Эмирам Андалузии приходилось бороться не только с мятежными правителями и франкскими войсками. Неприятности могли возникнуть в самой неожиданной форме.
Расцвет
В середине 9 века Севилья, второй по величине город Аль-Андалуса, на протяжении ста пятидесяти лет царил в мире. Эмиры Кордовы, находящейся в ста пятидесяти километрах отсюда, только что подавили восстание йеменских арабов, восставших в 1770-х годах.
Абд ар-Рахман II только что завершил строительство монументальной мечети в Севилье, и город, расположенный среди плодородных полей и рощ, процветал.
Это был рынок для всего региона, богатый оливками, инжиром, зерном и скотом, и имел торговый порт, через который Гвадалквивир, «великая река», соединялась со столицей страны на востоке и Атлантическим океаном на западе.
Однако это благоприятное расположение стало причиной его гибели, когда в октябре 844 года пятьдесят четыре лодки с клювами, увенчанными головами драконов, пришвартовались на травянистом берегу реки.
Сотни высоких бородатых скандинавов выскочили из них и с боевыми криками, размахивая топорами, побежали в недостроенный город. Викинги пришли в Аль-Андалус. Жители в панике бежали.
Пятьдесят четыре лодки
После разграбления Севильи скандинавские захватчики погрузили добычу и захваченных жителей на драккары и гребли обратно в болотистую, похожую на лабиринт дельту Гвадалквивира, где разбили лагерь.
Вскоре они получили подкрепление и затем вернулись в Севилью, которую грабили в течение недели, в то время как Абд ар-Рахман отправил отчаянный вызов правителям на юге и собрал свои силы, чтобы дать отпор захватчикам.
Прибытие викингов не было полностью неожиданным, так как в предыдущие месяцы флотилия длинных лодок обогнула Бискайский залив и была отбита в Хихоне и Ла-Корунья Рамиром I из Астурии.
Им повезло больше в мусульманском Лиссабоне (Аль-Усбуна), который они грабили в течение тринадцати дней, прежде чем отправиться в Кадис. Оттуда они отправились вглубь страны, безнаказанно грабя все, что попадалось в их руки.
Пока Севилья была в огне и ее гарнизон ютился в крепости, горожане нашли убежище в соседней Кармоне (Кармуна), а эмир продолжал собирать армию.
Греческий огонь против викингов
Именно тогда значение переменных магнатов Пограничных земель стало очень ясным. Сам Муса ибн Муса из Бану Каси был среди тех, кто привел войска. Вторжение викингов примирило эмира с мятежным владыкой приграничных земель.
Муса официально подтвердил, что является добросовестным человеком, получив таким образом одобрение эмира как правителя Верхнего Маркуса. С другой стороны, Абд ар-Рахман усилил свою роль суверена и использовал военную мощь Бану Каси.
В результате 11 ноября 844г. викинги, атакованные из засады кавалерией Омейядов, были вытеснены, а их лодки атаковали «греческим огнем», веществом напоминающем напалм, выпущенным из корабельных пусковых установок.
Они понесли тяжелые потери, и когда Абд аль-Рахман приказал убить пленных на поле боя, выжившие в панике отступили. После серии неудачных набегов на Южное побережье и, возможно, Северную Африку викинги взяли курс на свои земли.
Севильское сражение было триумфом для эмира, поэтому он послал герольдов до Магриба, чтобы рассказать о своей победе.
Возвращение длинных лодок
Примерно четырнадцать лет спустя викинги вернулись. На этот раз эмират был подготовлен. В 858 году мусульманский флот преградил путь викингам у побережья Португалии, и их план опустошить долину Гвадалквивир потерпел неудачу.
Тогда викинги узнали, что эмир Мухаммад I послал войска, чтобы встретить их. Постоянно находящиеся в движении скандинавы избежали столкновения с его флотом и поплыли на восток через Гибралтарский пролив.
Они разграбили Альхесирас, сожгли там мечеть (первую в Аль-Андалусе) и разместили свою базу в порту. Оттуда они поплыли в Магриб, высадились недалеко от Накуру, столицы независимого мусульманского государства, которое они разграбили и откуда взяли пленных, в том числе женщин из правящей семьи.
Тем временем мусульманский флот снова был направлен против них, и они продолжили свой путь на восток вдоль побережья Андалузии. Они напали на франкских септиманий и в конце концов разбили зимний лагерь в болотистой и необитаемой дельте Камарга в устье Роны.
Успех зависел от неожиданности
В Средиземном море, как и везде, успех викингов во многом зависел от элемента внезапности, особенно когда они совершали набеги на районы, где морские угрозы не учитывались в течение многих поколений, например, на берегах Аль-Андалуса.
Скандинавы, несомненно, приплыли сюда и с коммерческими целями, или, по крайней мере, чтобы продать или обменять на драгоценности или на что-то, что им было нужно, менее транспортабельную добычу и ценные местные доходы, такие как важные заключенные.
Они заставляли захваченных людей служить проводниками и вести их к следующему пункту назначения. После своего опыта в английских и франкских землях они могли немного говорить на латыни или брать в качестве переводчиков священнослужителей, захваченных на Севере.
Действительно, источники говорят, что Омейядам удалось выкупить женщин из правящей линии Накуру, поэтому пришлось провести какие-то переговоры.
В то время как викинги были варварами для мусульманских хронистов или Маджусом, как они их называли, в скандинавской традиции их лидерами были Бьёрн Железнобокий и Хастейн, сыновья легендарного Рагнара Лодброка.
Король в руках захватчиков
Когда зима 859 года закончилась, они отплыли обратно в Аль-Андалус, но по пути напали на Балеарские острова, где были пойманы флотом Мухаммеда I. Они не могли рисковать дальнейшими потерями, поэтому решили собраться вместе и перехитрили мусульман своей изобретательностью.
Широкий и пологий Эбро был водным путем в точности того типа, для которого были созданы их лодки. Они доплыли до Тортосы, где схватились за весла и на полной скорости плыли против течения, оставив флот Омейядов позади.
Помимо водопадов возле Фликса, куда приходилось перемещать лодки, им предстояло легкое путешествие по землям Бану Касиа. Проплыв под римским мостом в Сарагосе, они достигли Страны Басков.
Там они сошли на берег и, бросив пленников с добычей вперед, напали на Памплону и захватили ее царя Гарси (сына Энека Арицы), за освобождение которого потребовали необычно большой выкуп наличными.
Так им удалось достичь Бискайского залива, "воссоздать" флот и отправиться домой с пленными и добычей. Вся поездка заняла чуть больше года.
Хотя набеги викингов на исламскую Испанию захватили воображение мусульманских и христианских летописцев, они не привели к более длительным контактам, а их долговременные последствия были незначительными.
Утверждается, что некоторые из захваченных в плен скандинавов были спасены и поселились недалеко от Севильи, где они стали сыроделами, но это связано с неправильным толкованием арабских хроник.
Другой источник сообщает о дипломатической миссии, отправленной в Скандинавию под руководством одного из любимых поэтов Аль-Хакама, Джахджи ибн аль-Хакама аль-Газала, но это также всего лишь легенда.
Скандинавы также не установили прочные торговые отношения с Аль-Андалусом, как они сделали с Аббасидами. Они могли предлагать только рабов, но, хотя здесь был большой спрос на них, было также большое предложение в виде пленников, взятых во время вторжений на христианский Север, или язычников, захваченных в Восточной Европе и привезенных оттуда франками.
Друзья, пишите комментарии если вам есть что добавить. От вас подписка, лайк и репост!