— Геронда, если изменивший свою жизнь человек не живёт по своим старым греховным привычкам, однако иногда впадает в какой-то из старых грехов, то это значит, что у него нет покаяния?
— Если он падает при том, что прилагает необходимые старания к исправлению, то у него есть некоторые смягчающие вину обстоятельства. Вначале изменить свою жизнь нелегко. Однако, действительно поняв, насколько тяжелы грехи, которые человек совершил, он перестаёт в них впадать.
Вы читаете отрывок из третьего тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца «Духовная борьба». Ссылки на бумажные и электронные книги преподобного Паисия Святогорца в конце статьи
В старину покаяние было искренним. Если человек каялся, то он не возвращался вспять. Помню одну каявшуюся женщину. Как же она помогла мне своим истинным покаянием! Она вела себя очень скромно, не говорила никаких слов. Одетая в чёрные, похожие на монашеские, одежды, эта женщина приходила в одну часовенку и наводила там порядок, зажигала лампады… Даже просто при взгляде на неё, можно было получить огромную пользу.
А сейчас я вижу, как некоторые люди, едва успев изменить свою прежнюю греховную жизнь, начинают учить других, в то время как в них самих ещё живёт их ветхий человек. Конечно, если кто-то покается, прекратит жить так, как жил раньше — в блуде и разврате, — и начнёт жить духовно, это будет большой помощью и для других. Однако если, едва перейдя из одного состояния в другое, он тут же начинает изображать из себя духовного человека и проповедовать, то это прелесть.
— Может быть, геронда, такие люди ведут себя так, думая, что таким образом они помогут другим?
— Да, они ведут себя так для того, чтобы помочь другим. Однако за их действиями — особенно если они люди хоть сколько-нибудь известные — кроется гордый помысел.