Найти тему
Турнир Косарей

Подлость скрипки

Подлец не всегда было бранным словом. Подлецами в ушедшие времена считались люди, которым в жизни немного не повезло и родились они не в той семье. Или не в той стране.

В любом случае, низкое у них было социальное происхождение. И, соответственно, благосостояние. Поэтому вынуждены они были кормиться вокруг более богатой прослойки. Подле знати. И всячески проявлять свою лояльность. Богатых во все времена было не так уж и много, но подлецов на всех хватало.

Марксизм, а тем более - ленинизм, в совокупности с большевизмом элиту радикально сократил. Но челядь и прислуга осталась. Подлость во все времена востребована. Кормиться необходимо. Проще говоря - жрать.

Фото, кстати, Сергея Петросяна. Фотохудожника из Питера. "Вечный зов" работа именуется. Картинка с выставки.
Фото, кстати, Сергея Петросяна. Фотохудожника из Питера. "Вечный зов" работа именуется. Картинка с выставки.

Но я не о подлости конкретно, я о свободе. Есть у меня пакостная привычка, в свободную минутку, желательно на ночь глядя, книжицу какую-нибудь прочесть. Не всегда, естественно, что-нибудь высокодуховное в руки попадается подобно "В русских и французских тюрьмах" князя нашего Петра Алексеевича Кропоткина, иной раз и иная, с позволения сказать, литература.

И вчера на ночь глядя читал (пока еще не возбраняется!) зловредную книжицу некоего Власа Дорошевича. При кошмарном царизме написанную, еще до времен славного большевизма. Про каторгу. Про сахалинскую каторгу, даже про тюрягу в славном городе Корсакове, который на берегу залива Анива дислоцировался при жутком царизме.

Поскольку на Сахалине мне побывать довелось - куда только жизнь не бросала, а в Корсакове я немалую часть своей жизни провел, - то увлекся. Дорошевич кратко и четко пишет. Не в пример всяким нынешних живописцам. Представляю, как они бы нынче описывали стаи мондавошек, ползающих по куску хлеба. Весь бы коворкинг ухохотался и гурьбой отправился бы пить смузи.

Или про палачей, которых считали самыми презренными подлецами и отбросами даже сумрачного каторжного общества. Ну, и про музыку - насчет скрипок, которые в каждом тюремном "номере" на стенках висели. И ежели каторжанин загулять изволил, то нанимал скрипача и тот ему на скрипке наяривал. Даже в "Мертвом доме" Достоевский эту посконно народную традицию описывал. Русский народ обожает тюремные традиции.

Подлым инструментом на каторге была скрипка. Но любимым. . Широки и раздольны тюремные песнопения. Прямо как пресловутая "Песней Песней", которую пока еще не запретили за небывалый разврат и сексизм. Вероятно поэтому, господа, официальное ТВ заботится о русском народе и исправно демонстрирует ему тюремную лирику в специальной воскресной передаче.

Скрипка, похоже, о свободе напоминает. Поэтому в царских каторгах она была рядом с народом.

И несколько публикаций на подобную тему: