"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух..." Прав был великий русский поэт Пушкин. Настоящим личным открытием для меня стала экспозиция Музея поморского быта в селе Умба. Нет, безусловно что-то о поморах я слышал, что-то читал, но в этом музее получилось почти потрогать то, что раньше видел, изучая старые фотоснимки. Вот возьмём, к примеру, это фото:
В источниках, что мне попадались, было подписано, что это ловец жемчуга в Олонецкой губернии. Как?! - думал я. - Где Олонецкая губерния, а где ловцы жемчуга, которые ныряют в теплое тропическое море, умеют задерживать дыхание и т. д.?!
Никак мой мозг, зацепившийся за привычные стереотипы, не хотел верить, что на территории нынешней беломорской Карелии и Архангельской области в старину могли добывать жемчуг! Да ещё в реках и в промышленных масштабах, как писали на тех сайтах. Но всё изменилось, когда я попал сюда:
Когда мы с экскурсоводом подошли к этому стенду, я не мог не узнать ТО САМОЕ фото с ловцом жемчуга:
Оказывается, на Руси с древности была примета, что в реках, в которые заходят рыбы семейства лососевых, водятся и раковины-жемчужницы. Современная наука объясняет это тем, что её личинки-паразиты заражают рыбу, которая вынуждена вынашивать их на своём теле. А когда они созреют до самостоятельности, то покинут рыбу и зароются в грунт, чтобы продолжить развиваться там.
Важно сказать, что жемчужины есть далеко не в каждой раковине. Для её образования нужно, чтобы в раскрытую раковину моллюска попала, например, песчинка или камешек. Тогда жемчужница начнёт покрывать инородное тело перламутром. И последняя вводная: для образования сколько-нибудь приличной жемчужины надо лет эдак 10. А лучше больше.
Историки пишут, что в 15 веке жемчуг промышляли даже в реках Новгородской, Тверской и Псковской губерний. Причем, добывали столько, что русский жемчуг шёл на экспорт. Не считая массового использования в украшении собственной одежды, отделке оклада церковных икон и т. д.
Но довольно быстро объемы добычи жемчуга упали. Казна стала недополучать прибыль. Промысел пытались регулировать законодательно, но прежних объемов и качества уже было не достичь. Позже, с освоением карелами и новгородцами берегов Белого моря, жемчужниц обнаружили и в реках впадающих в него.
И снова началось!
Немного поясню, что именно началось. В государственных указах был прописан адекватный регламент ловли жемчужниц. В частности, моллюсков с маленькой жемчужиной нужно было отпускать, не ломая раковину. Также запрещалось собирать "мужские особи" и тому подобные, вроде бы очевидные для сохранения популяции вида правила. Однако же, контроля в такой глуши не было и местами берега рек были завалены створками раковин.
Позже по северным рекам начали массово сплавлять лес, что очень негативно повлияло на численность ценной промысловой рыбы и, соответственно, европейской жемчужницы. С развитием промышленности ухудшилась ещё и экология. Опять же строительство ГЭС. В общем, вы в курсе.
В настоящее время найти раковину с жемчужиной довольно проблематично, но в теории возможно. Хотя этот моллюск занесён в Красную книгу. Так что я вас предупредил.
Теперь немного о том, как поморы добывали жемчуг на своих холодных реках. Ну, во-первых, сезон был с конца мая по начало сентября. Во-вторых, в Поморье за ним не ныряли. На мелководье, конечно, бродили, но там, где было глубоко, использовали специальный плот с дыркой.
Вспоминайте фото, с которого началась эта история. Специально обученный зоркий мужчина ложился на него и смотрел на дно реки через специальную трубу под названием "водогляд". Его помощник в это время тащил плот за верёвку вдоль берега. В случае обнаружения раковины, мужик втыкал в моллюска специальный длинный шест под названием "расщепа" и вытаскивал его таким образом со дна.
Кроме этого, поморскому ловцу жемчуга требовалась специальная сумка и нож в кожаных ножнах.
В эту сумку он складывал найденные раковины, а потом на берегу вскрывал их ножом. Найденные жемчужины при этом он складывал себе в ...рот. Считалось, что от слюны они станут тверже и прослужат дольше.
Осталось добавить только, что если верить информации на стенде, Терский жемчуг даже доставлялся в царские палаты и на Патриарший двор, так как отличался высоким качеством и разнообразием цвета. А в 1867 году уникальная коллекция жемчуга из реки Варзуга получила признание на всемирной выставке в Париже!
Да так, похоже, там и осталась. По крайней мере, вместо оригинальных поморских украшений из местного жемчуга на стенде висели серьги-бабочки из бисера, которые сделала одна из сотрудниц музея.
Такие дела.
Не забудь про дружеский лайк, репост и подписку, дорогой друг. В том числе обязательно загляни в мой нескучный телеграм-канал. До встречи в твоей ленте!