Найти в Дзене
Поликсена Торопецкая

А во всем виновата Франция – вот откуда растут ноги общества потребления

Оглавление

Известно, что законодательницей мод испокон веку была Франция, но почему именно она? По всему выходит, что французы как-то очень быстро сориентировались в том, что потребно обществу, а впоследствии и искусственно создавали эти потребности сами.

Начало шелкоткацкого производства Франции было положено еще

в эпоху Возрождения.

Именно тогда города Лион и Тур получили привилегии на изготовление золотых, серебряных и шелковых материй – и вот такая исключительность и дала толчок развитию производства.

Полюбуйтесь, каковы:

1. Шпалеры-мильфлеры из серии «Об Иосифе Прекрасном», 1544 год

Турень. Сюжеты библейской истории об Иосифе Прекрасном.

Важно: Темно-синий фон заткан мелкими цветами, поэтому шпалеры относятся к типу мильфлеров, от французского mille fleurs – «тысяча цветов».

Затем, уже в 17 веке, занялись вопросами усовершенствования ткацкого станка – решили производить еще больше, еще лучше. Особое внимание уделялось качеству ткани и – вот результат: Франция обходит Италию и становится лидером европейского шелкоткачества. И даже в восемнадцатом столетии никто не мог сдвинуть ее с пьедестала.

Но и этого было мало.

В 17 веке на производстве было принято обновлять узоры плательных тканей ежегодно, а вот в 18 веке это делалось уже дважды в год.

Моду диктовала, прежде всего, Лионская мануфактура, а конкурентам в Англии, Италии и Голландии приходилось копировать французские образцы.

Так потихоньку здравый смысл был положен к ногам производителя – ключевым словом стало слово «мода». Кого теперь удивишь прошлогодним узорчиком – нет уж, это позор семьи.

И ведь доходило до того, что совершенно новые платья или ткани, не употребив ни разу, отдавали… на нужды церкви, а все потому, что узорчик устарел.

Посмотрите:

2. Саккос и фелонь

Справка:

Са́ккос — верхнее архиерейское богослужебное облачение, аналогичное иерейской фелони и имеющее то же символическое значение. По покрою представляет собой длинную просторную одежду, до пят (обычно не сшитую по бокам) из богатой ткани с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. (Википедия).

Если присмотреться, можно увидеть кусочки ткани, сшитые в единое целое, хотя это и не предусмотрено фасоном: это и есть результат того, что саккос перешили из платья.

Можно себе представить, что из Парижа привезли ткань, сшили платье, а оно вышло из моды и отправилось в монастырь, где из него смастерили церковное облачение. Так же поступали и с платьями знатных дам, отошедших в мир иной. Отдавали в церковь «на помин души».

В этом саккосе использован золотной атлас, то есть шелк с серебряными нитями, покрытыми золотом. Чем выше пробы драгоценных металлов, тем лучше сохранялись ткани.

Французские ткачи настолько прославились своим мастерством, что их охотно приглашали на работу в другие европейские страны, где по примеру французских обустраивали свои производства.

Так, в 1717 году по указу Петра Первого была основана штофная мануфактура в Москве с отделением в Петербурге. Ее владельцы – граф Апраксин, граф Толстой и барон Шафиров получили субсидии, право на беспошлинную торговлю и жалованную грамоту «на исключительное заведение в России фабрик серебряной, шелковой и шерстяной парчи и штофа, бархата, атласа, камки и тафты».

А вот и ее продукция:

3. Шпалера «Портрет Петра I»

Петербургская императорская шпалерная и штофная мануфактура, 1783 г. Автор живописного оригинала Жан-Марк Натье, 1717 г. Музеи Московского Кремля.

Портрет был выткан на Петербургской императорской шпалерной мануфактуре на основе картины, созданной Натье, придворным портретистом Людовика XIV. Интересно и важно, что картина эта писана с натуры в Париже, где русский царь находился с 7 мая по 20 июня 1717 г. во время второго большого путешествия по Западной Европе.

Итак, с середины семнадцатого века Франция стала законодательницей мод в Европе.

В начале восемнадцатого века отголоски той моды доносятся и до России: платье с глубоким овальным декольте, пышной юбкой в пол и шлейфом было введено в обиход при российском дворе, получив при этом французское название «роб», или «роба» (robe – платье, франц. Отсюда, кстати, и слово гардероб – хранилище платья).

Кадр из фильма "Мария-Антуанетта". Скрин автора
Кадр из фильма "Мария-Антуанетта". Скрин автора

Что касается мужского костюма, то в эпоху правления Людовика XIV вошел в моду костюм, состоявший из трех частей – приталенного, сильно расклешенного книзу кафтана, камзола и брюк по колено.

В России же такой костюм носили, помимо царя и его ближайшего окружения, лишь те, кому довелось длительное время находиться в Западной Европе. Многовековые традиции и жесткий климат не позволяли всему населению одномоментно переодеться в брюки по колено.

Однако, как мы знаем, царь Петр если уж что решил, так обязательно добьется, поэтому в 1701, 1702 и 1704 годах до сведения всего столичного населения были доведены три указа об обязательном ношении костюма французского образца.

Костюм Петра II. Фото автора
Костюм Петра II. Фото автора

4. Кафтан и камзол императора Петра II. Франция, 1727-1730 . Бархат, парча, шелк, золотое кружево. Музеи Московского Кремля.

К концу правления Петра такое платье уже прочно вошло в придворный обиход, а в царствование его внука императора Петра II и племянницы Анны Иоанновны французская мода уже в полной мере господствовала при российском императорском дворе.

В общем, что для француза хорошо, то для русского обязательно.

5. Кружево. Аржантан, Королевская кружевная мануфактура, 1750-1760 гг. Льняная нить, шитье иглой. Музеи Московского Кремля

Кружево. Фото автора
Кружево. Фото автора

Кружево из собрания графини Стенбок-Фермор, в девичестве Апраксиной. В каталоге к Исторической выставке 1904 года, проходившей в Санкт-Петербурге, прежней владелицей кружева названа королева Мария-Антуанетта.

В собрание Оружейной палаты кружево попало в 1922 г.: оно было обнаружено в ящике, запечатанном печатями комнат Николая II и Александры Федоровны. Не исключено, что императорская чета могла получить кружево от графини Стенбок-Фермор в подарок или по завещанию.

С тех пор мы и оглядываемся на Францию – а что же там в моде? Хотя сейчас, по-моему, это проявляется уже в меньшей степени, чем даже лет двадцать назад: то ли акценты переставились, то ли стали мы немного притормаживать в своем бесконечном и бездумном потреблении.

Но когда смотришь на всю красоту, которую мы получили в наследство, ей-богу, иной раз дух захватывает – кружево, гобелены, золотое шитье ни в коей мере не меньшие произведения искусства, чем картины и скульптуры.

Все материалы сфотографированы на выставке «Россия и Франция: 10 веков вместе».

#выставки рт #история рт