Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Что нового рассказывают ученые о родительстве, о чем вы еще (возможно) не знали

Оглавление

О прорывах в науке мы всенепременно узнаем из новостей. Но об исследованиях, которые проводят социологи и психологи в области детско-родительских отношений, почти не слышно. А они есть. Мы собрали несколько небольших исследований, проведенных за последние годы, с весьма интересными результатами. И они заслуживают вашего внимания, потому что помогают нам лучше понимать детей и их мышление.

Речевые навыки ребенка развиваются быстрее, когда его вовлекают в разговор

Иллюстрация: Андреа Хронопулос, https://www.nytimes.com/2020/02/26/parenting/making-awkward-small-talk-with-my-baby.html
Иллюстрация: Андреа Хронопулос, https://www.nytimes.com/2020/02/26/parenting/making-awkward-small-talk-with-my-baby.html

Удивительно, но до недавнего времени специалисты по раннему развитию склонялись к мнению, что дети развивают свои речевые навыки, когда слышат речь. Слышать речь считалось достаточным условием для накопления у ребенка словарного запаса и понимания обращенной к нему речи. Но, как говорят уточненные научные исследования, языковые навыки ребенка развиваются, когда его активно вовлекают в разговор и когда он видит лицо говорящего с ним человека.

Отсюда и низкая эффективность таких развивающих программ как Baby Einschtein, например. Хотя передачи изначально создавались информационно насыщенными, увлекательными, разнообразными, знакомящими малышей с окружающим миром. Но в этих передачах говорили маппет-куклы или анимационные персонажи, а не люди. Да даже и люди с телеэкранов не так эффективны, хоть и задают детям вопросы и обращаются к ним через монитор.

Общение с мамой или папой куда полезнее для развития речи, чем придуманные педагогами передачи. Во-первых, зеркальные нейроны ребенка лучше обрабатывают информацию о том, как нужно управлять своим собственным артикуляционным аппаратом, когда малыш смотрит на то, как говорит с ним взрослый. В буквальном смысле слова “как”. Он также лучше реагирует на обращенные к нему вопросы, просьбы и уточнения, даже если вы знаете, что ребенок пока не может ответить (и даже если думаете, что он еще ничего не понимает). Так что поменьше игр и мультиков и побольше обращенного к ребенку монолога. Пока - монолога, а очень скоро малыш включится в диалог. Потому что при обращенной активной речи у ребенка быстрее развивается и понимание грамматического строя, и пассивный запас слов быстрее переходит в активный. Этот вывод относится к семьям и с высоким, и с низким уровнем дохода или образования.

(Исследование проводили ученые-когнитивисты из Массачусетского технологического института).

Лучше всего снижает тревожность детей правильное поведение родителей

Иллюстрация: Альва Ског, https://www.nytimes.com/2020/04/01/parenting/coronavirus-help-anxious-kid.html
Иллюстрация: Альва Ског, https://www.nytimes.com/2020/04/01/parenting/coronavirus-help-anxious-kid.html

Небольшое исследование было опубликовано в Журнале Американской академии детской и подростковой психиатрии, которое на примере чуть более 100 детей в возрасте от 7 до 14 лет показало, что детская тревожность напрямую зависит от поведения родителей. У всех 100 детей были тревожные расстройства и они уже проходили когнитивно-поведенческую терапию, но когда к лечению детей добавили и работу с родителями (объяснение, формирование правильных сценариев поведения и пр.), то лечение детей принесло практически 100% эффективность.

По статистике, каждый третий ребенок до достижения совершеннолетия испытывает клинически значимое тревожное расстройство. Терапия и медикаменты, конечно, оказывают влияние на уменьшение тревожности детей, но это исследование интересно тем, что показывает прямую зависимость детской тревожности от поведения родителей.

Часто родители своим поведением могут непреднамеренно вызвать у ребенка тревожные состояния. Один из парадоксальных примеров: когда мы знаем, что ребенок боится темноты, мы обычно сидим с ним на кровати, пока он не начнет засыпать. Специалисты объясняют, что эта стратегия хоть и вызвана любовью и заботой к ребенку, но способствует лишь усилению тревожности: раз вы остаетесь с ним до засыпания, значит, ребенок прав - ему есть чего опасаться в этой темноте. Поэтому родителям надо объяснять, как экологично себя вести: не поддерживать страх, а помогать с ним справляться.

Вот о такой работе с родителями и шла речь в исследовании. Но поскольку ее обычно не проводят, то детей от тревожности лечат медикаментами и успокоительными. Хотя, как показало исследование, родители влияют на своих детей гораздо больше, чем даже самый лучший терапевт на свете.

(Исследование было опубликовано здесь)

Скрывать негативные эмоции от детей не всегда хорошо

Freepik
Freepik

Многие слышали такую установку: не показывайте детям, что злитесь на что-то, не пугайте их, не выясняйте отношения с партнером на глазах у детей и так далее... Но вот недавнее исследование показало, что скрывать негативные эмоции от малышей хуже, чем демонстрировать их. Речь не про ситуации, когда вы уже слетели с катушек и орете на ребенка - это вообще другая тема разговора. Речь про ситуации, в которых вы злитесь не на ребенка, а на что-то или кого-то еще, но стараетесь это скрывать.

Исследователи проводили такой эксперимент: давали маме/папе и ребенку конструктор и оставляли в комнате. Конструктор был сложным (подсовывали специально такой, который не собирается), и в какой-то момент взрослый переставал понимать, как он собирается, и начинал злиться, проявлять раздражение. Этот момент и интересовал ученых.

Одни родители тщательно скрывали свою злость, делали вид, что все хорошо, но ребенок мгновенно чувствовал, что настроение у родителя изменилось, хотя внешне он показывает, что все по-прежнему. От этой непонятной ситуации у ребенка развивалась тревожность, потому что он переставал понимать, что происходит с родителем, и как ему себя вести. Гораздо лучше себя чувствовали дети с теми родителями, которые проявляли свои негативные эмоции: злились, ругались, рычали на этот конструктор и так далее. С проговаривающими свои эмоции родителями дети сохраняли оптимистичность. Дети из первой группы родителей при внешнем благополучии начинали нервничать.

Что касается темы выяснения отношений с партнером на глазах у детей, то здесь тоже вполне понятна мысль - ребенку не помешает видеть, что люди ссорятся и как они разрешают конфликты. Однако, здесь очень трудно взрослым делать это экологично, чтобы научить ребенка правильным, уважительным способам общения в конфликтных ситуациях. Чаще же родители орут друг на друга так, что такие сцены лучше никому не видеть, особенно детям…

(Об исследовании можно прочесть здесь)

В следующих материалах мы продолжим знакомить вас с интересными исследованиями в области психологии и социологии, ведь такие исследования помогают нам лучше узнавать друг друга и улучшать механизмы нашего общения. Будем рады вашим мнениям об исследованиях и вашим подпискам.

Ольга Ракитина, Ангелина Реймхе