Минувший год для Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника был юбилейным. Большинство мероприятий проходило в Музее древностей, отметившем 195-летие. Серьёзное внимание уделялось археологической работе, научным трудам, волонтёрской деятельности, сохранению объектов истории и культуры. Об этом и многом другом на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» в Симферополе рассказала генеральный директор учреждения Татьяна УМРИХИНА.
По утверждению Татьяны Викторовны, Керчь сегодня является музейной столицей Крыма. Ведь Боспорское царство образовалось именно здесь, а не на территории всеми любимой Ялты или Симферополя! Так сложилось, что благодаря географическому положению Керчь оказалась на пересечении транспортных, торговых, культурных путей. И это место богатой истории позволило накопить музейные собрания, известные во всём мире. Только ради археологической коллекции приезжают из-за рубежа, изучают, пишут научные труды. Лапидарий — гордость всей России, хотя работа над его формированием ещё не завершена.
Ну а Музей древностей, как было сказано выше, отметил юбилей. На торжества приезжали именитые гости, в том числе из Питера и Москвы. Сейчас здесь проходит 50 выставок, причём из фондов всей страны. Иностранные гости, несмотря на санкции, посещающие древний крымский город, буквально «теряются» в недрах музея, изучая содержимое, нередко их приходится долго искать среди надгробий лапидария: люди поражены этим зрелищем и забывают об ожидающем автобусе. Демонстрация культовых предметов — алтарей и жертвенников — показывает ритуальный аспект религии боспорских греков. Памятники погребальной культуры — мир живых и мир мёртвых — знакомят зрителей с мастерством ваятелей и раскрывают важную роль погребального обряда и культа предков в жизни античного общества. В экспонатах выставки нашли отражение представления греков об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и человеческом обществе… Сейчас отремонтированы фасад и один из залов лапидария. Весной будут запущены два фонтана.
Посетившая Музей древностей экс-министр культуры Греции призналась, что объехала весь мир, но такой коллекции и такой подачи не видела больше нигде. Здесь побывали итальянцы, сербы, турки и представители многих других стран просвещённой Европы. Татьяна Умрихина уверена, что у Керчи огромный потенциал. Всего в городе 11 музейных учреждений и 15 археологических памятников, на базе которых проходят крупные научные и культурные мероприятия, куда съезжаются вся Россия и зарубежные гости.
К сожалению, 2021 год ожиданий не оправдал — не стал легче и добрее предыдущего, но мы научились в этих условиях жить, растить детей и делать своё дело, подчеркнула генеральный директор. Это непросто: музеям нужны иные методы и технические средства. Тем не менее специалисты, приобретя новые витрины, полностью преобразили выставку «Тайны Боспорского царства». Пантикапейский зал направлен на доказательство того, что Керчь — самый древний город на территории России. На многочисленных конференциях речь идёт об инновационных технологиях, но наш музей неожиданно пришёл к выводу, что скоро зритель начнёт искать классические экспозиции — инновация инновацией, но людям нужны подлинники. Именно в этом и состоит «крымская изюминка», поэтому к нам и едут. Привлекают новые находки из Пантикапея — замечательные образцы древних росписей на посуде, как чёрнофигурных, так и краснофигурных. Пополнилась находками различных археологических экспедиций и «Золотая кладовая» музея. Сокровища обнаружены даже в захоронении Комсомольского парка, который решили реконструировать. А какую работу проделали реставраторы, вернув к жизни замечательные творения боспорян! Керчь уже стала центром методической реставрации на юге Крыма.
Сейчас музейщики отстаивают замечательную и хорошо зарекомендовавшую себя идею — гончарную мастерскую, которую всевозможные надзорные службы пытаются закрыть, заявляя, что «не музейное это дело». А хозяева уверяют, для детей и молодёжи — это лучший способ приобщиться к историческому ремеслу и заинтересоваться экспозицией. Здесь просто-таки очередь выстраивается на мастер-классы.
Интересна выставка из фондов «Страницы минувшего». Керчь обладает картинами замечательных художников (среди авторов — Айвазовский, Гросс, Шибнёв), в коллекции есть изображения и памятников, которые не дошли до наших дней. В год 195-летия музея позвонил пожилой внук художника Шибнёва из Белоруссии и предложил привезти в музей 100 картин деда. Сейчас решается вопрос, как переправить подарок через границу.
В преддверии юбилея Керченского музея древностей была создана галерея портретов его директоров. Архивные данные сохранили 30 имён и фамилий тех, кто возглавлял учреждение с момента его основания до сегодняшних дней. Правда, пока удалось найти портреты, фотографии или абрисы только 22 человек. Это изображения разных размеров и разного качества, поэтому было принято решение выполнить их в едином графическом стиле. Серию портретов нарисовала керченская художница Виолетта Руденко (Савельева).
Руководство историко-культурного музея-заповедника решило поместить в ряду портретов и копию гравюры начала XIX века Павла Алексеевича (Поля Селестена Огюстена) Дюбрюкса, чья личная коллекция античных находок положила начало Керченскому музею древностей, который к тому же изначально располагался в его доме.
Отыскали могилу Ю. Марти, одного из знаменитых директоров, проведших массу археологических раскопок, привели её в хорошее состояние, сделали замечательный памятник. К сожалению, других могил найти не удалось.
Решается вопрос о восстановлении исторической часовни на могиле бывшего градоначальника Керчи И. Стемпковского. Музей выступает за захоронение его останков, обнаруженных при реконструкции Митридатской лестницы, на историческом месте, что соответствует завещанию покойного.
Приятная новость — возобновляет работу мемориальный комплекс «Аджимушкай». Керчане и гости города смогут посетить подземный Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен, экспозицию в пилонах, выставку оружия 1941—1945 годов. Также продолжает работу диорама «Северо-восточный плацдарм».
Ну и, конечно же, Крым продолжит бороться за возвращение на полуостров скифского золота. «Мы не мыслим, что когда-нибудь прекратим эту борьбу, — подчеркнула Татьяна Умрихина. — Это вопрос времени. Будем стоять до конца. Мы называем экспонаты золотом, но речь идёт не только о драгоценном металле, а об уникальных предметах в единственном экземпляре, о находках, которым нет аналогов в мире. Речь — об истории нашей земли. Многие предметы из коллекции ещё даже не до конца изучены. Поэтому даже не намерены сдаваться. Должна появиться кассация в Верховный суд Нидерландов».
Светлана ЕФРЕМОВА
Фото с сайта музея-заповедника