Удобный и послушный или мужественный и сильный?
Подмены понятий и стремление к простым решениям часто всё портят. В том числе отношения между родителями и детьми. Мне все знакомые утверждали, что я буду не в состоянии воспитать мальчика мужчиной, будучи в разводе.
Заходишь домой:
- вокруг игрушки,
- шалаш из подушек,
- куча чашек с компотом,
- уроки не доделаны,
- а на вас вылетает сын с повязкой на глазу и воплем: арррррр!
Что делать с этим бегающим сгустком энергии?
Самое простое решение: стараться привить ему послушание, ругаться на активность и сравнивать его со спокойными сёстрами или другими детьми.
Я понимала, что постоянный шум выносить буду не в состоянии, отсутствие границ дозволенного тоже не хотелось допустить. Поэтому я приняла решение, что акцент в воспитании буду делать на мужественности, а гиперактивность можно использовать для получения полезных навыков.
Что же такое мужественность?
Я понимаю её как способность взять за другого ответственность и уметь действовать в её границах.
Из этого мной была выстроена система поведения:
1. С раннего детства у мальчика есть подопечные и зона, за которую он отвечает
Сначала я искусственно создавала ситуации, в которых он принимал решения, связанные с заботой или ответственностью. Делился своими конфетами, игрушками, помогал заправлять свою постель и т. д. Каждый раз я хвалила его за это, а сестёр просила тоже реагировать активно в одобряющем ключе: поцеловать, обнять, похвалить.
С этим не было проблем, но я всё равно следила за тем, чтобы как можно больше внимания уделялось тактильной похвале. Так длилось лет до 5.
Периодически происходили ситуации, в которых он шкодничал или врал. Я договорилась с дочерями о том, что мне очень нужна их помощь в воспитании брата, такая важная роль их очень вдохновляла, и мы разыгрывали сценки.
Например: вначале я всем детям объяснила, что игрушки после игры нужно убрать по местам, а когда этого не происходило, я начинала ругаться и спрашивать, кто не убрал вещи, старшая дочь выходила и говорила: это я не убрала, и начинала всё собирать.
Всё разворачивалось при всех, поэтому вторая дочь тоже начинала помогать, а Глеб вначале не реагировал и спокойно занимался чем-то своим. Я никак это не комментировала, а потом за обедом при всех отмечала, что смелость Алисы, старшей дочери, очень важное качество, и за её ответственность всем делала какао или что-то ещё вкусное. Дети ликовали.
Нужно сказать, что это очень сплотило дочерей и убрало у них негатив в сторону непоседливого братишки. Я посвящала их в свои планы, открывала тайны и рассказывала, почему буду поступать так, а не иначе. Поэтому наше доверие росло, и они знали, что, если что-то не понимают — могут спросить, а не обижаться молча.
2. Все мои дети занимались в различных секциях дополнительного образования, но для мальчишек я выбирала активные виды спорта
Это приводило к тому, что они расходовали большую часть энергии вне дома и при этом учились чему-то.
Я выписывала ряд разных кружков и предлагала выбрать один или несколько на своё усмотрение. После 14 лет ребята могли или продолжить заниматься, или перейти к практическим навыкам, уйдя в подмастерья к кому-то из мастеров.
Старший сын и сейчас продолжает заниматься карате, активно поднимая себе пояс.
3. Всё, что я могла не делать сама — передавала сыновьям, перед этим, конечно, обучая
Поэтому они делают по дому всё:
- моют,
- гладят,
- стирают,
- готовят,
- завязывают хвостики самой младшей,
- выносят мусор,
- закупают продукты и всё в том же духе.
Это к слову о действиях, которые лежат в основе мужественности в моём понимании.
Да, потом они вырастут и могут никогда не применять больше эти навыки, но будут знать, что могут и умеют. Любая добровольная помощь в доме очень активно приветствуется и восхваляется.
И он распространяется на всех, не зависимо от возраста и пола. Это не происходит по волшебству, и мы все много сил прикладываем к тому, чтобы воспитание проходило лаконично и не нарушало общих правил дома.
Нельзя ведь требовать от детей соблюдения правил, которые игнорируются взрослыми. Поэтому если вы что-то просите, убедитесь в том, что сын видел, как родители делают тоже самое.
Глеб, старший, сам рано начал интересоваться готовкой и часто помогает сёстрам и мне. Мы поощряли его инициативу, а ответственность была в том, что если он настаивал на своих методах приготовления и не слушал советов, то потом сам покупал продукты и переделывал неудавшийся эксперимент.
Он стал настоящим мастером нескольких блюд: разные виды пасты, стейки и шашлыки, но приготовить может многое.
Мой второй сын, Леон, долго игнорировал участие в приготовлении еды дома. Старшая дочь часто готовит торты и пироги, Леон начал проявлять интерес, и Алиса начала рассказывать ему разные тонкости и основы. Он постоянно приходит, если она готовит, и уже стал важным помощником. На семейных советах Алиса хвалит его навыки, и на днях он испек свой первый кекс, заявив, что девушки любят мужчин, которые умеют готовить.
Мы не говорили об этом прямо, но каждый раз, когда сёстрам нездоровится, или у них плохое настроение, Глеб всегда готовит им что-то вкусненькое для настроения. Восторг от этого действия явно дал свои плоды.
А что вы делали специально, чтобы воспитать сына мужчиной?
Если вам важно обсудить, чему полезно обучить ребёнка, подписывайтесь на наш канал!
Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Домашние животные — не волшебное средство для воспитания ответственности