Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

«Беовульф», «Зигфрид» и другие (часть 1).

Почему я вообще зацепил эту тему? Да, совершенно случайно, копая списки однокашников своего деда, выпускников училища береговой обороны в Севастополе, нашел очень много знакомых фамилий среди командиров береговых батарей, защитников балтийских островов.

Традиционно принято писать о том, что немцы, воюя с СССР, не провели ни одного «настоящего» десанта, хоть это совсем не так. Те, кто чуть более продвинут в данной теме, говорят о том, что десант на острова Монзундского архипелага, это единственная «настоящая» морская десантная операция.

На самом деле нет, это далеко не единственный немецкий морской десант, но поскольку попали в руки интересные документы по этой операции, немного уточню некоторые статьи, ранее опубликованные другими авторами по данной теме.

Традиционно принято писать об операции «Беовульф II», хотя на самом деле, это цепочка последовательных десантных операций, включающих и «Беовульф III» и «Зигфрид» и ряд вспомогательных и отвлекающих операций. Куда делся первый «Беовульф»? Об этом мы сейчас поговорим. Цитирую одну из статей (если скучно, можно пропустить):

«Стратегическое значение имел аэродром Кагул, расположенный на острове Эзель. В конце июля 1941 года его переоборудовали для приема тяжелых бомбардировщиков дальнего действия, и сюда была перебазирована эскадрилья самолетов ДБ-3, входивших в состав бомбардировочного полка ВВС КБФ. Под командованием полковника Преображенского самолеты его эскадрильи 8 августа нанесли бомбовый удар по Берлину. До 5 сентября бомбардировщики с аэродрома Кагул, а также эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 и Ер-2 из 412-го и 420-го тяжелых бомбардировочных полков ВВС РККА, действовавших с аэродрома Пушкина, совершили 9 боевых вылетов на Берлин и другие немецкие города. Они сбросили около 36 000 кг фугасных и зажигательных бомб. Действия советской авиации привели Гитлера в бешенство, так как после первого налета немецкое командование даже не могло представить, что их города бомбят советские ВВС! По радио сообщили, что над Берлином пыталась действовать британская авиация. Когда несколько самолетов были сбиты и стало ясно, кто это был на самом деле, Гитлер лично приказал ускорить сроки захвата Моонзундского архипелага и ликвидировать расположенный на острове Эзель военный аэродром».

Да, такой факт имел место, но…

Указываемое в советских источниках дополнение к «директиве 1/34 от 12 августа 1941 года» (как и саму директиву) найти не удалось. Смущает даже сама нумерация (у немцев она была иной). Чья «директива», по какому поводу, непонятно. Принято указывать, что при авиаударе (6.09.1941) по аэродрому Сааремаа были разбиты шесть ДБ-3Ф, два Ил-2 один МиГ-3. Опять же информация немного сомнительная, т.к. на аэродроме числятся совсем другие самолеты.

Мотивация захвата Моонзундского архипелага у противника идет иная. Смотрим на карту: вход Рижский залив идет через Ирбенский пролив, выход, через Моонзундский. Оба закрыты советскими батареями, расположенными на островах. Зачем нужен Рижский залив? Не, ну, как … Это порты Рига, Пярну, Виртсу, снабжение морским путем, дорога на Ленинград.

В своих документах противник рассматривает опыт Первой Мировой, и говорит о том, что необходимо обезопасить судоходство через прибалтийские порты, разгрузив железнодорожные пути для перевозок в пользу группы армий «Север». Это единственная мотивация, указанная в документах противника.

Точно так же как в случае с налетами на румынские нефтепромыслы, роль советской авиации чуть-чуть преувеличена. Да, и технических средств, чтобы обеспечить регулярность налетов у нас, мягко говоря, было… недостаточно. Так, что основная причина проведения операции другая. Более того, план этой операции был разработан еще в мае 1941 года, т.е. до начала войны (когда никаких бомбежек, естественно, не было даже в проекте). Именно этот, первоначальный план получил название «Беовульф I».

После начала войны, 05.07.1941г. противник вновь обратился к плану этой операции с учетом сложившихся реалий, 07.07.1941г., составив меморандум по этой операции. Но срок ее проведения настал чуть позже, в начале сентября 1941 года. И именно тогда родился план «Беовульф II».

В общей сложности на островах Муху, Эзель, Абрука, Даго и Осмуссаар было установлено достаточно много береговых батарей калибром 100, 130 и 180 мм. По этой теме есть прекраснейший материал «Забытый Моозунд» автора под ником «Моремход». Автор не понаслышке изучал балтийские батареи, и со скрупулезностью технаря разбирался с ними. Поэтому, не будем повторять чужую, очень хорошую работу, а сделаем выжимки из нее.

Вообще, накануне войны, СССР потратил огромные средства на возведение береговых батарей Балтики. Стоимость строительства только одной 180-мм батареи, сравнима со стоимостью Днепрогэса, а учитывая стоимость доставки материалов, то стоимость строительства батареи составила 20 млн. рублей (тех, старых, довоенных). Смотрим расположение артиллерии:

Остров Эзель (он же Сааремаа).

-315-я батарея на мысе Сааре (Церель), прикрывающая Ирбенский пролив две башни по два 180-мм орудия (МБ-180), всего, 4х180-мм (командир - капитан А.М.Стебель). Построена в 1940-м году. Позиции батареи были прикрыты двумя 76-мм зенитными батареями.

-временная батарея 25А на мысе Сааре (западная часть мыса) 2х130-мм Б-13 на временных основаниях, командир - лейтенант В. П. Гуманенко.

-западная часть острова Эзель, батареи № 24 (четыре 130-мм орудия Б-13) и 25 (по штату 4 фактически, два 130-мм орудия Б-13)

-западная часть острова мыса Нинаст батарея № 317 четыре 180-мм орудия в одноорудийных установках М-1-180, командир батареи выпускник училища севастопольского ВМУ БО им. ЛКСМУ старший лейтенант Джафар Османов.

-северо-западная часть острова батарея 197 (4х100-мм Б-24)

-восточная часть острова батарея №90 (3х130-мм), командир, лейтенант Е.П.Будаев

-восточная часть острова, полуостров Кубассааре, батарея №43 (4х130-мм Б-13), командир батареи капитан В.Г.Букоткин

-остров Абрука (восточнее Эзеля) батарея № 29 (3х130-мм)

Итого, 9 батарей, в сумме 8х180-мм, 20х130-мм, 4х100-мм. Принято писать, что 180-мм орудия устанавливались «в башенных 3-орудийных бронированных установках». Таковых я что-то не нашел. Кроме этого, на острове Моон (северо-восточнее Эзеля) находилась трехорудийная 100-мм батарея №6.

На острове Даго (он же Хийумаа) располагался северный укрепленный сектор БОБРа, включавший батареи:

-№44 (4х130-мм) командир ст. л-т М.А.Катаев, на южной оконечности Даго, в р-не маяка Хинду прикрывающая пролив Сэла Вяйн

-временная батарея на два 130-мм орудия в районе Хельтермаа, прикрывающая пролив Муху Вяйн (он же Моонзундский пролив)

-№12 (3х152-мм Канэ) в районе мыса Серож, к востоку от п. Кярдла, Командир батареи капитан Карчун.

-№26 (4х130-мм) на северной оконечности острова Даго, в том же районе располагалась новая 180-мм батарея №316

-№316 (4 орудия калибром 180 мм в двух башенных установках МБ-2-180.). Расположена в 2-х км к востоку от маяка Тахкуна. Командир батареи капитан Никифоров Алексей Александрович.

-№42 (4х130-мм) на западной оконечности острова, м. Ристна

Севернее, уже в Финском заливе находился остров Осмуссаар, на котором находились две батареи башенная 180-мм батарея №314 и 130-мм батарея №90. Он в паре с батареей 416 запирал Моонзундский пролив, и мог обстреливать часть острова Вормси.

Слабым местом этой системы являлся остров Моон (Муху), прикрытый лишь одной береговой батареей, и соединенный дамбой с о. Эзель (Сааремаа), его отчасти прикрывала батарея №43, но, как показала практика, этого было недостаточно. А, в принципе, островная крепость была построена достаточно удачно. Не хватало только должного пехотного прикрытия.

И немецкие и наши источники, оценивая силы обороняющихся советских частей, во многом сходятся, хотя поначалу противник недооценивал силы обороняющихся. Общая численность защитников Моонзунда составляла порядка 23600 человек (такова общепринятая цифра).

Остров Эзель:

-основные силы 3-й стрелковой бригады 8-й армии, в составе: по два батальона от 46-го и 79-го полков, пулеметные батальоны; 39-й артполк (без двух батарей), подразделения 206-го батальона связи)

-2 батальона 249-го стрелкового полка 16-й сд

-эстонский истребительный батальон

-69-й отдельный пулеметный батальон

-рота 93-го саперного батальона 16-й сд

-рота 37-го саперного батальона

-сводный батальон морской пехоты,

-подразделения погранохраны;

-разведэскадрон

-5 химических танков и 2 танкетки, а также 6 тракторов с кустарным бронированием и вооружением.

На острове Моон:

-1-й батальон 79-го стрелкового полка и минометный взвод 3-й стрелковой бригады

-две роты 37-го саперного батальона

-две батареи 39-го артполка

-зенитная батарея

-101 строительная рота, части береговой обороны

По данным разведки противника штаб коменданта береговой обороны Балтийского района (БОБР) генерал-лейтенанта береговой службы А. Б. Елисеева (военный комиссар БОБР — дивизионный комиссар Г. Ф. Зайцев, начальник штаба БОБР — подполковник А. И. Охтинский) и штаб 3-й стрелковой бригады (командир полковник Гаврилов) находились в г. Курессааре.

Бригада (по названию) представляла собой двухполковую дивизию (46-й и 79-й сп) с артиллерийским полком (39-м), саперным батальоном (37-м), зенитным дивизионом (в составе одной батареи), частями боевого обеспечения. Принято указывать ее численность в 7,5 тыс. человек, но, фактически, получается 9 тыс. (если штаты были укомплектованы).

Для штурма острова Эзель противник выделил (дается полный перечень частей, не только десантных, но, и обеспечивающих):

Штаб 42-го армейского корпуса, командующий генерал Кунце (со всеми штатными частями). В прямом подчинении штаба разведэскадрилья 4.(Н)/21, пионерная высадочная рота 777, 254-й строительный батальон, кроме 3-й роты.

61-я пехотная дивизия, которой были подчинены:

А) армейские части

-114-я артиллерийская комендатура

-штаб 609-го тяжелого артполка, которому были подчинены 436-й (10-см дальнобойные пушки К18), 536-й (s.F.H.18), 637-й (21-см мортиры), 511-й (15-см тяжелые пушки К18) моторизованные дивизионы, 24-й корректировочный батальон

-штаб 680-го пионерного полка, с подчиненными ему 660-м пионерным батальоном, 658-й колонной переправочных средств, 904-й, 905-й и 906-й командами штурмовых лодок, 100 строительным батальоном, двумя строительными ротами.

-1-й дивизион 111-го зенитного полка, три отдельных резервных зенитных роты

Б) отдельные приданные части:

-3-й батальон 311-го пехотного полка (217-й пд)

-4-й дивизион (15-см гаубицы) 217-го артполка

-217-й пионерный батальон

-усиленная рота полка «Бранденбург 800» под командованием гауптмана Бенеша (придан воздушно-посадочный взвод)

-усиленная рота обер-лейтенанта Курта Адольфовича Рейнхарта (эмигрант, сотрудник Абвера), которому была придана команда «Эрна», сформированная из прибалтийских эмигрантов.

Высадочные средства:

-в распоряжении 61-й пехотной дивизии: 3 парома Зибеля (на каждом по одному 7,5-см зенитному орудию), 3 быстроходных десантных баржи, 905-я команда штурмовых лодок, 18 штурмовых мотоботов, 26 больших надувных лодок (658-й колонны)

-в распоряжении командования 23 парома Зибеля, 3 БДБ

В принципе, все грамотно и разумно: строительные батальоны обеспечивали строительство причалов и десантных плотов, мостостроительные колонны и пионерные батальоны были обеспечены резиновыми лодками и понтонами. Следует отметить, что команды штурмовых лодок так же считались армейскими частями. Кое-что дало Кригсмарине.

Прикрытие: флотилия торпедных катеров, флотилия тральщиков (раумботов). К операции для проведения частных вспомогательных и отвлекающих операций привлекались и более солидные морские силы, но об этом, чуть позже. Морской штаб располагался в Пярну, в гостинице «Бристоль»

Высадку поддерживали (Люфтваффе):

-1.-3. разведэскадрильи 125-й разведывательной авиагруппы Пярну, Хапсал Хельсинки

-10-й полк ПВО (3 батареи 8,8-см, 2 батареи 3,7-см)

-II авиагруппа 54-й истребительной эскадры Пярну

-KGr 806

-бомбардировочная группа I./KG77 Куусику

-группа тяжелых истребителей II./ZG26 Пярну

-эскадрилья связи

Авиационный штаб располагался в гостинице «Ваза» в Пярну.

Курсант севастопольского ВМУ БО им. ЛКСМУ Евгений Будаев, будущий командир БС-90
Курсант севастопольского ВМУ БО им. ЛКСМУ Евгений Будаев, будущий командир БС-90