Почему национализм по-прежнему важен?
"Национальность — одна из ключевых характеристик человека. Знаю, как это звучит." Так уже было написано в одной из моих предыдущих статей. Теперь я намерен подробно объяснить свою точку зрения.
Нас учили, что одно упоминание национальности - это либо имперский шовинизм, либо оголтелый нацизм, либо иная форма экстремизма. Исторический парадокс заключался в том, что, пока все народы ближнего зарубежья укреплялись в своём национальном самосознании, русский народ фактически терял свою идентичность. В итоге все усвоили одно: можно быть кем угодно, но русскому должно быть стыдно. "Национальность - это вредно."
На мой взгляд, это крайне поверхностная трактовка, игнорирующая сложное устройство человека. Сейчас, в эпоху разговорах о правах разного рода меньшинств, о том, какие мы все разнообразные и уникальные, не упоминать национальность значит просто оставить за бортом одну из важнейших характеристик человека.
Между тем, национальность может многое сказать о каждом из нас. Национальность это не только стереотипные «культура и история». Национальность, как минимум, говорит нам о месте рождения человека, а также о его возможном социальном статусе и наиболее вероятном роде занятости. Тут сразу вспоминается история США, в котором негры до сих пор, как правило, менее образованы и не так состоятельны, как белые. Но не всегда всё так мрачно. Просто восточные народы исторически склонны к торговле, наши соотечественники — к производящему труду и т. д.
Национальность также говорит нам о философии человека, его отношении к жизни. Наверняка многие наслышаны о западной и восточной философии. Приверженцы одной привыкли к преобладанию государственной собственности нам частной, общественных интересов над личными, религии или какой-то общей идеи над частной мыслью, а у приверженцев другой всё наоборот. Так почему же не применить эту теорию на практике?
Например, из информационного пространства мы знаем, что в Западной Европе для людей в порядке вещей выйти на улицу с плакатом, чтобы выразить своё недовольство. Или, наоборот, не выйти на работу ради повышения материальных условий жизни. При этом у нас гражданская активность гораздо ниже. Эти различия происходят от нашей философии: в нашем обществе преобладают другие взгляды, у нас не верят в силу личности, а верят в правителя.
Запад — Восток — самое общее деление. Существует и более дифференцированное. Русская философская мысль, которая от митрополита Иллариона до Николая Бердяева развивалась обособленно, концентрируясь на собственной идентичности, что тоже важно для нашей темы.
И, наконец, национальное самосознание играет основополагающую роль в духовно-нравственном становлении личности. Через принадлежность к определённой нации мы приобретаем ключевые ценности и нормы, формируем модели поведения, жизненные устремления, усваиваем понятия о плохом и хорошем.
Но не стоит думать, что осознание национальности важно лишь в период взросления. Национальное единство - это опора для человека на протяжении всей жизни. Люди одной нации разделяют общие идеалы, что позволяет им рассчитывать на взаимную поддержку, понимание и защиту и, следовательно, чувствовать себя более уверенно и психологически раскрепощённо.
Всё это является необходимыми условиями успешной социализации. Принадлежность к нации — рычаг, способный эффективно интегрировать тебя в общество и держать это общество в целости.
В свою очередь, заезженные "культура и история" помогают национальности осуществлять свои социализаторские функции. Представьте, что у вас нет ни Ивана-дурака с Ильёй Муромцем, ни Раскольникова с Базаровым. Без них понять жизнь, да и самого себя было бы гораздо сложнее. Ведь читая об этих героях, мы узнаём жизнь соотечественников, помещённых в наше общество, и потом воспроизводим некоторые идеи и правила. Данный вид познания — художественный — имеет большое значение в нашей жизни, помогает нам сформировать свой нравственный идеал личности и общества.
А чем полезна "родная история"? Выражаясь простым языком, это когда ты читаешь, скажем, про Древнюю Русь и говоришь о тогдашних деятелях «мы», «наши», «свой» и т. д. Пусть это было тысячу лет назад, когда современной России и в проекте не было — неважно! Такой «национальный» подход позволяет нам осознать своё место в истории, понять, какие проблемы прошлого и задачи настоящего имеют к нам непосредственное отношение.
Нам сложно понять, насколько это всё ценно. Мы родились в более или менее однозначной культурно-исторической обстановке. А представьте девочку, мать которой из Украины, а отец - курд. Но живут они в Нидерландах и общаются на английском, не зная родных языков друг друга. Что она чувствует?
На западе для такого явления придумали официальное название - "challenge of identity". И разбираться с этим феноменом - там задача психологов.
Вообще психология здесь замешана куда серьёзнее, чем может показаться. Например, так о важности национальной идеи говорил в одном из интервью британский историк Доминик Ливен, наш современник: «...национализм является самой эффективной идеологией для того, чтобы сплачивать народ, легитимировать правительства и элиты, давать не только обществу как таковому, но и отдельному индивиду смысл жизни.<...>Осознание себя частью нации даёт представление о достоинстве. И более того, понимание, что до известной степени ты — не только часть современного тебе социума(хотя сама по себе возможность ощущать себя частью целого - уже немало), но и часть продолжающейся истории. Истории, которая не заканчивается на тебе.»
Об этом же говорил российский учёный Владимир Иванович Козлихин. В своей книге "Политология" профессор СПБГУ заявлял, что скомпрометированные нацистами идеи могут быть полезны, если их грамотно использовать. Ведь строительство государства с опорой на национальные особенности и учётом национальных потребностей - вполне успешная стратегия, используемая гораздо чаще, чем мы привыкли думать.
Похожее утверждал канадский исследователь Майкл Джабара Карлей, который в своей книге о международных отношениях в 1917 — 1930 годах говорил, что советская дипломатия действовала, опираясь на самостоятельность и чёткую идентичность как представителей уникального государства социализма.
В итоге, национализм — это не просто нацистская «кровь и почва». Это целый спектр характеристик, позволяющих человеку подлинно осознать свою индивидуальность и, вместе с тем, понять, к какому социуму он принадлежит наиболее органично.
Национализм - это прежде всего идея. Идея человека, народа о своём месте в мире. И как и любая идея, он может терять или набирать популярность. И зависит это от упадка или расцвета национального центра, а не только от первобытной демографии. В истории такое происходило не раз. В начале прошлого века, когда миллионы ирландцев, немцев, французов, венгров и прочих европейцев стали вдруг американцами. В конце прошлого века, когда в результате серьёзных экономических трудностей в СССР союзные республики не захотели "навеки с Россией быти...".
На мой взгляд, только разобравшись с вопросами национальности, национального самосознания окончательно, мы будем в состоянии как стабилизировать обстановку между пост-советскими странами, так и построить более прочное общество "у нас дома".
Особенно это актуально сейчас, в век разгула глобализации. У неё есть положительные стороны, но я отношусь к ней скептически, ведь она фактически лишила нас национальности и стремиться полностью унифицировать культуру. Разве это в духе современности, когда все говорят о толерантности и о том, как хорошо быть уникальными? Разве можно равнять всех под одну гребёнку? Видимо, мы не правильно поняли «дух современности»... Сейчас глобализация всё больше напоминает колонизацию. Если так пойдёт и дальше, то мы с вами рискуем повторить судьбу австралийских туземцев или американских индейцев, чья культура была полностью стёрта с лица Земли.
Читайте мой очерк о событиях в Казахстане.
Подписывайтесь на канал! Ставьте лайки!