Встревоженные советскими ракетами-носителями «Спутник», США в 1958 году начали бурение атомной установки «Camp Century» во льдах на севере Гренландии.
Капеллан также отвечал за ядерный реактор. Однако в 1960 году это было еще не выражение беспокойства по поводу рисков ядерной энергетики, а чистое совпадение. Капитан армии США, отвечавший за энергоснабжение "Camp Century", просто служил капелланом на стороне.
Энергия в любой форме, божественной или атомарной, была необходима для выживания людей на секретной базе. Потому что он был на глубине десяти метров в вечных льдах Гренландии.
Фактически, более чем на 200 километров севернее базы ВВС Туле. Здесь часто было 30 градусов мороза по Цельсию – вряд ли можно представить себе куда более враждебную природную среду, кроме действующего вулкана.
Но как американцы попали в "Camp Century" и что им здесь было нужно? В соавторстве Питера Барделя для ZDF Info показывали весьма захватывающий документальный фильм "Город подо льдом - Холодная война в Гренландии".
В дополнение к техническому отчету Элмера Ф. Кларка от 1965 года, который уже давно был утвержден, Барделе смог опереться на цветные фотографии, сделанные для работы по связям с общественностью для армии США, — и на воспоминания Сёрена Грегерсена. Тогдашнему 18-летнему датскому бойскауту разрешили провести зиму 1960/61 года в "Camp Century", почти в постоянной темноте.
Если ты хотел пойти в туалет ночью, вспоминает он перед камерой ZDF, ты должен был закутаться. Потому что за пределами специально обустроенных для тоннелей жилых бараков было буквально ледяное.
Но почему американцы потратили огромное количество времени на строительство системы, состоящей из 30 зданий в 21 ледяном туннеле общей протяженностью около трех километров? Конечно, не для того, чтобы понимать вездесущий термин «холодная война» того времени.
Бардель, пожалуй, слишком ненадолго вышел из стратегической стартовой позиции. К концу 1950-х и у США, и у СССР было достаточно ядерного оружия, чтобы испепелить друг друга. Проблема, однако, заключалась в том, как потенциально направить эти бомбы в цель.
«Ракетный разрыв» между Западом и Востоком был часто упоминаемой опасностью, особенно в те годы, вскоре после запуска первого искусственного спутника, советского спутника «Спутник». Судя по всему, по крайней мере, так считала американская общественность и политики, а, возможно, и спецслужбы, СССР опередил США в разработке ракет. Потому что в то время американские ракеты еще не достигли межконтинентальной дальности, как у носителя "Спутник".
Хотя у США было много стратегических бомбардировщиков, особенно модели Boeing B-47 и совершенно новый В-52 (который все еще находится на вооружении сегодня), их баллистические ракеты, такие как Redstone или более новый Jupiter, достигали только средней дальности. Именно поэтому они были размещены в государствах НАТО Италии и Турции - отсюда они могли добраться до СССР.
В то время как новые ракеты большой дальности Atlas и Titan, а также Minuteman разрабатывались одновременно , армия и флот США искали новые способы размещения своих ядерных ракет ближе к потенциальным целям в Советском Союзе и, если возможно, замаскированный. Потому что ядерным оружием можно уничтожить только то, что знаешь.
В то время как американский флот полагался на ракеты средней дальности, которые должны были быть доставлены относительно близко к их потенциальной цели на подводных лодках, армия США хотела прорыть систему туннелей под ледниками Гренландии, примерно на полпути между Вашингтоном и Москвой, что должно было иметь на вооружении сеть железных дорог и многочисленные пусковые установки на случай возможного разоруженческого удара СССР.
Проект "Camp Century" начался в 1958 году с целью проверки необходимых методов. Тяжелые снегоходы ехали на север от Туле. Со скоростью две мили в час огромные машины доставляли необходимый материал к месту назначения.
Специальные машины из Швейцарии прорыли в леднике траншеи, которые закрыли металлическими элементами и засыпали метровым слоем снега. В получившихся туннелях первопроходцы построили специально разработанные «сборные дома» на деревянном фундаменте.
Энергообеспечение должно было обеспечиваться модульным ядерным реактором. Но после того, как его ввели в эксплуатацию, показатели радиации оказались слишком высокими. Специалисты "Camp Century" во главе с военным капелланом успокоились и просто установили дополнительные свинцовые пластины вокруг реактора. Датский гость Сёрен Грегерсен тоже успокоился: сегодня он все еще убежден, что ему ничего не угрожает.
К концу зимы 1960/61 года проект "Camp Century" фактически был завершен. Потому что 15 ноября 1960 года подводная лодка "USS George Washington" первой подводной ракетной базой вышла на боевое дежурство; еще четыре последовали в марте 1961 года.
Имея по 16 ракет «Polaris» на каждой, которые можно было запускать из Баренцева моря, Северного моря, Восточного Средиземноморья или западной части Тихого океана, эти катера гораздо лучше и гибче выполняли задачу по намеченным ракетным позициям подо льдами Гренландии. Конец "Camp Century" был близок. Карибский кризис и последующая перестройка американской стратегии сделали все остальное.
Армия использовала систему туннелей Гренландии для различных целей до 1966 года, когда "Camp Century" был заброшен. Армия США забрала реактор с собой, но осталось несколько тысяч тонн других отходов.
К концу 21 века бывший лагерь и его отходы могут сползти в море, когда растает лед, который не вечен. Экспедиция швейцарского исследователя ледников Махгута показала, что повышенной радиоактивности нет.
В этом отношении тон соответствующих пассажей в фильме Барделя, безусловно, слишком драматичен — холодная война оставила в сотнях мест по всему миру более опасные следы, чем подо льдами Гренландии. Однако это ничего не меняет в интересном исследовании этой малоизвестной главы конфликта между Востоком и Западом.