В преддверии новогодних праздников Музей железных дорог России получил уникальный подарок — в его стенах поселился иностранный гость, «выпускник» итальянского завода «Савильяно», электровоз В-12.
Примечателен этот экспонат не только почти 90-летним стажем непрерывной работы на Магнитогорском металлургическом комбинате, но и тем, что первым поставил отечественную промышленность на новые рельсы, ознаменовав собой начало ее электрификации. Пару лет назад трудолюбивый итальянец был спасен от превращения в гору металлолома и, подлеченный, умытый и свежеокрашенный, занял достойное место в коллекции музея. «Скамейка» уже познакомилась с новичком и расскажет, чем еще интересен электрический «синьор» и почему на него обязательно стоит взглянуть.
Впереди паровоза
В начале 1930-х промышленность СССР переживала бурное развитие: начинали свою работу электростанции, строились новые города, появлялись новые производства. В 1932 году задымила первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината. Работать этому комбинату, как и многим другим предприятиям, предстояло по-новому — с электричеством.
Находящиеся там железнодорожные участки электрифицировались для того, чтобы пустить по ним новый транспорт — электровозы, которые, в отличие от своих старших братьев — паровозов — угля не ели и справлялись со своей работой без помощи кочегара. Электрическая «диета» давала замечательные результаты: производительность заряженных током «лошадок» была выше, а средств на то, чтобы их прокормить, тратилось меньше.
Одна беда — электровозов для новых путей в Союзе пока что не было. Не научились еще отечественные инженеры конструировать такие сложные машины. «Заграница нам поможет», — решило советское правительство и обратилось за помощью к одной из самых престижных итальянских промышленных компаний XX века — Национальному обществу заводов «Савильяно» (Società Nazionale Officine di Savigliano, сокр. – SNOS). Италия заказ приняла, и через год комиссия советских специалистов прибыла на завод в Турин для того, чтобы оценить готовые электровозы. В процессе приемки произошла щекотливая ситуация: комиссия привезла с собой накладные знаки Народного комиссариата путей сообщения СССР, которые потребовала прикрепить на кабины электровозов и сфотографировать. Руководство SNOS пришло в замешательство: в стране уже властвовал Муссолини, мечтавший сделать Италию великой страной, которую все будут бояться и уважать. Поэтому навешивание советской символики на итальянскую продукцию грозило заводу большими проблемами. Согласно некоторым источникам, комиссии удалось добиться своего — в обстановке строжайшей секретности фотографы фабрики сделали снимки электровозов с накладными знаками.
Новая жизнь
В 1933 году в СССР прибыла «делегация» из 26 иностранных гостей. Братья «Савильяно» получили обозначение серии «В» и номера с 01 по 26. Правда, как эту «В» читать — согласно латинскому или кириллическому алфавиту — не знают даже сотрудники железнодорожного музея. Приступить к работе на Магнитогорском металлургическом комбинате электровозы смогли не сразу — бедняги приехали на комбинат с дефектами. Доработка конструкции электровозов заняла длительное время, и в постоянную эксплуатацию итальянцы поступили только в 1934-1935 годах.
Герой нашего рассказа, В-12, трудился в компании нескольких вагонов-самосвалов, которые тянул за собой. Протяженность пути составляла 9 км — казалось бы, не так уж и много. Но для промышленного предприятия расстояние было приличное, да и груз, который тащил за собой электровоз, был нешуточным: вагоны были доверху наполнены железной рудой. Скоро итальянцу стали помогать отечественные товарищи с гордыми названиями серий: ВЛ — «Владимир Ленин», СК — «Сергей Киров», СО — «Серго Орджоникидзе» и другие. Дружба народов налаживалась не только между людьми, но и между машинами.
С началом войны электровоз продолжил свою усердную работу в тылу, помогая красной армии: Магнитогорский металлургический комбинат, первоначально ориентированный на производство «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали. Сталь эта использовалась для изготовления военной техники, отличалась повышенной прочностью и должна была противостоять гранатам и пулям. Пока в небо взмывали проворные самолеты, а на поле боя выдвигались тяжелые танки, маленький итальянец без устали тянул за собой вагоны, наполненные железной рудой, которую тут же скармливали огнедышащим печам «Магнитки».
Кончилась война, но работы на комбинате не убавилось. Строились новые печи, появлялись новые цеха, совершенствовались технологии. Электровоз В-12 обзавелся настоящей «боевой подругой» — за его пульт села Нина Ивановна Пушкарская, впоследствии старший машинист, Герой Социалистического труда и обладательница ордена Ленина. В Царской России женщин к кабине машиниста на пушечный выстрел не подпускали, теперь же эту работу могла освоить практически любая. «Савильяно» были просты и удобны в управлении, и Нина Ивановна не только работала на них, но и обучала профессии своих молодых коллег. В городе ее помнят до сих пор: в 2000 году на доме, где жила Нина Ивановна, установили мемориальную доску, а в 2017 одна из улиц Магнитогорска была названа именем работницы. Под ее управлением итальянец проехал не одну сотню километров и перевез не одну тонну руды.
Шло время, менялся комбинат, менялась и советская металлургия. В эксплуатацию вводились другие, более мощные машины, появлялись новые технологии производства. Заводы «Савильяно», те самые, которые когда-то передали «Магнитке» электровозы серии «В», сменили свое название и были «съедены» компанией FIAT. Итальянец, переживший своего «родителя», тоже менялся, но не в лучшую сторону — сказывались долгие годы тяжелого труда. Электровоз дряхлел, двигатель и детали его изнашивались, а на корпусе все чаще появлялись заплатки, сделанные из всего, что попадалось под руку — в ход шли даже старые жестяные щиты с информацией о технике безопасности. Но В-12 все катил и катил свои вагоны с рудой. Не сошел он рельс и в трудные для «Магнитки» времена, когда, после распада СССР объемы производства комбината резко упали, не бросал работу в нулевых, когда комбинат выправился, подтянул показатели и в очередной раз взял курс на модернизацию. Старенький электровоз уже не мог тягаться с «молодежью» — новой, мощной и высокоэффективной техникой, но сдаваться не собирался. В 2009 году итальянцев на комбинате осталось всего четверо: 01, 02, 12, 22. Был еще и 04, но этот счастливец был отправлен на заслуженный отдых в Челябинский железнодорожный музей, где пребывает до сих пор. Остальные «Савильяно» прекратили работу и, вероятно, были утилизированы.
В том же 2009 году с В-12 произошла курьезная история — на территории Магнитогорского комбината службой промышленной безопасности был задержан обвешанный фотоаппаратурой «шпион», который заинтересованно рассматривал старенький электровоз. Но дурных намерений у задержанного не было — он оказался туристом из Бельгии и притом известным фотографом, который приехал в Магнитогорск лишь для того, чтобы сделать снимок легендарного «Савильяно».
Прощай, «Магнитка»!
После забавной истории с туристом все пошло по-старому — на итальянца с тех пор особого внимания не обращали, и еще 10 лет он трудился на комбинате, старенький, с облупившейся краской и скрипящими «суставами», но все еще живой. В 2019 году «Савильяно» списали и готовились сдать в металлолом.
Там бы и окончил он свои трудовые дни, если бы не обратил на него внимание Олег Сергеевич Валинский, заместитель генерального директора, начальник дирекции тяги ОАО РЖД:
Два года назад я узнал, что на «Магнитке» есть уникальный итальянский электровоз. Уникальность его в том, что электровозов таких практически не осталось. Я бы сравнил его с краснокнижным животным. Потерять такую технику довольно легко, но восстановить практически невозможно. Даже на родине этих электровозов, в Италии, вряд ли удастся найти их чертежи. Между тем, «Савильяно» — важная часть наследия мирового локомотивостроения, сохранить которое — наша задача.
Электровозы В-01 и В-02 еще работали, а В-12 мы «поймали» уже на стадии принятия решения об отправке его на металлолом. Переговоры о передаче «Савильяно» в музей прошли успешно, за что я хотел бы поблагодарить начальника Октябрьской дирекции тяги, Сергея Васильевича Гришанцева, а также наших коллег с «Магнитки», которые всегда поддерживали идею сохранения истории развития железнодорожного транспорта на территории России и СССР.
В Петербург электровоз ехал по частям: кузов — отдельно, тележки — отдельно. Как и многие другие экспонаты, в депо музея он прибыл в плачевном состоянии, и представлял собой куски ржавого металла…
В Северной столице «Савильяно» ждал теплый прием — итальянца собрали, отчистили от загрязнений и наслоений краски, залатали пробоины в кузове и «подлечили» очаги коррозии. Слесаря привозили запасные части, которых не хватало, а сотрудники исторического отдела музея следили за тем, чтобы внешний облик электровоза не претерпевал значительных изменений. Однако эксперты приняли решение не пытаться восстановить изначальный вид локомотива — слишком часто его чинили за последние десятилетия. Покрасили электровоз в бирюзовый цвет — именно такую окраску он имел после ремонта в 2004 году. И хоть омолодился В-12 ненамного, выглядит он как новенький.
Наконец, когда все работы по восстановлению «Савильяно» завершились, он был с радостью принят в большую музейную семью и занял достойное место среди других экспонатов.
Пополнение коллекции музея ознаменовалось торжественным мероприятием, которое состоялось 21 декабря. В адрес трудяги, отправившегося на заслуженный отдых, прозвучало много приятных слов:
Голубев Александр Валерьевич, председатель первичной профсоюзной организации РОСПРОФЖЕЛ на Октябрьской железной дороге — структурного подразделения ППО ОАО «РЖД» РОСПРОФЖЕЛ:
Пополнение коллекции музея электровозом В-12 — знаковое событие. Этот экспонат — важная часть истории развития железнодорожного транспорта, наше достояние, которое нужно беречь. Я рад, что он оказался в нашем музее, который является лучшим транспортным музеем Европы. Приятно видеть, что музей не стоит на месте, постоянно меняется и радует гостей новыми экспонатами. Сюда можно приходить регулярно и каждый раз находить что-то новое.
Марков Павел Федорович, председатель межрегионального совета ветеранов Октябрьской железной дороги:
Мне, как специалисту-электромеханику, очень приятно видеть экземпляр, который представляет начало электрификации железнодорожного транспорта в России. Это прообраз наших электровозов, которые мы изучали в институте, и технология производства которых за последнее время шагнула очень далеко. Нам приятно, что руководство отрасли способствует развитию нашего музея. Ведь музей — это не только исторические факты, это школа, которую изучают все железнодорожники, от паровой до электрической тяги. Поэтому пополнение музейной коллекции таким редким экземпляром — настоящий праздник для всех нас.
Макаров Павел Владимирович, главный инженер управления логистики ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат»:
Верой и правдой этот электровоз служил «Магнитке» практически 90 лет, перевез миллионы тонн сырья для производства металлопроката на комбинате и зарекомендовал себя очень надежной машиной. Мы очень рады, что данный экспонат будет находиться в Музее. Сегодня на нашем комбинате работает 200 единиц новой техники которая пришла на смену электровозам «Савильяно», но наши железнодорожники, наша молодежь будут приезжать, знакомиться с историей, рассказывать о ней своим детям, внукам, правнукам.
Время, когда неутомимый итальянец усердно трудился на Магнитогорском металлургическом комбинате, осталось в прошлом. Но жизнь электровоза В-12 продолжается — теперь он занимает почётную должность «историка» отечественной электрификации.
Тем временем, музей продолжает искать новые экспонаты для своей коллекции. И определенные наметки уже есть — возможно, через какое-то время в музее появится еще один иностранец. Если все получится, петербуржцы и гости города смогут увидеть в музее японский паровоз, когда-то работавший на далеком Сахалине.
Но пока что все это только в планах. А сейчас стоит поспешить в музей для того, чтобы полюбоваться на новоприобретенного бирюзового красавца — легендарный электровоз В-12 производства итальянского завода «Савильяно».
Материал на нашем сайте: Приключения итальянца в России: Железнодорожный музей принимает электровоз «Савильяно»
Автор: Лена Хролова
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка
#музей железных дорог #музей