28 июня 1461 года Эдвард Йоркский короновался и стал, значит, править. А Ричард Невилл при нём вроде как премьер-министром.
Да, в конце следующего 1462-го умерла мама Делателя королей, и он стал уже настоящим графом Солсбери, в своём праве.
Но всё равно его и тогда, и сейчас называют Уориком.
Начало истории про розочки здесь.
Предыдущий кусочек, как Эдвард заполучил корону – тут.
Ланкастерцы не смирились, всё пытались организовать реванш, но все их потуги были какими-то не очень серьёзными.
15 мая 1464-го Джон Невилл, лорд Монтегю, брат Ричарда Невилла, разгромил ланкастриан в битве при Хексеме. В этой битве в плен попала целая толпа знатных лордов-ланкастерцев, около тридцати персон.
Джон Невилл, не особо задумываясь, приказал их всех казнить на месте.
В том числе и Генри Бофора, герцога Сомерсетского.
Может быть, король Эдвард и не одобрял таких действий своего соратника, он уже начал склоняться к тому, чтобы прощать своих врагов. Но что сделано, то сделано.
Не исключено, что лорд Монтегю был в общем-то прав. Нет человека – нет проблемы.
После смерти Генри Бофора Алая роза совсем увяла, военные действия прекратились.
Кстати, бывший король Генри VI присутствовал при Хексемской битве, хотя и не сражался. Ему даже удалось успешно бежать с поля боя, два месяца он скрывался то в домах своих приверженцев, то вообще в лесу. Но 13 июля йоркисты беглого короля всё-таки изловили, арестовали и отвезли в Лондон, в Тауэр. Там он и сидел пока что.
Тауэр оф Лондон
Значит, ланкастриане побеждены окончательно, всё классно.
Но.
Коллапс подкрался незаметно.
С такой стороны, что и не подумаешь.
Уорик, который на самом деле Солсбери, а вообще-то Невилл, трудолюбиво занимался государственными делами. В том числе и о том подумывал, что надо бы молодого короля женить. Это тоже дело государственное, причём одно из важнейших. И уже невесту ему подыскал, Бону, дочь герцога Савойского, сестру мужа сестры короля Франции Людовика XI.
Вообще за короля Франции они, англичане, этого Людовика не считали, конечно, но всё-таки признавали, что он не последний человек в европейской политике. И по мнению Уорика в данный момент налаживание с этим Людовиком хороших отношений пошло бы на пользу Англии. А то французы до недавнего времени поддерживали ланкастерцев, нужно было как-то это дело прекратить.
В общем, Уорик всё придумал, нашёл королю невесту, со всеми обо всём договорился…
И с некоторым удивлением…
Нет, это был настоящий шок.
Вдруг выяснилось, что Эдвард уже женился.
Эдвард женился в мае 1464-го, а Уорику сказал об этом только в сентябре, а тот всё это время вёл переговоры, то с Людовиком пресловутым Французским, то с герцогом Савойским, по несчастной случайности тоже Людовиком.
Женился, значит, а кузена не только на свадьбу не пригласил, но даже и не обмолвился.
Обидно же ведь.
И это ещё не всё.
Король Эдвард женился на Элизабет Вудвилл, женщине на пять лет его старше, уже побывавшей замужем и имевшей двух сыновей от первого брака.
Это бы ладно.
Элизабет Вудвилл происходила не то чтобы из совсем простой семьи, но никак не королевской, не герцогской, не графской. Совсем не ровня королю. И никаких политических выгод от такого брака.
И это не главное.
Невеста притащила с собой в королевский дворец всё своё семейство, папу с мамой, семь сестёр и пятерых братьев.
То-то и оно!
Через некоторое время Уорик понял, что его потихоньку, но неуклонно отодвигают от государственных дел. Теперь уже не он стал играть первую скрипку при дворе, а тесть Эдварда, Ричард Вудвилл, только что получивший в подарочек от зятя титул графа Риверса.
Ричард Невилл смириться с таким безобразием не мог и поднял мятеж.
Там был ещё один прикольный момент.
Незаметно как-то подрос Джордж, брат короля Эдварда. Впрочем, с 1461-го уже не просто Джордж, а герцог Кларенс. Но не важно.
Этот Джордж решил вдруг жениться на Изабелле, старшей дочери графа Уорика.
Ну они там были немножко родственники, двоюродный дядя и двоюродная племянница, но в те времена и похлеще инцесты случались.
Вначале Эдвард отнёсся к затее брата благосклонно.
А что?
Дочь его вернейшего сторонника и ближайшего советника. Плюс к тому одна из богатейших (если не самая богатая) невест Англии.
У Ричарда Невилла не было сыновей, только две дочери. И вот они, а особенно старшая, должны были унаследовать все владения отца.
И все владения матери тоже. То есть, то самое пресловутое графство Уорик.
Невиллу тоже было как бы лестно так близко породниться с королём.
Ещё раз породниться, они и так были кузенами. Но всё равно.
Однако, в начале 1469-го король Эдвард своё согласие на этот брак отозвал. Вероятно, нашёл для своего брата лучшую партию.
Это уже вообще жесть!
Лучшую партию!
Лучшую, чем дочь великого Делателя королей!
Так нате же, получите!
Мятеж по полной программе!
Кроме всего прочего, Невилл вовлёк в заговор своего несостоявшегося зятя.
А почему вы думаете, что несостоявшегося?
В июле 1469 года Джордж, герцог Кларенс, переправился в Кале и там обвенчался с девицей Изабеллой, дочерью и наследницей графа Уорика и Солсбери.
Однако, мятеж в Англии разгорелся нешуточный. После победы в сражении при Эджкот-Муре Уорик захватил в плен ненавистного Ричарда Вудвилла и одного из его сыновей. Приказал казнить, конечно. А что с ними ещё делать? Сопли вытирать?
Всё путём.
Юный герцог Кларенс видел всё это примерно таким образом: Эдвард IV свергнут с престола, корона Англии на блюдечке с голубой каёмочкой преподносится ему, Джорджу Плантагенету, а Уорик тоже должен быть доволен, он же теперь тесть короля.
Но Делатель королей решил по-другому.
После победы при этом самом Эджкот-Муре Ричард Невилл, граф Солсбери и Уорик реально стал хозяином положения, господином Англии. Эдвард IV даже не особо пытался сопротивляться, был свергнут и захвачен в плен в Лондоне.
Кстати, потрясающий гуманизм. Бывший король Эдвард посидел пару месяцев под арестом, сначала в замке Уорик, потом в Миддлхэме, а в сентябре был отпущен на все четыре стороны.
Так вот. Делатель королей стал хозяином положения.
Он сам стал королём?
Нет.
Он сделал королём своего зятя Джорджа?
Нет.
Он вытащил из Тауэра больного на голову Генри Шестого и снова возвёл его на английский трон?
Да.
Делатель королей, что скажешь.
А ещё.
Он выдал свою вторую дочь Анну за Эдварда Вестминстерского, сына короля Генри и Маргариты Анжуйской.
Джорджу, герцогу Кларенсу, была преподнесена утешительная пилюля. Он был объявлен следующим в очереди на корону после этого вот Эдварда, князя Уэльского.
Просто насмешка!
Сейчас вот молодой Эдвард с юной Анной наклепают кучу детей, и Джордж с каждым разом, с каждым годом будет всё дальше и дальше удаляться от престола.
Но вышло всё даже вообще по-другому, кто бы мог подумать.
Фото автора