Все союзные республики в годы существования СССР были связаны единой экономической нитью, которая находилась под жестким контролем ГОСПЛАНА. Однако в 1991 году произошел распад СССР, поэтому все эти экономические нити были разорваны. Образованное на постсоветском пространстве СНГ являлось лишь формальной интеграцией, которая не обладала реальными экономическими и политическим функциями.
Первым кто попытался решить усовершенствовать членство СНГ и превратить его в зону особого экономического развития, был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Так в 1994 году своим визитом в России Назарбаев посетил МГУ, где он впервые высказал свою идею о создании Евразийского Экономического союза (ЕАЭС), куда будут входить бывшие советские республики. В итоге Россия, Белоруссия, Казахстан и страны Средней Азии стали стали делать первые шаги к реализации на создание ЕАЭС, однако все эти процессы шли вяло и сильно растянулись. Да и к тому же не все лидеры стран верили в реализацию этой идеи.
С приходом к власти Владимира Путина идея Назарбаева стала преобразовываться в практическое направление. Так в 2001 году был подписан «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» (ЕврАзЭС). В период с 2007 по 2010 гг был подписан новый «Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», так появляется Таможенный Союз (ТС) куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан. В 2012 году на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС (Россия-Казахстан-Беларусь) начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП). С этого момента появляется Декларация о евразийской экономической интеграции.
В 2015 году Таможенный Союз был ликвидирован и на его месте образовался Евразийский Экономический Союз, куда вошли Россия-Казахстан - Беларусь, а также Армения и Киргизия. Многие западные и российские эксперты надеялись на то, что на просторах ЕвразЭС в ближайшем будущем будет возрожден СССР 2.0. Ведь помимо экономической интеграции страны ЕАЭС являлись ещё и участниками военного блока под названием ОДКБ. Однако спустя пять лет после создания СССР становилось, очевидно, что Советский Союз или что-то наподобие ЕС вряд ли удастся создать, и главным противником был сам Нурсултан Назарбаев.
Но почему Назарбаев не хотел полной интеграцией с Россией и Белоруссией, а также с Арменией, Киргизией и Таджикистаном? Тут нужно искать множество как объективных, так и субъективных причин, основные среди них:
- Личные амбиции Назарбаева. Первый президент Казахстана Нурсултан Абишевич всегда был амбициозным и властным политиком, поэтому являясь инициатором создания ЕАЭС Назарбаев всегда видел себя в роли главы этой экономической интеграции. По этим причинам Путин и Назарбаев так и не пришли к единству насчет единой валюты для ЕАЭС, так как Россия хотела сделать общей валютой российский рубль, в то время как Казахстан – казахский тенге.
- Создание лишь экономической интеграции, без единого политического центра. «Сначала экономика, а затем уже политика» - главный тезис, которым часто руководство Назарбаев в период своего президентства. То есть экономическая интеграция на постсоветском пространстве привлекала Назарбаева куда больше, чем интеграция политическая и военная. Этим можно и объяснить активную роль Казахстана в построении ЕАЭС и пассивную роль в реализации развития военного блока ОДКБ. Понятно, что никакой речи о возражении СССР у руководства Казахстана и близко не было.
- Многовекторная политика Казахстана. Чтобы показать свою самостоятельность и независимость Назарбаев в период своего правления старался дружить со всеми крупными мировыми игроками, как с Россией и Китаем, так и с Европой и США. Для Россия такая политика Казахстана вызвала много вопросов, ведь россияне считали Назарбаева пророссийским политиком. Однако Назарбаева никогда не был пророссийским, он был прагматичным политиком, который везде искал лишь свою выгоду. Он не брезгал, одновременно проводить на территории своей страны учения как со странами, входившими в ОДКБ, так и со странами являющимся членами НАТО. После вывода американских войск из Афганистана в 2021 году, экс-президент и елбасы Назарбаев неоднократно ввел переговоры с президентом США Д. Байденом для размещения американских военных баз в Казахстане (об этом подробнее читайте ЗДЕСЬ).
Вывод. Исходя, из вышеперечисленных факторов мы видим, что Назарбаев был своенравным и эгоцентричным политиком, который старался проводить многовекторную политику и экономику. Поэтому возрождение Советского Союза для человека, который назвал себя «отцом казахого народа» не входило в планы. Однако Казахстан как государство слишком молодое для того чтобы проводить самостоятельную политику. В итоге многовекторная политика Назарбаева обернулась для него в 2022 году печальными последствиями.