Несколько слов скажем и о том, как создавалась «чешуя». Увидеть, как выглядело монетное производство в период правления Ивана Грозного, историкам помогла миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века, запечатлевшая чеканку денег по единому образцу.
На рисунке показана работа монетного двора. Не надо удивляться, что там изображено такое большое количество народа. Внушительный список специальностей, среди которых тянульщики, подмётчики, плавильщики, может удивить. Сначала надо было получить само серебро. Так как собственного сырья не хватало (богатые серебряные рудники откроют лишь в XVIII веке), в казну поступало различное серебро, пригодное к переплавке. Одним из источников был выкуп у иностранцев западноевропейских талеров. При этом казна получала дополнительный доход, так как в оборот потом отправлялись серебряные копейки на бóльшую сумму, чем было уплачено за серебро, из которых их изготовили. При переплавке производилась и очистка металла от посторонних примесей. В результате на выходе получался сплав высокой 960-й пробы, из которого вытягивалась проволока. Её разрезали на небольшие кусочки, каждый из которых потом становился монеткой. Верхняя часть рисунка показывает самого князя Ивана Васильевича Грозного, который сидит рядом со своей матерью – Еленой Глинской. Им подносят готовые деньги для проверки качества и чистоты металла. За них отвечал денежный мастер, который хранил рецепт сплава и подготовку штемпелей. Спрашивали с него строго. Проведённая реформа прежде всего ставила целью вернуть доверие к новым деньгам.
На переднем плане лубочной картинки как раз изображён один из плавильных котлов, а уже за ним показана работа чеканщика. Одной рукой чеканщик удерживает подставку, где закреплён первый штемпель. На него кладётся заготовка (тот самый кусочек проволоки). Потом по заготовке ударяли подобием молотка, рабочая часть которого представляла штемпель с рисунком второй стороны. От сильного удара кусочек серебра становился плоским, а на его сторонах отпечатывались рисунки аверса и реверса. Так как ни о какой центровке в то время речи идти не могло, рисунок зачастую попадал на монету лишь фрагментарно. Поэтому коллекционеры и разыскивают для экспозиции такие экземпляры, которые сохранили бóльшую часть рисунка или даже его целиком. Очень необычны редкие монетные браки той поры. На иллюстрации выше показан двойной удар. После первой чеканки монета несколько развернулась, но осталась лежать на доставке, поэтому по ней ударили ещё раз. Сильнее всего брак заметен на реверсе, где повторяющаяся надпись расходится в различных направлениях. Тем не менее, экземпляр прошёл контроль и отправился в обращение.