Найти в Дзене

«Люди могут вести конфиденциальные переговоры в комнате, где стоит «умный» телевизор и не думать о том, что это – шпион»

Н. Касперская и И. Ашманов
Н. Касперская и И. Ашманов

7 декабря 2021 года в эфире Первого канала прошел еще один выпуск программы «Док-ток» с участием Натальи Ивановны Касперской и Игоря Станиславовича Ашманова.

Президент ГК InfoWatch и президент компаний «Крибрум», «Ашманов и партнеры» затронули в эфире крайне актуальные для всех вопросы:

  • Как происходит утечка информации и кому чаще всего выгоден её слив?
  • Как не стать жертвой «техно-варваров»?
  • Как защитить стратегически важное в цифровой реальности - базы данных?
  • В какой момент наступает цифровая небезопасность? С покупки смартфона и обустройства «умного дома» или с первого «согласия» на обработку данных в сети?
  • Как использовать цифровые достижения без вреда для человека, его личности и его прав?
  • Каковы главные этические проблемы цифровых технологий?
  • Метавселенные из сферы развлечений переходят в реальную жизнь: у них есть своя экономика с оборотом в миллиарды долларов, своя недвижимость, спецслужбы, а через два месяца открывается первое посольство в метавселенной (Барбадос). Эти виртуальные «государства» кем контролируемы? Кто в них «власть»?
  • Кто правит цифровым миром? Существует ли теневое цифровое правительство?
-2
  • «Градус тупости»: как искусственный интеллект влияет на настоящий?

Ниже мы решили описать самые интересные эпизоды программы.

Александр Гордон: В прошлый раз с этими же экспертами мы говорили об опасностях, которые несет нам повальная, глобальная цифровизация. О том, что погоня человека за комфортом может привести к выходу технологий из-под контроля. Цифровая радиация не менее опасна, чем радиация, которая исходит из сломавшейся атомной станции. Вот только обнаружить ее и уберечься от нее труднее. Как уберечься – мы попробуем сегодня порассуждать. И у меня для начала – вопрос дилетанта, реального юзера. Как обезопасить себя, свой собственный мир от своего же мобильного телефона? Вот эта «игрушка» в руках представляет угрозу – так или нет?

Наталья Касперская: Смартфон – это шпионское устройство, которое Вы покупаете за свои деньги и оплачиваете его работу.

Он собирает огромное количество информации – начиная от Вашего местоположения, написанных сообщений, контактов, видео, фотографий. Смартфон также «знает» Ваши предпочтения по тому, какие приложения вы устанавливаете, как их используете. Но не стоит недооценивать и остальные технические устройства – голосовую колонку, современный «умный» телевизор. Это тоже шпионы, которые «слушают» Вашу информацию… Люди вообще об этом не задумываются – они могут вести конфиденциальные переговоры в комнате, где стоит «умный» телевизор. И если для государственных органов он проходит проверку, то для чиновников рангом пониже – не всегда.

Александр Гордон: Любой гаджет, особенно умный, собирает обо мне информацию. Где она хранится? Кто имеет к ней доступ? Возможно ли ее использование и в коммерческих и иных целях? Например, в целях шантажа?

Наталья Касперская: Во-первых, сама платформа хранит информацию. Если у Вас смартфон работает на Android-e, то Google хранит Ваши данные. Если у Вас iPhone, то компания Apple их хранит. Как и сам производитель телефона – он предлагает свои сервисы и он, естественно, копирует данные с платформы и тоже хранит их. Ваши данные есть и у владельцев всех приложений, которые Вы устанавливаете. Бесплатные приложения, а их сейчас большинство, это – сыр в мышеловке. По сути, вы отдаете свои данные за то, что пользуетесь бесплатным приложением. Товаром в этом случае являетесь Вы. Впрочем, если Вы установите платное приложение, Вы не получите гарантию того, что Ваши данные не будут использованы.

Хранятся данные в так называемом облаке. Это огромное количество серверов, объединенное в отдельную сетку, которое эту информацию накапливает. В принципе, сейчас человечество готово хранить почти любые, неограниченные массивы информации. Насколько мне известно, в последние 7-10 лет вся информация в мире сохраняется. Так, например, крупные корпорации предпочитают информацию не удалять.

Это значит, что есть ретроспективный анализ информации и, теоретически, если вы сегодня – молодой человек, мечтающий в будущем стать политиком, то, как только вы им становитесь, информацию о вас находят, все за предыдущие 10-20 лет извлекается и может быть использовано против вас.

Игорь Ашманов: Представим себе, что только один из ста современных студентов, за которыми ведется слежка через смартфоны, через их записи в соцсетях, делал что-то нехорошее – например, баловался наркотиками. И это удалось установить. Через 10-15 лет он стал политиком, бизнесменом, депутатом, помощником депутата, заместителем директора крупной компании и т.д. Получается, что только на одного из 10 тысяч те, кто следят, будут иметь компромат и этот один человек станет в зрелом возрасте влиятельным. Но если вы возьмете одну десятитысячную от 30 млн современных школьников и студентов, это даст 3 тысячи точек влияния в самых ключевых местах. Получается, что можно будет управлять целой страной! Примерно так происходит сейчас в Европе, ровно таким способом американцы управляют евро-бюрократами. Они все – «на крючке». Американцы следят за Европой с конца 1980-х годов, с помощью системы «Эшелон». Ну, и с определенного уровня наверх начинают двигать только тех, на кого гарантированно есть такой компромат. Потому что нужны управляемые. Это о шантаже.

Поэтому конкретный студент, вроде бы, никому не нужен и не важен, но важен процент конверсии во влияние, который потом позволит через некоторое время определенными бывшими студентами – нынешними влиятельными людьми – управлять. Те, кто работает вдолгую, это понимают. И собирают все.

Александр Гордон: Есть же установка, что если человек не совершает ничего противоправного, то пусть хранят все данные, включая видео, аудио… Но выясняется, что знание о человеке, накопленное годами, дает материал для управления этим человеком…

Игорь Ашманов: Манипулировать-то можно, да. Понимать, к чему он склонен, какие у него слабости. Не обязательно должен быть криминал в прошлом. Может быть какая-то конкретная слабость или желание чего-то. И некую возможность – с параллельной вербовкой - ему можно подсунуть. Также, как, например, подсовывают абсолютно неотразимую рекламу для импульсной покупки. Манипуляторы совершенно точно этим занимаются.

Александр Гордон: А есть у меня, как у пользователя мобильного телефона, возможность отказаться от передачи своих данных? Есть какая-то кнопочка, аппаратная настройка?

-3

Наталья Касперская: Нет.

Игорь Ашманов: В лицензионных пользовательских соглашениях, которые никто не читает, всегда есть возможность брать данные пользователей и передавать спецслужбам страны происхождения смартфона или платформы. И третьим лицам – коммерческим партнерам этой самой платформы. Соглашения никто не читает, но все соглашаются. Потому что воспользоваться смартфоном или каким-то приложением, не подписав соглашение, вы не можете.

Александр Гордон: То есть, ловушка расставлена с самого начала. Хочешь пользоваться каким-то сервисом за свои же деньги? Передай нам данные и дай нам свободу эти данные использовать?

Игорь Ашманов: Можно попытаться где-то снять разрешения, которые по умолчанию даны… Но эксперименты, например, с «умным» телевизором, подключенным к Интернету, показывают, что во многих таких телевизорах последних серий есть «галочка»: не передавать мои данные о просмотре программ и т.д. Если эту «галочку» поднять, то потом, если поставить программу, которая анализирует трафик с телевизора, она обнаружит, что поток данных не изменился. «Галочка» поднята, пользователь успокоился, а данные продолжают собираться.