Мудрецы на протяжении последних шести тысяч лет спорят о природе любви. Единого мнения о сущности Любви не существует.
В чём же причина?
Скудность языка не может выразить в одном понятии всю гамму чувств, эмоций, взлётов и падений души, всех оттенков, ликов истинной любви.
Кроме того, словом «любовь» мы называем все явления, эмоции, страстное половое стремление, увлечения, привязанности к одушевлённой и неодушевлённой материи, которые вызывают в нашей душе сильный положительный «счастливый» отклик.
Как можно описать то, что воплощает в себе сущность мироздания:
Истину, Мудрость, Энергию, Жизнь, Счастье, Красоту, Бессмертие?
Верно, нельзя.
Все слова будут отражать только часть граней этого всеобъемлющего понятия.
Мы все стремимся к счастью, мы все его ищем.
Мы все стремимся к любви истинной. Любви божественной. Любви платонической.
Современное понимание «платонической любви» сильно искажено.
Любовь нуждается в том, что прекрасно, справедливо, истинно.
Любовь ищет прекрасное. Проявляется через него.
Прекрасное тождественно справедливости, благу, истине.
Платоническая любовь — значит встретить недостающую часть души в другом человеке, которая представляет для нас всё доброе, всё прекрасное, всё подлинное, всё справедливое[1].
Платоническая любовь вдохновляет разум и душу человека обратить внимание на мир духовный.
Сократ в своём диалоге «Пира»[2] Платона даёт определение любви.
Есть два вида любви:
Эрос — обыкновенная любовь-любовь земная, и любовь божественная.
«Обыкновенная» любовь не имеет ничего кроме физического влечения красивых тел для сексуального наслаждения и репродукции.
Любовь «божественная» начинается с физического влечения, то есть с привлекательности красоты тела, но постепенно переходит в любовь «высшей красоты».
Любовь «платоническая»[3]— это не стремление к прекрасному, но любовь к вечному обладанию благом и к бессмертию, направление ума к любви и мудрости, по сути, к философии[4], красоте, путь к счастью (деторождение или увековечивание в истории своего имени).
Миф об андрогинах впервые звучит в речи Аристофана бессмертного произведения Платона Симпозиум или Пир.
Участник Пира Платона Аристофан рассказывает, что слышал от древних о том, что ранее человеческая природа была иной. Люди были «едиными», сильными и могучими. Их боялись даже Боги. В какой-то момент Богам надоело бояться, и они разделили человека пополам. С тех пор эти «половинки» пытаются найти свою «родственную душу».
Если они всё-таки встречаются, то их охватывает «удивительное чувство привязанности, близости и любви».
Однако это не простая похоть, а «родство душ».
Все же остаётся загадкой, чего же эти половинки хотят друг от друга.
Любовь есть жажда целостности и стремление к ней.
Большинство людей, на протяжении последних десятков тысяч лет, старались жениться (выходить замуж) по Любви.
Ощущая свою нецелостность, пустоту и одиночество в мире человек стремится к любви. Познавшие любовь дерзают обрести счастье через единение со своей второй половинкой души.
Основанием любого современного брака у большинства современников априори должна быть любовь.
Мы полагаем, что любим и поэтому связываем себя обетами верности и брака.
Однако каждая душа по-своему понимает любовь в силу своего духовного развития, мировоззрения и витальной абстракции.
Не всегда наши чувства являются тем, чем мы их наделяем.
Можно много дефинировать, раскрывая сущности Любви, во всех её пониманиях человечеством в различных исторических формациях, начиная с древних шумеров, и, заканчивая современными философами, переосмысливать мифы Древней Греции, диалоги Платона и Сократа, цитировать Шопенгауэра, Фромма, Фрейда, Канта.
В результате мы ни к чему не придём.
Как не существует двух идентичных «снежинок», так и невозможно верифицировать две одинаковые души.
Мы все разные. ДНК души у каждого уникальное.
Понимание любви у каждой Души неповторимое.
Мы все «снежинки» в буране мироздания …
Как нельзя научиться ничему на чужих ошибках, так и нельзя познать любовь и обрести счастье по книгам и историям других людей.
Это всё равно, что повествовать кому-то об осколках позабытого сна.
Любовь невозможно описать словами. Она есть ощущение счастья.
Вы можете выразить счастье словами либо они будут все скудны и блёклы?
Человек с момента своего рождения и до последней своей минуты одинок.
Один приходит в темноте, один в темноту и неизвестность уходит.
Человека всегда страшила неопределённость, непонимание смысла и цели своего существования.
Продолжение рода человеческого – это не цель, а последствия.
Только любовь дала человеку надежду на осмысленность бытия.
Величайший парадокс в истории человечества заключается в том, что любовь, о которой говорили на протяжении тысячелетий величайшие мудрецы, воспевали поэты и менестрели, излагали богословы в катехизисах, писали трактаты учёные, остаётся всё такой же непостижимой и запредельной тайной, какой она была изначально с момента её осмысления.
И каждое новое поколение самостоятельно определяет пределы её понимания для себя, открывая алмазные грани любви и одновременно затемняя скрижали древнего знания тенью и отражением прошлого.
Загляните в своё сердце. Много ли лично в вас любви? У многих людей в душе вместо любви – пустота и одиночество... При этом неважно есть у них семья и находятся ли они в браке. Никакого значения не имеет…Зачастую такие люди, окружённые, казалось бы, близкими, страдают от одиночества гораздо сильнее одиноких и «безбрачных»…
У других – внутри пепел…
…И ничто души не потревожит, и ничто её не бросит в дрожь,
Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжёшь[5].
Как можно обрести то, что толком не идентифицировано лучшими мудрецами рода людского.
Человечество всю историю своего существования делало выбор между любовью физической (сексуальной) и любовью духовной (божественной, платонической, подлинной). Большинство избирало первую, не понимая, что, по сути, «земная любовь» - только суррогат, «бесплатное дополнение» к подлинной любви.
Тело не умеет любить.
Оно может исключительно извергать из себя биологические жидкости.
Тело — это одежда души, которая отражает её внутреннее содержание и развитие.
Не оттого ли у нас так много разводов в стране, что мы разучились любить душой.
Повсюду люди зациклились на процессе извлекания из организма жидкостей и называют этот процесс «любовью».
Нет же. Такая «семенная дойка» - «псевдолюбовь» никакого отношения ни к любви, ни духовной близости не имеет.
«Псевдолюбовь» ни плохая, ни хорошая - она «пустая» и бесцельная.
Люди растрачивают свой биопотенциал понапрасну в бессмысленном стремлении к мимолётному удовольствию.
Утраченный биопотенциал невосполним...
Отсюда бесплодие духовное и физическое.
Вымирание популяционного вида…
В нас всё ограничено: время, семя, жизнь.
Правильнее будет сказать, что земная «псевдолюбовь», в понимании современников, важнее иллюзорной, «платонической».
Однако «платоническая любовь» никогда не отрицала физического сексуального контакта возлюбленных.
Природа «физической любви» и её основания в «земной» и «божественной» - абсолютно разные. Этим они и отличаются.
При истинной «платонической» любви соитие тел – это вторичное непременное физическое дополнение к близости душ, опровергающее время и пространство, утверждающее бессмертие и счастье в единстве первозданности, когда-то «оторванных» друг от друга «половинок души»: мужского и женского начала.
Репродуктивная псевдолюбовь — это «земная» связь, не выполняющая каких-либо иных функций.
Ничего не изменилось со времён Демосфена[6], который говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта. Не так ли рассуждают многие современники, создавая брак для продолжения потомства, нанимая девушку для эскорт-услуг и чувственных утех, обретая, любовницу для «души» …
Навряд ли Демосфен понимал смысл «платонической и истинной любви» …
Думаю о Демосфене вы должны знать.
Это тот косноязычный парень, которого нам в детстве всегда приводили в пример, как образец настойчивости, дисциплины и воли…
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы, упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо…
Вспомнили?
Какую из этих трёх женщин любил Демосфен или всех, но «разною» любовью?
Какую любите вы?
[1] Д. С. Гусман. Любовь платоническая и любовь сексуальная Лекция
[2] Пир, — диалог Платона, посвящённый проблеме любви
[3] Диоти́ма — жрица, жившая в древней Μαντίνεια, древний город в Аркадии»
[4] Филосо́фия «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности
[5] С.А. Есенин
[6] Демосфе́н — знаменитый оратор Древнего мира