению к верховым чувашам «вирьял», проживающим, в свою очередь, соответственно, выше по Волге по отношению к низовым чувашам «вирьял», проживающим... Короче, насколько я понял, деление групп чувашей на «вирьял» и «анатри» распределяется именно по территории их исторической родины, то есть нынешней Чувашской Республики, и привязано к тому месту, откуда группа переселилась сюда, а не к тому, где она находятся теперь, потому что село Среднее Аверкино по отношению к Чувашии, так-то, расположено явно ниже по течению Волги, а если учитывать, что первопоселенцы прибыли сюда из Ядринского и Курмышского уездов Алатырской провинции Нижегородской губернии, вот тогда всё сходится.

-30

Долина реки Чекала (трасса Р225, 150-й км).

У села Среднее Аверкино автодорога Самара – Бугуруслан пересекает долину небольшой реки Чекала, полностью скрытой от посторонних глаз деревьями и кустарниками, из-за чего даже не обозначенной на трассе никакими дорожными знаками. Река Чекала, стекая с одного из склонов Кинельского Сырта, уже через 12 км впадает в реку Большой Кинель, а трасса Р225, пересекая её долину, тут же снова поднимается вверх и скрывается за поворотом, чтобы выйти прямиком к городу Похвистнево.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть ←

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

День 4 МарксБалаковоПугачёвИвантеевкаЧапаевскобход Самары

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара, Р225 Самара - Бугуруслан …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».