Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Как романтический семинарист Сосо превращается в революционера Сталина

В 1894 году пятнадцатилетний Сосо Джугашвили поступает в духовную семинарию в Тифлисе. Хотел ли юноша стать священником? Его мать мечтала об этом, а у него самого выбор очень небольшой: отец считал, что сыну пора работать, а семинария давала возможность вырваться из очень обыденной и такой монотонной жизни. Был ли верующим? Сосо очень любил петь в церковном хоре, а вот был ли искренним православным или искал путь?

Семинария, как и вся Россия той поры, жила неспокойно: что-то носилось в воздухе, молодёжь думала о своём, собственном, самом правильном решении. Только что возобновились занятия – семинаристов на полгода распускали из-за волнений, стычек с духовным начальством. Как начал занятия семинарист Джугашвили?

Семинарист Джугашвили в 1896 г.
Семинарист Джугашвили в 1896 г.

В семинарии он начал писать стихи. Есть нежные, лирически-романтические, о родном крае, о человеке-труженике, одно такое потом включили в дореволюционную хрестоматию для грузинских школьников:

Ветер пахнет фиалками,

Травы светятся росами,

Все вокруг пробуждается,

Озаряется розами.

Молодого поэта заметил и оценил классик грузинской литературы Илья Чавчавадзе, стихи печатают в газете «Иверия», но нам важнее другое стихотворение Джугашвили:

Ходил он от дома к дому,

Стучась у чужих дверей,

Со старым дубовым пандури,

С нехитрою песней своей.

А в песне его, а в песне –

Как солнечный блеск чиста,

Звучала великая правда,

Возвышенная мечта.

Сердца, превращенные в камень,

Заставить биться сумел,

У многих будил он разум,

Дремавший в глубокой тьме.

Но вместо величья славы

Люди его земли

Отверженному отраву

В чаше преподнесли.

Сказали ему: «Проклятый,

Пей, осуши до дна...

И песня твоя чужда нам,

И правда твоя не нужна!»

Можно сказать о том, что явно чувствуется влияние программного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья…

Когда же через шумный град

Я пробираюсь торопливо,

То старцы детям говорят

С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами:

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:

Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!»

Как созвучны трагические строки двух поэтов! Непонимание, неприятие тех высоких идей и чувств, которые несёт пророк, бытовое, земное, телесное, заслоняющее вечное и высшее – вот та лирическая идея, которую мы почувствуем. Семинаристу Джугашвили близок библейский сюжет об отверженном пророке Иеремии, поэту Лермонтову в последний год жизни особенно ясна участь поэта-пророка, не принятого толпой.

Знал ли семинарист об этом стихотворении? Собрание сочинений Лермонтова вышло в 1889 г., юноша мог его читать, но важно и другое: созвучие трагических раздумий о том, что талантливый, творческий человек – всегда изгой, толпа не просто отвергает его, она его ненавидит, талант обречён на одиночество, выхода нет.

И ещё мысль: толпа всегда косная, злая, беспощадная к тому, кто выше, чище, сильнее!

Лермонтов вскоре встретит свою пулю от обычного, очень среднего человека.

Джугашвили найдёт иной путь: он откладывает перо – стихов больше не будет. Он начнёт пропаганду марксизма среди семинаристов и рабочих железнодорожных мастерских и вскоре оставит семинарию – он увидел другую дорогу.