Сегодня инфляция находится на максимумах практически во всех странах мира. Беспрецедентный рост цен на товары и услуги имеет несколько причин, так или иначе связанных с пандемией. Когда локдауны остановили мировую экономику, государства были вынуждены направить силы на антикризисную поддержку бизнеса и населения, что привело к стимулированию потребительского спроса на фоне падения производства. Изменение структуры потребления (товары оказались в приоритете по сравнению с услугами) и кризис поставок значительно увеличили несоответствие между предложением и спросом.
— Естественно, что Россия не осталась в стороне от мировых процессов, - замечает генеральный директор и основатель финансовой группы UMGT Роман Улзетуев. — Инфляция со среднегодовых 3,05% в 2019 г. росла до 4,91% в 2020 г. и максимальных за последние 6 лет 7,51% в 2021 г. Но в общемировой экономической картине это не является чем-то уникальным. В США в ноябре зафиксирован рекордный месячный показатель, сравнимый с июньским 1982 г., — 6,8%. и девятый месяц подряд инфляция остается выше целевого показателя ФРС в 2%. В целом для россиян пандемические процессы в экономике оказались менее разрушительными, чем для жителей США. Плавное повышение цен помогло избежать шока американских потребителей, которые столкнулись годовыми изменениями с 1,4% до 6,8%.
Антикризисные меры стоили России в 2020 г. 4,5% ВВП, что значительно меньше, чем у стран с развитой экономикой, где вливались триллионы долларов и евро. Но даже это позволило населению сформировать избыточную массу денег на руках. Вынужденная самоизоляция и переход на удаленку снизили расходы на транспорт, услуги общественного питания, выездной туризм и привлекли внимание россиян к бытовой технике и стройматериалам. Однако производственно-логистические цепочки к 2021 г. уже были нарушены и возникший дефицит спровоцировал дополнительный рост цен. Именно цены на непродовольственные товары росли в РФ быстрее всего (8,32%). Не последнюю роль сыграло и изменение структуры рынка труда. Отток трудовых мигрантов увеличил издержки на труд, что повлекло дополнительные расходы на производство. В итоге вместо ожидаемых ЦБ 4% инфляция по итогам года немного превысит отметку в 8%.
Несколько по-иному растут цены в США. Наибольший месячный прирост в ноябре — электроэнергия (33,3% против 30% в октябре) и бензин (58,1% против 49,6%). При этом инфляционное давление все еще остается высоким, и пик еще не пройден, т.к. темпы роста производственных затрат обновляют максимумы, и на рынке труда США дефицит трудовых ресурсов вызывает ускорение роста зарплат. Огромные денежные вливания в экономику не позволили удержать инфляцию даже в рамках 6% при ставке ФРС 0-0,25%, что становится все более некомфортным и для рынков, и для ФРС.
— Глобально ситуация в США и России с ростом инфляции и инфляционных ожиданий напоминает историю США, Великобритании и ФРГ в 1980-х, - отмечает Роман Улзетуев. — Тогда инфляция была проблемой номер один в мире. В США средний рост цен за год на протяжении десятилетия составлял 6,8%. Правительства боролись с ростом цен с помощью высоких ставок, бюджетной экономии и других мер, которые легли в фундамент «рейганомики» и «тэтчеризма». Основой денежно-кредитной политики стало таргетирование. Принятые меры позволили снизить уровень инфляции с 13,5% в 1980 г., до 4,1% к 1988 г., отчасти потому, что Федеральная резервная система повысила процентные ставки. Максимум в 20,5% был зафиксирован в августе 1981 г.
Видимо учитывая исторический опыт, ЦБ РФ весной перешел к нормализации денежно-кредитной политики, начав повышать ключевую ставку вслед за ускоряющейся инфляцией. Март 2021 г. — процент ключевой ставки 4,5%, апрель — 5%, июнь — 5,5%, июль — 6,5%, сентябрь — 6,75%, октябрь — 7,5%, а с 20 декабря — 8,5%. ФРС США также объявила о борьбе с инфляцией путем повышения процентных ставок и сокращения расходов, связанных с пандемией. Еще один из способов, которым ФРС планирует охладить экономику, — постепенное уменьшение расходов на обеспеченные государством облигации. Именно эти расходы в $120 млрд в месяц во время пандемии привели к вливанию денег на финансовые рынки и раскрутили еще больше инфляционную спираль.
Сегодня уже очевидно, что 2021 г. закончится со среднегодовыми показателями — более 8% инфляции для России и более 5% для США. Но вот как будут развиваться события дальше, во многом зависит от правительств стран. Во всяком случае до тех пор, пока не будут восстановлены цепочки поставок и стабилизирован рынок труда.
ФРС США понизила прогноз роста ВВП США и повысила его относительно динамики потребительских цен. Ожидания относительно повышения потребительских цен в 2021 г. пересмотрены до 5,3% с 4,2%, в 2022 г. — до 2,6% с 2,2%, в 2023 г. — до 2,3% с 2,2%. В долгосрочной перспективе инфляционные ожидания сохранены на уровне 2%. Самый высокий прогноз ставки на 2023 г. составляет 2,125%, на 2024 год — 3,125%
— Согласно базовому прогнозу экспертов, годовая инфляция в России сейчас проходит свой пик, - резюмирует директор UMGT. — Высокие цены на сырье, товары и услуги стимулируют увеличение производства. Ожидается, что в 2022 г. темпы инфляции прекратят рост. По итогам года возможен откат до 5%. А это позволит Банку России войти в период снижения ключевой ставки для постепенного возвращения в нейтральный диапазон (который не оказывает давления на инфляцию) от 5% до 6%.
ЦБ в свою очередь прогнозирует, что вернуться к этому уровню он сможет не ранее середины 2023 года. При этом, по словам Эльвиры Набиуллиной, политика регулятора не препятствует росту экономики. И сейчас, подняв ставку и добиваясь снижения инфляции, он помогает экономике вернуться именно к сбалансированным темпам роста.
Материал подготовлен аналитика Финансовой группы UMGT.