Найти тему
Галинка

Галинка. Продолжение. ИНТЕРНАТ. ПАРОХОД.

Все мы деревень забытых дети,

Кто мы — в городах легко забыть.

Перед прошлым больше не в ответе,

Рады безоглядно жизнь прожить.

Громче глас о брошенном наследии!

Вглядываясь жадно в новый день,

Вижу свежий том энциклопедии

Уходящих русских деревень.

      

 ИНТЕРНАТ

Сколько дум и образов было в головке Гали о далеком городе.

С заплечным маленьким мешком рядом с мамой шла она трудные пешие километры по глухой

 вологодской тайге с её дикими зверями: трещал валежник - шли лоси, шарахались с дороги серенькие зайчики, лисица мелькала рыжим огнем в редком лесочке. Край непуганых птиц и зверей.

Галин край, родиной своей она его называла. Не чувствуя усталости, шла и шла маленькая девочка в большую жизнь. 

Вышли на большую дорогу, которая была выложена плитами. По дороге навстречу им шли, грохоча всеми своими железками, огромные машины, они торопились за лесом.

А сзади их догоняли груженые доверху лесом такие же огромные машины. Они торопились уступить им дорогу. Галя казалась такой маленькой по сравнению с ними.

Вот одна машина замедлила ход, открылась дверца, и мужской голос позвал их. «Садитесь, дамы, подвезу». Смешно сказал «Дамы», подумала Галя. Сели. Шофер спрашивал, узнавал, чьи они, куда идут, качал головой, узнав. Доехали незаметно до поселка Полдарса. Шофер пожелал им счастливого пути и поехал на нижний склад леспромхоза разгружать машину, чтобы снова ехать обратно в лес.

Столько больших и длинных домов Галя ещё не видела, везде и всюду люди, машины, дети катаются на двух колесах (прямо чуть не упала, загляделась на такое диво).

Мама шла вперед быстро, чтобы не опоздать на пароход. Гале тоже хотелось посмотреть, и она бежала за мамой вприпрыжку.

Вот и река. Пристань. Длинная большущая лодка, нет лодкой - ЭТО уже не назовешь.

Мама сказала, что это самоходка. Значит, ходит сама. Ног нет, по воде плыть надо, а называется самоходка…странно. По широкому трапу прошли вверх на железную палубу, здесь сидели люди, стояли нагруженные лошади с телегами. Мама повела её к дверце, которая вела по крутой лесенке вниз. Спустились, нашли место, сели отдохнуть.

Мама пошла к кассе за билетами, а Галя огляделась вокруг. Довольно большое помещение с круглыми окнами и толстыми стеклами пропускали мало света, в основном блики солнца, отраженные от воды.

Скамейки почти все были заняты пассажирами, которые с мешками и чемоданами усаживали детей, садились и вставали сами. Кто-то ругался матом, рядом заплакал ребенок, испугался прошедшей рядом и обнюхавшей его собаки. Галя прогнала собаку, успокоила ребенка. Подбежала мать ребенка, сунула ему глызку сахару. Ребенок с удовольствием захрустел, не обращая внимания на Галю.

Подошла с билетами мать, устало села на скамейку. Галя встала на край скамейки и вытянувшись к круглому окошку стала смотреть, как самоходка медленно отходит от берега.

Дальний берег оказался далеко. Река была широкой, не Кичменьга.

- Мама, как называется эта река?- спросила Галя.

- Сухона.

Галя стала смотреть, как медленно движется противоположный берег.

- А куда она течет? - снова спросила она маму.

- Туда…махнула рукой мама в сторону, куда плыла самоходка.

- Мы плывем по течению?

-Да.

Но плыли долго, долго приставали к пристаням, к берегу без пристани. Люди выходили, входили другие, менялись лица и вот, наконец, мама сказала, что сейчас будет Устюг.

Вся оставшаяся масса народа зашевелилась, засобиралась, у входа на лесенку образовалась очередь. Крутая и узкая, лесенка не вмещала людей с баулами, мешками и чемоданами. 

-Не торопись. Успеем. Будем ждать другого парохода, ещё есть время.

- Мы едем не в город?

- Нет. Мы будем жить в поселке на другой стороне реки от города. Там есть школа-интернат, где ребята речников живут и учатся в школе, пока не кончится навигация на реке и не вернутся родители. 

- А потом где мы будем жить, когда ты приедешь совсем? Тоже со мной в интернате?

- Нет. Что ты. Там живут только дети. Мы с Борисом сняли комнатку на берегу затона у дяди Васи Вологдина. Вот приедем, я тебе все покажу. 

Они вышли на верхнюю палубу, и Галя ахнула так, что все, кто стоял рядом с ними, обернулись на нее. Она, не отрываясь, смотрела на проплывающий берег.

Такой красоты и величия она ещё не видела. Белые церкви сплошной стеной с белыми большими домами, обнявшись зелеными ветвями деревьев, вели по высокой набережной свой хоровод.

Это была незабываемая картина. Это была любовь с первого взгляда.

И Галя влюбилась в этот город. Но красота проплывала и появлялась новая. Справа и слева церкви, много и разные. Большие дома и большая пристань. 

Галя ходила по пристани, как по огромному дому. Она была двухэтажная. На втором этаже были комнаты. Где можно было отдохнуть, дождаться своего парохода. 

Их пароходик «А.Аксаков», небольшой, но более удобный, чем самоходка причалил к пристани. С пароходика вышло много народу, которые направились вверх по широкой лестнице на набережную города, часть из них отошла в левую сторону пристани. Они будут ждать пароход из Котласа, так сказала мама.

Через несколько минут матрос пароходика открыл проход, положил трапик для перехода и пригласил пассажиров. Они прошли на палубу, сели на удобные скамейки. Галя вертела головой направо и налево.

- Я пошла за билетами в кассу.

-…она только мотнула головой и снова устремила взгляд на красивый берег города, на большую реку Сухону, несущую воды свои в ещё более широкую и полноводную Северную Двину. 

Пришла мама, а пароходик уже принимал пассажиров на другой пристани, небольшой с деревенским названием Коромыслово. Река несла пароходик по течению до пристани Аристово, и вдруг он развернулся и пошел обратно.

- Мама, мама! Мы плывем обратно…

- Сейчас пароход развернется и заплывет вон в тот залив. Это затон. На зиму сюда заходят отдохнуть и сделать ремонт пароходы. На берегу этого затона и стоит поселок Кузино, где мы будем жить.

- Он большой, больше деревни Погост?

- Он вместит 5-6 таких деревень.

Вошли в затон и через несколько минут вышли на берег. По деревянным мосточкам шли около высокого забора.

- За забором завод и нефтебаза – пояснила мама.

Большая толпа народа с парохода постепенно рассыпалась по улочкам, закоулочкам поселка, а Галя с мамой прошли мимо красивого двухэтажного здания с длинным балконом посередине на втором этаже. Мама остановилась и пояснила:

- Вот это и есть интернат. Здесь ты будешь жить. Сейчас детей здесь мало, каникулы. Родители забрали их к себе на пароход отдыхать, там, где разрешает капитан. 

- А где школа?

- Сейчас пойдем дальше, я покажу. 

Они повернули на большую и длинную улицу, у которой не видно конца.

- Как много домов!!! – вслух воскликнула Галя.

- Это только одна улица. Улиц здесь тоже много – сказала мама. – А вот это школа.

Они перешли улицу, и подошли к красивому скверу. В центре сквера стоял памятник Ленину, фонтан и ровные аллеи акции, спиреи украшали весь сквер. За сквером стояло темное двухэтажное здание, на которое показывала мама.

- Оно такое большое! Здесь много ребят?- спросила Галя.

- Да. Здесь очень много ребят. Наверно больше тысячи.

- Больше тысячи!!!!.....

-Да. И учатся они в 2 смены. Первая с 8 утра, а вторая после обеда. Не хватает классов, хотя недавно построили ещё одну школу – пояснила мама.

- А где новая школа? – с интересом огляделась Галя.

- Пойдем дальше.

Слева напротив мама показала магазин, киоск, столовую, где ребята из интерната обедают. Прошли рынок, где торговали старушки. За рынком мама показала почту.

Впереди виднелось новое здание, красивое, украшенное декоративными колоннами и надписью вверху «Равенство. Братство. Счастье». Вокруг ещё было много пустого места. Но вокруг школы красовался новый заборчик. Они обошли школу вокруг, Галя задавала много вопросов. Они крутились в её головке, путались, сбивались в кучу. Она вытаскивала их вразнобой, непоследовательно. Мама смотрела на неё и улыбалась. Надо ответить на все вопросы её, пока они рядом, вместе. 

Пошли дальше по улице. Широкая улица с большими двухэтажными домами привела к повороту направо. Впереди за широкой аркой высокого забора красовалось большое здание. 

- Это больница – пояснила мама. А сейчас пойдем прямо до затона.

- Что такое затон?

- Это река, но она имеет один выход в большую реку, там, где мы с тобой приехали на пароходе.

- Но это не река. Речка течет, шумит, её я слышу, а здесь нет шума речки.

- Здесь затон, здесь зимой стоят пароходы и их ремонтируют. Я же тебе уже говорила.

- Тогда это залив – решила Галя.

Они вышли на берег затона. Он жил своей жизнью. Женщины полоскали бельё, рыбаки удили рыбу, с катера доносился звон железа, кричали чайки и с Сухоны слышны были гудки пароходов. Галя стояла с широко раскрытыми глазами и смотрела на дальний луг, на виднеющуюся церковь на косогоре и дальние кусты.

- Церковь на Погосте – подумала она вслух.

- Нет. Здесь нет Погостов. Они только с деревнями. Это монастырь на Морозовице. Очень красивый иконостас, может, увидим когда-нибудь…

- А где река, по которой мы приехали на пароходе?

-Она во-он за теми кустами – показала мама.

- А здесь можно купаться?

- Наверно можно….но ты не ходи одна. Будете ходить все вместе, слушайся воспитателей – беспокоилась за неё мама.

По берегу затона они подошли к аккуратному домику с номером 8, а на табличке ещё была и надпись: Вологдин В.Н. Зашли в калитку, постучались на крылечке в окошко. Вышла пожилая женщина, провела их в дом. Мама и женщина говорили о комнате, о цене, об огороде и грядках, о дровах и ещё, о чем- то важном только для них. Затем мама взяла Галю за руку, и они вышли на улицу. За хозяйским крылечком оказалась ещё одно крылечко. 

- Это наше крылечко, сюда заходить к нам в комнату. 

Они зашли в темный коридорчик и мама открыла двери. Галя переступила порог и оказалась в комнате с печкой. Но это был не кут, а комната. Здесь стоял стол, стулья и буфет для посуды. Другая дверь вела в комнату, где у окна стол комод, у стены диван и дальше во всю стенку кровать. Комнаты Гале понравились. Мама принесла немного дров и затопила печку.

- Давно не топили. Жилым будет пахнуть. Да и чайник поставим, перекусим немного с дороги – говорила она, поджигая бересту в печку.

На следующий день они пошли в интернат. Интернат Гале тоже понравился, но только тем, что здесь было много места, большой коридор, широкая лестница на второй этаж и главное комнатка, из которой вела дверь на широкий балкон.

Галя долго стояла там, любуясь видом. Мама нашла заведующую, заглянула на балкон, наказала не наклоняться на перила, чтобы не упасть, и убежала писать заявление. Внизу шли люди, справа из двери здания женщина несла новое ведро, девочка рядом с ней несла тоже ведерко, но такое красивое и желтое с красным цветочком. В другой руке она держала совочек с красной деревянной ручкой. «Как все здесь интересно!» Впереди виднелось большое поле, мужчины бегали по полю и играли ногами в мяч. Но самое страшное -мужчины были в трусах….????

Она отодвинулась от перил и посмотрела влево. Здания почти не было видно из-за деревьев и построек, но там были слышны детские голоса. Смеялись звонко две девочки, одна видимо что-то изображала, а другая над ней смеялась, да так откровенно, что улыбка сама появилась на лице. Кто-то заплакал, раздался твердый женский окрик, разговор и плач стих. Там наверно малыши учатся, подумала Галя.

Но пришла мама, и пришлось покинуть территорию балкона. Их проводили в комнату. В комнате стояло три кровати, стол и шкаф. 

-Здесь ты будешь жить - сказала мама. Здесь ещё две девочки, Люся и Наташа. Они пока у мамы на пароходе, но перед началом занятий они приедут, и ты познакомишься.

Тетя дала им ключ и они, оставив в комнате вещи, вышли на улицу. Выйдя со двора интерната, они свернули вправо и оказались на площадке из досок, посередине площадки стоял колодец, так объяснила мама. Но, как доставать воду было непонятно. Не было никаких приспособлений: ни ручки, ни ведра. 

- Как я буду здесь жить, я же ничего не знаю… Но я же не из века динозавров и первобытных людей?- подумала она, успокоив себя. А у мамы спросила:

- А как люди достают здесь воду?

- Да, это пожарный колодец. Если пожар, приедет машина, бросит в колодец длинный шланг-трубу и качает воду.

- Чем качает? – удивилась Галя.

- Ну не знаю…насосом или вручную… Хватит вопросов. Сейчас мы зайдем к тете Насте и дяде Мише Марковым. Очень хорошие люди. Потом, когда я уеду, а ты останешься учиться, ты можешь заходить к ним в гости. Я оставлю немного денег им. Если что, купишь батон себе, попьешь чаю. А так в столовой хорошо кормят.

Перешли улицу, зашли в подъезд дома и налево у лестницы наверх постучались в квартиру. Открыла им полная женщина, пригласила в комнату, расцеловала обоих и быстро заковыляла на кухню. Видно, что ей тяжело было ходить, но через минуту чайник и чашки стояли на столе. Пили чай, разговаривали.

Галя смотрела вокруг. Красивые вещи и статуэтки на комоде, радио на стене. В деревне радио не было, у деда стояли две квадратные батареи, и иногда Галя слушала новости из Москвы. Слушали, как полетел Гагарин в космос, но там было почти не слышно, глухо и часто пропадал звук. 

А здесь четкий голос диктора рассказывал про работу в совхозах, про начавшийся сенокос и про надои коров в совхозе. Тетя Настя подошла к динамику и выключила звук. Продолжая говорить, она взяла со стола конфету, подала Гале и налила ей ещё чаю. Спросила:

- Может поесть принести?

-Нет, нет – успокоила мама.

Но тетя уже убежала на кухню и несла через минуту холодец и хлеб.

Поели холодца. Было очень вкусно. В комнату зашла красивая пушистая кошка, потерлась о Галины ноги. Кошек с такой пушистой шерстью Галя тоже не видела. Она посмотрела на маму, видит ли она такую красоту. Мама посмотрела, улыбнулась, а тетя сказала:

- Это наша Василиса! Думали Васька, а оказалась кошка – пояснила, увидев их взгляды, тетя Настя.

- Да где же Михаил? Ушел за хлебом в магазин… -только сказала она и тут хлопнула дверь и в комнату вошел улыбающийся мужчина лет 50-55. Он вместе с сумкой подошел к маме, весело поздоровался, положил сумку на стул и подошел к Гале. 

- Значит это ты Галя. А у нас есть Андрюша. Он поменьше тебя будет. Ну что, Кузинская будешь, наша. Заходи потом, не обидим – похлопав по плечу, сказал он.

Всё, показав и рассказав, стали собираться. Предстояло ехать на пароход. Маме надо было на работу, и Гале до школы оставалось целых два месяца. Галины вещи оставили в интернате, попрощались с тетей Настей и дядей Мишей и снова речные просторы поглотили Галино воображение.

Река заняла все свободное время, и Галя любовалась проплывающей красотой. Они сели на красивый белый пароход «А.В.Гоголь». У мамы здесь было много знакомых. Им выделили маленькую каюту и они очень уютненько устроились.

Мама повела её показать пароход. Много чудес увидела Галя за этот короткий период, но они продолжали удивлять её всё больше и больше. Пароход, как дом, тоже был двухэтажный. У него было две палубы ( так объяснила мама), огромные колеса, которые шумели водой и стучали шлицами (так мама называла лопасти огромных колес) и наверху рядом с рубкой, где находилось рулевое управление, огромная труба выпускала черные клубы дыма и иногда пароход ревел, как бык Борька у бабки Анисьи с Мартынихи.

Они по лесенкам залезли на верхнюю палубу, куда не пускали пассажиров, в рубке у большого штурвала (руля) стоял молодой матрос-юнга. Рядом постарше сменный рулевой, что - то говорил юнге. Они вошли в рубку. Рулевой поздоровался с мамой, а юнге показал на дальние створы на берегу и велел держать курс на них. Говорили о ней, она слышала, но смотрела на реку, створы и бакена с вехами. Эти названия прочно входили в их лексикон с мамой. Юнга был совсем молодой мальчик. 

- Он наверно учится на рулевого - подумала она. А потом он будет капитаном такого парохода. Как это интересно. 

Но самое интересное было кругом. Река расширялась, берега были далеко, правый берег был высокий и крутой, на срезе были видны разноцветные полоски земли: красноватые, светлее и совсем серые.

Вода подмывала берег, сверху талая вода видимо весной образовывала овраги, и такие береговые раны то тут, то там мешали деревьям и кустарникам. Вот сверху упала ель, овраг отрезал корни, и дерево умирало внизу у кромки воды.

Высокий берег постепенно сменился низкой равниной. Большие стада коров паслись на дальних лугах, кругом небольшие деревеньки появлялись и исчезали за деревьями. 

Впереди показался пароход, он дал громкий гудок и замигал огоньком слева. Это значит, дал пароходу знать «Проходи с этой стороны». Пароход был низкий, но очень широкий и он тащил за собой длинный-предлинный плот из бревен. Мама обрадовалась, сказала что-то рулевому и, взяв Галю за руку, повела в каюту.

Они собрали вещи, и пошли на выход, где уже стояла кучка людей с чемоданами и сумками. Пристань и пароход сближались. Капитан говорил в рупор матросу, который швартовался. Бок парохода тихонько толкнулся в черные резиновые шины – круги, а матрос ловко закрутил канат на двух прочных металлических стояках (кнехтах).

Вышли на пристань. Все пассажиры ушли, пароход «Гоголь» звонко свистнул, прощаясь. Галя помахала вслед рукой, мама махала рядом. 

- А зачем мы здесь? Куда мы пойдем? – спросила Галя.

- Мы никуда не пойдем. Видишь вон, лодка плывет сюда?- мама показала в сторону реки, у самого буксирного парохода.

В самом деле, от парохода отделилось черное пятно и стало приближаться к пристани. А пароход шлепал плицами и очень медленно продвигался вперед. Лодка вскоре пристала к берегу и мама с Галей сели в неё. Двое матросов, один с веслом оттолкнулся от берега, а второй завел мотор, и лодка, рявкнув, дернулась вперед. 

- Интересная жизнь у людей…и столько всего неизвестного мне предстоит узнать…здорово!- подумала Галя…

ПАРОХОД

Лето было в разгаре. Трудяга - пароход и его команда работали каждый по - своему. Пароход молотил шлицами по воде и тащил, как бурлак, тяжелые баржи и плоты. А команда во главе с капитаном стояли круглосуточные вахты за рулем, сменяя друг друга, в машинном отделении и в кочегарке, а в каютах отдыхали от работы на вахте, у плиты на кухне варили для команды еду, стирали бельё и выдавали в каптерке продукты.

Мамина работа была не по- женски трудной, она спускалась от солнечной жары в ещё более жаркое помещение кочегарки и лопатой бросала в горячее жерло печи уголь.

Пламя пожирало его и, вырываясь из печи, просило ещё. Мама смотрела за уровнем воды в котле, чтобы не дай бог выкипит вода и котел может выйти из строя. Следила за температурой в печи. Затем шла наверх, на палубу, чтобы выполнять другую не женскую работу матроса. Она драила палубу тяжелой шваброй, бросала швартовые канаты и ловко накручивала их на кнехты. 

Из детей Галя была не одна. По разрешению капитана родители, если не с кем было оставить детей дома, брали их на каникулы на пароход. Познакомилась Галя с двумя девочками, сестры Марина и Наташа часто жили с папой и с мамой на пароходе. Они были ещё маленькие, старшая Марина была моложе Гали на 7 лет, ей было 3 года, а Наташе 1 год. Она с удовольствием возилась с ними, пока мама была занята работой. 

Но то, что находилось в воде и на берегу, занимало её больше. Менялись картинки природы, шли навстречу и перегоняли их другие суда, буксиры и пассажирские большие и красивые, стремительная «Ракета» на подводных крыльях, все это вызывало восхищение.

Наперерез плыли лоси, переплывая широкую Двину. Над водой видны были только рога. Шли дни один не похожий на другой. Лето было в разгаре. Было жарко. Молодые ребята –матросы, свободные от вахты дурачились, как маленькие, обливали друг друга.

Галя тоже включилась в игру, бегала, хохотала, обливала из кружки водой, подкравшись сверху. У одного матроса в руках была обычная жестяная банка из - под консервов с острыми краями. Палуба уже была обильно полита и на повороте матрос, подскользнувшись, упал на сырую палубу прямо на банку.

Острые края банки порезали переносицу. Увидев кровь, Галя ахнула и побледнела. Матрос улыбнулся ей, придерживая нос, и быстренько убежал куда- то. Через некоторое время появился на палубе с заклеенной переносицей.

«Зашили!»- весело сказал он, и снова улыбнулся, как ни в чем не бывало. Оказывается жена капитана, которая тоже приезжала к мужу, работала в аптеке и имела медицинское образование. Она вовремя оказалась здесь и оказала помощь матросу. Шрам от пореза остался. Но матрос не унывал и часто отшучивался.

Много интересных случаев происходило тогда и для Гали они были необычны и важны. Один раз смотрела она на берег, реку и пароходы и вдруг услышала крик сверху из рубки: «По правому борту животные!».

Матросы и дети в один миг оказались у правого борта и взглянув на реку увидели барахтающегося в воде медвежонка. Берег был далеко, медвежонок был мал и устал…

Матросы бросили на воду лодку, в лодку фуфайку и быстро стали грести к уставшему животному. Но, увидев людей, медвежонок (откуда силы взялись) повернул в сторону и усиленно заколотил лапами, теряя последние силы.

Догнали, но схватить его было не так- то просто. Ухватив его за мохнатый загривок, матрос затащил медвежонка в лодку, другой матрос, бросив весла, схватил фуфайку и обхватил медвежонка так, чтобы он лапами не смог поцарапать. Так в фуфайке и принесли его на пароход.

Нашли ремень, обвязали вокруг шеи, к ремню привязали веревку. Около входа в кочегарку к железному столбу привязали медвежонка и все бросились его угощать, кто чем. Но он рычал, повизгивал от страха, тянул веревку в сторону, запутывался, но не ел.

Решили оставить его в покое. Галя спряталась и с болью в груди следила за диким животным, которому место в тайге с мамой-медведицей.

Медвежонок успокоился, но нервное раздражение было видно в его странных прыжках с задних лап на передние. И как маятник прыгал он поднимая то задние то передние лапы…прыг-прыг-прыг-прыг….и так час ….и другой… 

«Ты же устал …» - думала Галя.. 

«Перестань, я не могу больше это видеть и выдержать …» - она отвернулась и ушла в каюту.

Прошла неделя, медвежонок уже брал еду, любил рыбу, которую ловили матросы специально для него и живую отдавали медвежонку. Прыгал он реже, но прыгал….взад-вперед-взад-вперед…Веревку сменили на цепь, перегрыз веревку и чуть не убежал. А потом подрос к осени, цепь убрали совсем.

Разгуливал по пароходу медвежонок важно переваливаясь с боку на бок. Ребята его немного боялись, а матросы шутили и играли с ним, хотя руки и открытые плечи оставались в длинных царапинах.

Любил медвежонок камбуз, там вкусно пахло, в тазу и ведре лежала рыба и другие продукты. Сытый медведь только балуется …оторвал головы у рыб, опрокинул продукты из коробки, пожевал клеенку на столе и …ушел, оставив беспорядок.

Нашел другое развлечение. Вывесили белье для просушки на корме парохода. Шумит на ветру, машут простыни белыми полотнищами, привлекают своим шумом медвежонка - «поиграй с нами». Он тут как тут. Давай хватать простыни, когти выставил острые, поймать пытается.

Поймал, и простыня превратилась в полоски. Полоски ещё больше затрепетали на ветру. Медвежонок запрыгал между простынями, замахал лапами, и полосок становилось всё больше и больше.

Прибежала с камбуза Рита, закричала, что испортил всю рыбу и продукты, а тут ещё и простыни изорвал… «Убирайте его куда-нибудь. Это уже не медвежонок. У нас дети маленькие, до беды недалеко».

Снова посадили на цепь. Стали думать. И по приезду в город Архангельск решили сдать его в зоопарк. Вся команда вышла провожать его на борт парохода. Пришли люди, одели на нос Мишке намордник и красивый ошейник и увели его в город. Больше мы его не видели.

На обратном пути взяли баржи до Тулубьева и отправились в обратный путь до Котласа. С пустыми баржами, но против течения, шли довольно быстро.

 На обратном пути уже с длинными плотами по течению пароход двигался очень медленно, но в этом были и преимущества. Свободная от вахты команда, захватив с собой корзинки и короба, выезжали далеко вперед, и выйдя на берег в лес, успевали наполнить их грибами и ягодами. А наполнив, выходили на берег к лодке, когда родной пароходский дом проходил совсем рядом. 

Таким образом, собирали полные запасы на зиму. Путь от Котласа до Архангельска долгий… Много опасных поворотов речных надо пройти, чтобы не посадить плот на мель, не сорвать хвост плота на повороте.

Недалеко от Архангельска есть пристань с названием Звоз. Справа по курсу открываются белые-белые берега высокие и крутые. Иногда даже видны провалы-пещеры. На берегу видны белые камни. Она спрашивала маму, почему берег белый, а не красноватый и глинистый.

Ответ пришел из рассказов рулевого матроса, который дарил им маленькие раскрашенные фигурки кукол. Видя, как она рисует, сидя на палубе, он подошел и попросил разрисовать чистую белую заготовку куклы. Галя с большим интересом взялась за дело. А потом они ездили в лодке на белый берег Звоза. Собрали большое количество небольших белых камней и привезли на пароход. Камушки разложили ровным слоем на противень и поместили сушиться в горячую духовку на камбузе.

Через сутки камушки стали крошиться, и они легко раздавили их в муку. Муку тщательно просеяли от мелких комочков, которые ещё давили и толкли толкушками. Приготовив, таким образом, муку, а это был гипс, матрос показал Гале технологию изготовления фигурок.

У него были уже сделаны формы из того же гипса, но были и глиняные. Внутри формы были полые. Они состояли из двух половинок, которые матрос смазал маслом. Вверху в отверстие заливался жидкий гипс и две половинки, какое- то время лежали, дожидаясь своего часа.

И когда приходило время их открыть, Галя заворожено ждала его. Волшебный сундучек открывался, и из него выкатывалась на тряпочку маленькая куколка, зверюшка, свистулька. Она была ещё тепленькая, чистая, рука так и просилась её погладить.

Но это была очень хрупкая вещь. Она крошилась, иногда трескалась, с ней надо было обращаться очень осторожно. Затем её украшали красками, дарили и любовались сами.

Процесс рождения красоты из обычного камня, был волшебным, хотелось узнавать и дальше эти красоты природы. На пароход Галя ездила каждое лето. Но это первое лето она запомнила на всю жизнь. 

Наступил август. Мама договаривалась с капитаном и матросами о замене её, чтобы увезти Галю в интернат. Скоро в школу.