Долгие годы власти скрывали свои внутренние проблемы, надеясь, что они «рассосутся» сами собой.
Первая неделя наступившего 2022 года теперь навсегда останется в людской памяти как черная полоса в истории Казахстана, или, как охарактеризовал случившееся президент Касым-Жомарт Токаев, «алматинская трагедия». Силами министерства обороны, МВД, Нацгвардии и Погранслужбы была предотвращена попытка государственного переворота, захвата власти и изменения конституционного строя страны. Несмотря на то что с начала этих трагических событий прошло совсем немного времени, уже сейчас можно с большой долей вероятности утверждать, что это зло не было привнесено к нам извне, а зародилось в самом Казахстане — в тиши властных госкабинетов.
Политический сговор
Именно такого мнения придерживается Манас Магулов, кандидат исторических наук, полковник запаса, бывший командир бригады внутренних войск, участник миротворческих миссий 1990-1991 годов. Учитывая ситуацию, мы решили опубликовать его высказывания практически без изменений и купюр.
«В первую очередь надо отметить, что организаторам этих антигосударственных действий и их политтехнологам не по душе пришлись те демократические преобразования, которые проводит президент Касым-Жомарт Токаев. В частности, его конструктивные предложения по изменению законодательства страны и строительству открытого и «слышащего» государства. Свои крамольные идеи они вынашивали не месяц и не год. Они ждали удобного момента для организации переворота и прихода к власти.
А начиналось все довольно обыденно – с наблюдавшегося в течение всего 2021 года постоянного повышения цен на продукты, ГСМ, электроэнергию, коммунальные услуги. Это был не просто ценовой, а и политический сговор с целью постоянной дестабилизации социальной обстановки в стране. Они хотели вызвать недовольство граждан властью и породить в обществе недоверие к ее способности держать руку на пульсе и адекватно реагировать на текущие вызовы, для чего самым откровенным образом саботировали все указания президента. Причем признаки этого саботажа отчетливо просматривались на всех уровнях власти – от правительства до областных и районных акиматов.
Во-вторых, по стране свободно разъезжали эмиссары ваххабитов-салафитов, которые проповедовали в мечетях и внушали верующим идею о создании «чистого мусульманского государства». Представители спецслужб все это видели, но ничего не предпринимали. Или им было приказано ничего не замечать?
Парламент страны также оставался в стороне от этой борьбы по наведению порядка, вовремя не обеспечив политико-социальную стабильность в государстве. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» даже не пыталась урегулировать рост цен, а Духовное управление мусульман не сумело убедить единоверцев жить праведной жизнью.
Видя, что в обществе нарастает социальная напряженность, деструктивные силы при поддержке представителей власти стали строить конкретные планы по ее захвату. Имея большие финансовые возможности, они мобилизовали сторонников из числа деструктивных элементов — выискивали и нанимали иностранных наемников-экстремистов для проведения террористических действий, активно создавали в стране экстремистские и религиозно-ваххабитские группировки, готовые к разбойным нападениям по указанию из центра. В средствах массовой информации и социальных сетях распространялись различные слухи и домыслы о неспособности государственной власти навести порядок в стране. И все это происходило практически в открытую: многие знали об этом, но никаких мер не предпринимали. Компетентные органы не отслеживали положение дел на местах. По расчетам организаторов беспорядков, подходящее время наступило в период празднования 30-летия независимости Казахстана. Народ немного успокоился в праздничные и предновогодние дни, а уже в первых числах нового года людей «обрадовали» новым повышением цен на сжиженный газ, причем сразу в два раза. Это привело к недовольству населения, которое вылилось в массовые митинги, начавшиеся 2 января. Президент Токаев и правительственная комиссия практически сразу урегулировали этот вопрос, но организаторам беспорядков нужен был лишь повод — та искра, что подожжет фитиль экстремизма.
И уже утром 4 января по указке из центра более чем в 10 крупных городах страны и областных центрах одновременно начались демонстрации, которые якобы были организованы в поддержку митингующих в Актау, поскольку этот регион наиболее болезненно воспринял двукратное повышение цен на газ. Расчет экстремистов был прост — создать беспорядок, вызвать хаос и, воспользовавшись суматохой, провести нападения на административные здания, отделы полиции для завладения оружием, организовать погромы и пожары и дестабилизировать обстановку.
Куда смотрели спецслужбы?
Сначала население городов было дезинформировано об истинных целях экстремистов, все происходящее люди восприняли как мирные демонстрации. Именно на это и рассчитывали руководители террористических атак. Но ближе к обеду стали понятны истинные цели экстремистов, особенно в Алматы, где начались захват правительственных зданий, штурм департаментов полиции и КНБ, нападение на граждан, мародерство и грабеж торговых центров, поджоги. Только в этом мегаполисе орудовали 20 тысяч боевиков, имевших опыт террористических действий.
У любого услышавшего эту цифру здравомыслящего человека тут же возникает целая куча вопросов. Как все эти люди могли незаметно попасть в город, ведь это же практически две полноценные дивизии? Куда смотрели спецслужбы и миграционная полиция?
По признанию одного из террористов, задержанных в ходе спецоперации, в квартире, где он скрывался в течение нескольких дней до начала террористической операции, находились еще 10 человек. Если попробовать подсчитать и грубо разделить 20 тысяч на 10, то организаторам беспорядков надо было снять не менее 200 квартир — практически целый микрорайон. И как этого могли не заметить спецслужбы? Или им все-таки было приказано не замечать?
Наблюдая за беспорядками на площади Республики перед алматинским акиматом, четко осознаешь, что кто-то руководит действиями боевиков прямо из самого здания. Это хорошо видно по действиям террористов в момент прибытия группы спецназа Нацгвардии и курсантов военного училища: они сразу сгруппировывались и организованно действовали в одном направлении. Зная о том, что за час до нападения боевиков на Международный аэропорт Алматы оцеплению был дан приказ о перемещении на другой участок, эта версия не выглядит такой уж фантастической.
Аналогичная картина наблюдалась и перед прибытием миротворческих сил ОДКБ. Кто-то своевременно предупредил боевиков об этом, и они весьма быстро «растворились в тумане». Значит ли это, что этот «кто-то» сидел в оперштабе Алматы или Нур-Султана и руководил действиями террористов по всему Казахстану? Если эти подозрения верны, то нам следует обязательно вычислить эту «крысу», носящую, видимо, большие погоны.
«Гнойник» на теле государства
К чести казахстанцев, они, разобравшись в истинных целях боевиков и экстремистов, выразили поддержку главе государства и принимаемым им мерам, а также правоохранительным структурам и военнослужащим. Народ Казахстана поверил своему законно избранному президенту, который в эти трагические для государства дни круглосуточно находился на рабочем месте и лично руководил работой оперативного штаба, принимая меры по наведению конституционного порядка в стране и пресечению действий бандформирований. Он дал разрешение силовым структурам применять оружие против боевиков без предупреждения. Его своевременное обращение к главам государств-членов ОДКБ предотвратило нападение экстремистов на Акорду, нашло всемерное понимание среди казахстанцев и позволило обеспечить необходимую помощь миротворческих сил в наведении порядка. Его решимость до конца бороться всеми законными методами и способами с экстремизмом и международным терроризмом еще раз подтверждает дальновидность президента как государственного руководителя.
Но когда экстремистские действия боевиков пошли на спад и многие из них были задержаны, перед правительством и обществом встал один очень важный и непростой вопрос — как такое могло произойти в нашей стране? Ведь Казахстан всегда был примером стабильности и миролюбия на всем постсоветском пространстве...
По-моему, ответ прост: долгие годы власти скрывали свои внутренние проблемы, надеясь, что они «рассосутся» сами собой. Но в жизни так не бывает. С приходом Токаева к руководству страной эти проблемы начали постепенно решаться. И не всем это понравилось. Итогом стала попытка государственного переворота.
Но казахстанский народ верит в президента Токаева и надеется, что он до конца разберется с организаторами, идейными вдохновителями и финансовыми покровителями государственного переворота и что они будут привлечены к ответственности по всей строгости закона как изменники Родины невзирая на ранги, заслуги и положение. Ибо такой «гнойник» навсегда должен исчезнуть с тела нашего государства».