Этот эпизод описан у евангелиста Марка следующим образом:
«Приходит (Иисус Христос) в Вифсаиду: и приводят к нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что?
Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении». Мк. 8. 22-26.
Вообще вся сложная процедура исцеления слепого выглядит загадкой.
В большинстве других случаев исцеления Иисусу Христу достаточно было сказать слово или просто прикоснуться к больному – и исцеление мгновенно совершалось.
А здесь сложнейшая схема – с выводом из селения, плеванием в глаза, первым возложением рук, вторым возложением…
Многие толкователи, начиная с самым ранних, таких как Ориген или св. Иоанн Златоуст, прилагали большие усилия, чтобы как-то объяснить это «затянувшееся» исцеление.
На что они обращали внимание?
Во-первых, это не единственный случай не мгновенного исцеления связанного со слепотой. Уже на исходе своего служения Иисус Христос в Иерусалиме исцеляет слепорожденного – и тоже не сразу.
Сначала – опять же с помощью слюны! - делает из грязи «брение», затем помазывает слепому глаза, посылает его омыться в купальню Силоам, где только и совершается прозрение.
Обратите внимание – что везде задействовано зрение, именно проблемы с ним приводили к относительно продолжительному процессу исцеления.
Сразу следует сказать – и на этом настаивают все толкователи! – проблема не в том, что у Иисуса Христа не хватало каких-то его «сил» для мгновенного исцеления.
И поэтому, дескать, Иисусу Христу приходилось «напрягаться», тратя дополнительные усилия.
Физические кондиции зрения могли восстановиться мгновенно – для божественной силы Христа и в этом, как и в других случаях не было никаких преград. Значит, дело не в этом.
Тогда в чем? И вот здесь начинаются разногласия.
Но все-таки большинство толкователей останавливаются на том, что у человека, кроме физического – есть еще и духовное зрение.
И именно проблемы с ним и приводили к затягиванию процесса исцеления. И именно потому, что духовное зрение зависит во многом от самого человека.
Его невозможно восстановить только Божественным вмешательством. Тут нужна воля и самого человека.
Давайте под этим углом зрения и посмотрим на этот случай исцеления. Причем, будем применять все открывающиеся духовные истины к нам самим.
Итак, Иисус Христос берет и выводит слепого за границы селения. И больной доверяет ему это «поводырство» - ведь сам он идти не может.
Значит, первый «пробный» камень на пути духовного исцеления зрения – это доверие Христу, готовность отдаться в Его руки и пойти за Ним.
Больной проходит это испытание.
Но это только начало духовного исцеления. Следом Христос плюет ему в глаза. Это – некая кульминация.
Больной мог возмутиться, почувствовать унижение – и тем остановить процесс восстановления своего духовного зрения.
В самом деле, человек, доверившийся Христу, не может не подвергаться разного рода унижениям и осмеяниям – открытым и скрытым.
Насмешки от «мудрых» и «сочувствующих» его «помешательству» - это минимум, с чем придется столкнуться каждому уверовавшего во Христа человека.
Слепой выдерживает и это. И только после этого Христос первый раз возлагает на него руки и происходит частичное восстановление его зрения.
Он начинает видеть, но еще недостаточно отчетливо – «вижу проходящих людей, как деревья».
Много было различных толкований на этих «людей как деревья». В свою очередь можно предложить следующее.
Духовное зрение уверовавшего во Христа человека восстанавливается не сразу. И прежде всего по отношению к людям.
Какое-то время он продолжает по инерции смотреть на них как на «деревья». Что это означает?
Как мы смотрим на деревья? Чисто потребительски. Мы их используем.
У плодовых деревьев мы используем их плоды. Остальные деревья используем в качестве древесины и для разведения огня.
Увы – эта «традиция» потребительского отношения к людям долго не отпускает и уверовавшего во Христа человека.
Подняться до того, чтобы каждый человек был не «средством», а «целью», чтобы по примеру батюшки Серафима можно было обращаться к каждому - «радость моя» - для этого надо поработать над собой.
И без помощи Христа это невозможно.
Вот почему нужны и собственные усилия – и дополнительная помощь Христа, которая в рассматриваемом евангельском эпизоде соответствует второму возложению рук на глаза бывшего слепца.
Только после этого у этого слепца полностью восстанавливает зрение.
И о нас тоже можно сказать, что после работы над собой с синергическом единстве с Христовой благодатью – у нас тоже восстанавливается правильное духовное зрение на людей.
Мы перестаем смотреть на них, как «на деревья», то есть потребительски, и начинаем видеть их так, как их видят святые – как образ и подобие Божие.
Но до этого нам еще расти и расти.