Два астронома дилетанта должны отправиться в гигантский медиа-тур, чтобы предупредить человечество о приближении кометы, которая уничтожит планету Земля.
С момента выхода на Netflix фильм "Не смотрите наверх" занимает лидирующие позиции в кинодискурсе. Для многих этот фильм был очевидным выбором для просмотра на Рождество, благодаря известности его актерского состава и режиссера Адама МакКея. С годами МакКей перешел от комедий с Уиллом Ферреллом ("Телеведущий: Легенда о Роне Бургунди", "Сводные братья") к более остроумным социально-политическим комментариям ("Игра на понижение", "Власть"). Эти последние работы заслужили одобрение критиков, и оба фильма были номинированы на премии "Золотой глобус" и "Оскар". Учитывая его недавний послужной список, ожидания от фильма "Не смотрите наверх", по иронии судьбы, были завышенными с момента выхода тизер-трейлера почти год назад. К сожалению, фильм не оправдал ожиданий, хотя в нем есть достаточно положительных моментов, чтобы его стоило посмотреть.
Эта комедийная сатира рассказывает о кандидате астрономических наук Кейт Дибиаски (Дженнифер Лоуренс) и ее профессоре из Мичиганского государственного университета, докторе Рэндалле Минди (Леонардо Ди Каприо). Кейт обнаруживает большую комету на пути столкновения с Землей, которая гарантированно приведет к концу жизни после столкновения. Получив подтверждение от доктора Тедди Оглторпа (Роб Морган) из НАСА, трое ученых отправляются в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы проинформировать президента Орлин (Мерил Стрип) в сопровождении ее шутовского сына и начальника штаба Джейсона (Джона Хилл). Несмотря на очевидность события, президент не хочет вызывать массовую панику и предпочитает переждать ситуацию. Но поскольку время так важно для того, чтобы иметь хоть какой-то шанс избежать апокалипсиса, троица решает рассказать о своем открытии СМИ, но из-за расстроенной тирады Кейт в прямом эфире утреннего телевидения их слова не воспринимаются всерьез и не получают никакой оценки.
Когда кажется, что все надежды потеряны, президент Орлин, наконец, выходит на связь с троицей, чтобы сообщить, что она готова действовать, и это совпадает со скандалом, связанным с тем, что она отправила непристойную фотографию своему кандидату в Верховный суд. Конечно, ее смелое стремление спасти мир отвлечет избирателей от ситуации и повысит ее рейтинг одобрения! В тот момент, когда ядерные устройства уже готовы к запуску, чтобы уничтожить комету, появляется еще одно препятствие в виде главного спонсора Питера Ишервелла (Марк Райлэнс), генерального директора крупнейшей в мире технологической компании BASH. Его команда понимает, что на комете можно добыть ценные ресурсы, которые могут быть использованы в их продукции, поэтому вместо того, чтобы уничтожить ее, он предлагает разбить ее на более мелкие куски для сбора урожая. После этого, к удивлению, ситуация становится только хуже...
В "Не смотрите наверх" МакКею удается кое-что из того, что он делает хорошо. Во-первых, фильм может быть очень смешным. МакКей склонен придумывать нелепые названия для средств массовой информации, которые он стремится сатирически описать. Семье доктора Минди нужно переключить канал с "Жениха с джек-потом", чтобы успеть увидеть его появление в "The Daily Rip", утреннем шоу, которое с притворной щебетливостью ведут Кейт Бланшетт и Тайлер Перри. Рекламируется фальшивый фильм под названием "Полное опустошение" с нелепым слоганом "Когда астероид ударил нас, он ударил в ответ", который, как объясняет главный герой, "лишен политики кометы и предназначен для всеобщего удовольствия".
Монтаж редакционных статей "MeTube", постов BASH и других примеров возмущения в социальных сетях также эффективно и знакомо отражает полярность между противоположными мнениями. Фактам противопоставляются сфабрикованные слухи и клевета, чтобы отмахнуться от истинных проблем, что понятно каждому, у кого есть Twitter или Facebook. Один из влогеров дошел до того, что разоблачил предполагаемую первую карьеру доктора Минди в качестве звезды фильмов для взрослых. Последующие тенденции отражают безумную креативность тех, кто живет ради участия и взаимодействия на социальных платформах. Кейт быстро становится мемом после своего срыва на телевидении, как и доктор Минди, который становится плакатом для движения A.I.L.F. А когда граждане принимают "челендж на запуск", который включает в себя запуск фейерверка прямо в собственное лицо, результаты оказываются разрушительными.
В фильме также есть несколько замечательных постановок. Джона Хилл невероятно комфортно передает глухоту тона персонажа, который, по сути, служит подставкой для одного из неспособных и ослепленных привилегиями сыновей Трампа. Джейсон постоянно обращается с Кейт как с грушей для битья, бросая в ее сторону оскорбление за оскорблением, и питает глубокую любовь к "вещам". Когда приближается Судный день, Джейсон непременно молится о том, что имеет наибольшее значение: квартире, машине, часах и "прочем крутом дерьме". За ДиКаприо также интересно наблюдать, в основном из-за того, как он берет на себя роль персонажа, в котором нет абсолютно никакой бравады, что является значительным контрастом по сравнению с теми типами героев, которых он обычно играет. Приступы паники и нарастающая тревога доктора Минди ощущаются по-настоящему достоверно, что свидетельствует о способности Ди Каприо понять, кто и что нужно персонажу.
Однако есть и проблемы с "Не смотрите наверх". Одна из самых больших - отсутствие тонкости. Сатира зависит от сценаристов и режиссеров, которые должны донести до зрителей, что именно они высмеивают, чтобы те поняли, что именно они критикуют в этой теме. Как правило, сюжет, поведение персонажей и словоблудие дают достаточно контекстных подсказок, чтобы кинозрители смогли соединить точки, но в данном случае МакКей не стал рисковать и предпочел накормить зрителей с ложечки. Из трейлера большинство может понять, что речь в фильме идет об изменении климата и об институтах, причастных к преуменьшению серьезности проблемы. Сценарий конца света с кометой на пути к нам - одна из очевидных метафор, но на случай, если она не приживется, МакКей добавляет образы лесных пожаров, гниющего уличного мусора и белых медведей, пытающихся удержаться на плаву, когда окружающий их лед тает.
Но когда дело доходит до уничтожения причастных институтов, МакКей, похоже, проверяет какой-то заранее составленный список. В самом начале режиссер быстро подчеркивает гардероб, манеры и кумовство президента Орлин, показывая, что она похожа на Трампа. Но на этом все не заканчивается. BASH и карикатурное выступление Марка Райлэнса в роли генерального директора компании представляют OTT-интерпретацию Facebook и то, что кажется смесью Марка Цукерберга и Тима Кука. Ранее упомянутый MeTube, The New York Herald вместо The New York Times и The Patriot Network (аналог Fox News) представлены в такой прямолинейной манере, что сатира фильма кажется дешевой. Подходу не хватает оригинальности, потому что преувеличенные версии этих организаций не так уж далеки от того, как они воспринимаются в реальности. И хотя это может быть обвинением в адрес самих субъектов, в целом это делает фильм менее убедительным.
В каком-то смысле фильм напоминает большую часть сатиры, появившейся в эпоху Трампа. Будь то скетчи Saturday Night Live или недавний сиквел "Борат 2" (2020), многие из этих комедий провалились из-за откровенного посыла, который был приоритетнее самих шуток. Конечно, на SNL были и смешные моменты, и у Бората тоже были свои моменты, но многое из этого было загублено подачей директив. То же самое можно сказать и о "Не смотрите наверх". МакКей уже много лет выступает в поддержку инициатив по борьбе с изменением климата, и это хорошо! Изменение климата — это реальная проблема, которая нуждается в максимально возможной поддержке. Однако, желая донести эту идею до как можно большего числа людей, послание было поставлено на первое место, что ставит этот фильм в невыгодное положение. Возможно, фильм больше подходит в качестве PSA, но кто захочет выслушивать двух с половиной часовую лекцию, ожидая, что его развлекут?
Во время сольного сегмента на "The Daily Rip" у доктора Минди случается собственный срыв, в котором Ди Каприо проявляет свои самые яркие черты. Но по мере того, как он продолжает разглагольствовать о грядущей гибели человечества, момент теряет свой блеск. Ди Каприо, известный сторонник инициатив по борьбе с изменением климата, больше не действует. Скорее, он просто читает проповедь группе людей в кинотеатре, которые, скорее всего, уже согласны со всем, что он говорит. Так что же это добавляет к фильму? На самом деле, не очень много.
В целом, фильм неплохой, но он выиграл бы от более сдержанного подхода. Здесь есть забавные моменты, которые ощущаются как винтаж МакКея, но с таким впечатляющим актерским составом фильм заслуживает быть более чем посредственным. Если бы только он не относился к себе так серьезно, возможно, в нем было бы больше места для юмора. И, учитывая название фильма, "Не смотрите наверх" - вполне подходящее заявление, учитывая, что зрители большую часть времени говорят свысока.
#кино #обзор на фильм #рецензия на фильм #фильм на вечер #кино на вечер #новинки кино #дженнифер лоуренс #леонардо ди каприо #джона хилл #мэрил стрип